Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 19:28, курсовая работа
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Введение
5
1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
6
2 Основная текстовая и расчётно-аналитическая часть
10
Коллектив как социально – психологическая среда деятельности руководителя
2.1 Понятие о трудовом коллективе. Формальная и неформальная структура коллектива
10
2.2 Конфликты и конфликтные ситуации в трудовом коллективе. Способы разрешения конфликтов
15
Заключение
19
Список использованных источников
Управление конфликтами – составная часть управления персоналом. Чтобы успешно разрешить конфликт, руководителю прежде всего необходимо узнать породившие его причины. Они весьма разнообразны, но наиболее характерными считаются: - унижение личного достоинства работников в официальной или неофициальной обстановке;- резкое изменение отношения к работе; уклонение от выполнения указаний непосредственных или вышестоящих руководителей; - оскорбительные слова или поступки (с одной или обеих сторон); замкнутость или подавленность отдельных работников; формализм в управлении персоналом;- отрицательное отношение к нововведениям, их неприятие;- резкие негативные суждения об окружающих, о жизни и работе коллег или начальства;- отсутствие самообладания, низкая культура общения, импульсивность и вспыльчивость отдельных работников;- психологическая несовместимость, разный уровень моральных требований, представлений и ценностей, а также жизненного опыта и профессиональной подготовленности сотрудников компании.
Межличностные конфликты часто возникают из-за претензий, связанных с уровнем заработной платы, назначением премий, с нечеткой организацией труда, введением новых норм и расценок, с невниманием администрации к бытовым проблемам сотрудников, грубостью руководителей.
В производственной сфере конфликты возникают, как правило, из-за ограниченности ресурсов, которые приходится делить между подразделениями, взаимозависимости заданий, различий в целях. Неудовлетворительная коммуникация (передача искаженной информации) может быть как причиной, так и следствием конфликта.
Психологи выделяют несколько фаз разрешения конфликта: фиксацию конфликта; сбор относящихся к нему фактов; их оценку, выявление возможностей разрешения конфликта; поиски и выбор конкретных мер; использование этих мер, с возможностью их корректировки (собственно разрешение конфликта); контроль за ходом разрешения конфликта; оценку результатов.
В процессе разрешения конфликта должны быть установлены его субъекты, их действия (роли конфликтующих), причины конфликта, цели конфликтующих сторон, сферы сближения их позиций. Необходимо заставить конфликтующих принять определенные правила: проявлять взаимное уважение; постараться уяснить, как понимает конфликт другая сторона; четко сформулировать предмет обсуждения; определить, что в действительности разъединяет стороны; найти точки соприкосновения; прийти к общему решению проблемы.
Отечественный исследователь
И. Д. Ладанов (автор книг по практическому
менеджменту, невербальным способам общения,
психологии управления) разработал тактику
разрешения межличностных конфликтов. В рамках этой концепции выделяется
девять вариантов поведения сторон:
Поддержка статуса – жесткость позиции,
пассивное взаимодействие. Такая тактика
применяется, когда необходимо выиграть
время.
Пренебрежение противоречиями
– жесткость доказательств, средняя активность
взаимодействия. Эта тактика применяется
в том случае, когда нужно утвердить свою
позицию, но нет полномочий по управлению
другими лицами.
Доминирование – жесткость
доказательств, высокая активность взаимодействия.
Используются методы убеждения, внушения,
поощрения и наказания.
Тактика применяется
в условиях, когда нет времени для дискуссии,
когда руководитель считает свою точку
зрения единственно правильной.
Апелляция к установленным правилам игры
– средняя степень гибкости, пассивное
взаимодействие. Такой тип поведения уместен,
когда требуется показать свою приверженность
узаконенным ритуалам.
Компромисс – средняя степень гибкости, средняя активность взаимодействия. Тактика применяется в тех случаях, когда стороны убеждены, что сближение невозможно. Обе стороны действуют под своими лозунгами, но учитывают договоренности.
Взаимные уступки – средняя
степень гибкости, высокая активность
взаимодействия. Подобная тактика может
применяться в тех случаях, когда оппоненты
ощущают явную выгоду от взаимных уступок
или когда отказ от уступок обойдется
им значительно дороже.
