Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:59, реферат
В настоящее время в России усиливается интерес к проектному менеджменту (ПМ) как к наиболее эффективной организационно-деятельностной парадигме и управленческой культуре осуществления проектов. Однако в силу новизны сам ПМ, как профессиональная область деятельности, часто интерпретируют в понятиях и связях системного анализа, управления системами, информационных технологий и др. или путают с такими видами управленческой деятельности, как администрирование, руководство, контроллинг.
СОВРЕМЕННАЯ КОМАНДА МЕНЕДЖМЕНТА ПРОЕКТА
Владимир Михеев,
СPMP IPMA (Level "C"), вице-президент СОВНЕТ,
Статья опубликована в журнале "Директор ИС" №
5 за 2001 год
Термин "команда" стал очень моден в России. Количество интерпретаций этого понятия близко к количеству людей, его употребляющих. Поэтому в этой статье я попытаюсь дать то понимание "команд в проекте", которое используется в современном менеджменте проектов (проектном менеджменте, управлении проектами) в рамках международных стандартов, требований и норм профессиональной деятельности управляющих и менеджеров проектов
Угол
зрения зависит от занимаемого места.
Закон Майлса
1. Менеджмент проектов
Никогда
не рассчитывайте, что так
называемый "профессионал" действует
исключительно в ваших интересах.
Дэвид Махони
В настоящее время в России усиливается интерес к проектному менеджменту (ПМ) как к наиболее эффективной организационно-деятельностной парадигме и управленческой культуре осуществления проектов. Однако в силу новизны сам ПМ, как профессиональная область деятельности, часто интерпретируют в понятиях и связях системного анализа, управления системами, информационных технологий и др. или путают с такими видами управленческой деятельности, как администрирование, руководство, контроллинг.
ПМ не получил пока широкого распространения
в России в силу того, что является
принципиально новой
Существуют различные
В частности, проектный менеджмент, как вид профессиональной деятельности, включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного достижения его целей [1]. А менеджмент проекта является:
Менеджмент проектов в более
широком понимании - это профессиональная
деятельность, ориентированная на получение
эффективных результатов путем
успешного осуществления
Одним из основных понятий в ПМ является понятие "команда", а в управлении проектами - менеджмент человеческих ресурсов проекта, включающий в себя процессы планирования, формирования и создания команды (TeamBuilding), ее развития и обеспечения деятельности (TeamDevelopment), трансформации или расформирования команды. (Вопрос целесообразности образования новых терминов и словосочетаний в таком количестве, тем более являющихся прямой калькой с английского, спорен. Здесь отметим лишь, что в данной статье автор различает управление штатом и трудовыми ресурсами как формально измеримыми величинами от того, что в гораздо меньшей степени формализуется и что часто обозначается тоже не очень-то радующим слух сочетанием слов: "человеческий фактор". - Прим. ред.)
2. Команда менеджмента проекта
Собраться
вместе есть начало,
Сохраниться вместе есть прогресс,
Работать вместе есть успех.
Генри Форд
2.1. Команды в проекте
Под формированием и созданием команды в общем случае понимается процесс целенаправленного "построения" особого способа взаимодействия людей в группе (называемой командой), позволяющего эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями данной группы (команды). Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.
Условно можно определить четыре вида Команд (групп), классифицированных по содержанию их работы, которые наиболее часто формируются в явном или неявном виде в практической деятельности предприятий [4].
1. Команды, которые создают что-
Команды проекта (проектные
Команды) полностью попадают в эту
группу. Они носят временный характер,
который определяется сущностью
проекта как временной
2. Команды (группы), которые имеют дело с проблемами, целями и задачами на предприятии через анализ, контроль и рекомендации.
Команды по аудиту и контроллингу, группы оценки качества.
3. Команды (группы), которые не
являются специальными, а составляют
постоянную часть
Производственные команды (группы), команды продаж и обслуживающие команды (бригады, группы).
4. Команды многоисполнительской управленческой природы.
Эти команды обычно формируются на высших уровнях управления предприятием и имеют форму исполнительных комитетов, управленческих команд или топ-менеджмента предприятия.
Примеры наиболее распространенных команд (групп) приведены в табл. 1.
Таблица 1. Примеры классификации Команд
Виды Команд: КП - Команда Проекта; УК - Управленческая Команда (группа) (см. выше пп. 2-4). | ||||
№ |
Назначение Команды |
Содержание работы |
Вид команды |
Форма и время существования |
1. |
Реинжиниринг |
Управление процессами глубоких преобразований (фактическое создание "новой" компании) |
КП |
Временная |
2. |
Развитие продуктов и процессов |
Управление развитием
новых продуктов и |
УК |
Постоянная |
3. |
Антикризисное управление |
Выведение компании из кризисной ситуации |
КП |
Временная |
4. |
Обеспечение производственной деятельности |
Управление и исполнение производственной работы |
УК |
Постоянная |
5. |
Решение проблем, содействие и помощь |
Оценка и разрешение организационных и возникающих проблем |
КП |
Временная |
6. |
Бэнчмаркетинг |
Маркетинг деятельности аналогичных
предприятий и выработка |
УК |
Постоянная |
7. |
Управление проектом внедрения |
Проектирование и введение в действие нового оборудования (технологий) |
КП |
Временная |
8. |
Группа качества |
Внедрение и осуществление всеобщего управления качеством (TQM - totalqualitymanagement) |
УК |
Постоянная |
9. |
Инновации |
Проектирование, разработка и реализация новых идей и инициатив в организации |
КП |
Временная |
10. |
Аудит и контроллинг |
Оценка эффективности организации и процессов |
УК |
Постоянная |
11. |
Развитие нового бизнеса |
Проектирование, формирование и развитие нового для компании рискованного бизнеса |
КП |
Временная |
12. |
Управление текущей |
Принятие и осуществление управленческих решений высокого уровня |
УК |
Постоянная |
В организационной структуре
1. Команда проекта (КП) - организационная структура, создаваемая на период осуществления всего проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.
2. Команда управления проектом (КУП) - организационная структура, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе - представителей отдельных участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.
3. Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления всего проекта или его фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.
2.2. Соотношение между различными командами в проекте
Требует пояснения вопрос о том, когда и зачем нужно выделять несколько типов команд в проекте, стоит ли не усложнять ситуацию.
Мировая практика показывает, что разделение команд целесообразно в проектах, в которых необходимо четкое фиксирование позиций различных его участников (прав, полномочий, ответственности, доли участия и долей в прибыли и пр.). В