Уступка оппоненту –
высокая степень гибкости в доказательствах,
пассивность
во взаимодействии. Несмотря на расхождения во взглядах, один оппонент воздерживается от противоборства, поскольку рассматривает эти расхождения как несущественные. Такое поведение уместно и в том случае, когда за счет уступок в тактических вопросах можно обеспечить стратегический выигрыш.
Воодушевление оппонента –
высокая степень гибкости, средняя степень
взаимодействия. Используя такую тактику,
одна из сторон призывает другую к разрешению
проблемы, выражая готовность оказать
всемерную помощь. Тактика применяется
в случаях, когда другая сторона способна
решить проблему, но не уверена в этом. Сотрудничество – высокая степень
гибкости, высокий уровень взаимодействия.
Тактика заключается в совместном деловом
обсуждении точек зрения, поиске и нахождении
взаимовыгодного решения; применяется
в сложных ситуациях, а также в случае,
когда все участники конфликта желают
мирного исхода.
В западной психологии
управления принято выделять две основные
категории методов разрешения конфликтов
– структурные и межличностные.
К структурным методам относятся: - разъяснение требований к работе; - координационные и интеграционные механизмы; главный координационный механизм – это установление иерархии полномочий, к интеграционным механизмам причисляют формирование управленческой иерархии, использование служб, осуществляющих связи между функциями, межфункциональные группы, целевые группы, совещания при участии представителей разных отделов; - выдвижение общеорганизационных комплексных целей, для достижения которых требуется совместная работа двух и более людей или подразделений компании; - создание системы вознаграждений. Основными межличностными методами разрешения конфликтов являются: – уклонение – когда человек старается избежать конфликта или уйти от него; - сглаживание – когда человек пытается не замечать или не выпускать наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности; – - принуждение – когда человек любой ценой пытается заставить оппонента принять свою точку зрения; - компромисс – когда человек принимает точку зрения оппонента, но лишь до некоторой степени; - решение проблемы – когда стороны конфликта признают различия во мнениях, выражают готовность ознакомиться с точкой зрения оппонента, - установить причины конфликта и выработать способ его нейтрализации, приемлемый для обеих сторон.
Заключение
Изучив специальную литературу и проанализировав кадровую политику предприятия можно сделать следующие выводы: трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников организации для достижения определенной цели.
Формирование высококвалифицированных трудовых коллективов является решающим фактором результативности производства и высококачественной конкурентоспособной продукции.
Для более качественного подбора кадров, организации необходимо определиться с источниками набора персонала.
Качество работы трудового коллектива во многом зависит от отлаженной системы мотивации как индивидуальной, так и коллективной.
Для более эффективной работы трудового коллектива, прежде всего, необходимо создать благоприятный морально психологический климат среди его членов.
Одна из основных задач руководителя - сплочение трудового коллектива, что и является определенным процессом развития внутригрупповых связей.
Важным элементом деятельности организации является правильное управление трудовым коллективом, так как без людей цели организации не будут достигнуты.
Следовательно, формирование высокопрофессионального трудового коллектива, создание в нем особого морально – психологического климата довольно не простая задача для руководителя.
По проведенному анализу можно отметить, без конфликтов организация не может существовать. Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом. Конфликт также ставит сотрудников перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем. Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И сотрудники должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
В результате исследования для наиболее хорошего управления конфликтами могу предложить создать отдел, занимающийся рассмотрением конфликтов и их предупреждением или устранением.
Для более эффективной работы трудового коллектива СХФ ОАО «МЗИВ» «Красный Май», прежде всего, необходимо создать благоприятный морально психологический климат среди его членов.
Одна из основных задач руководителя - сплочение трудового коллектива, что и является определенным процессом развития внутригрупповых связей.
Важным элементом деятельности организации является правильное управление трудовым коллективом, так как без людей цели организации не будут достигнуты.
Список использованных
источников
Информация о работе Коллектив как социально – психологическая среда деятельности руководителя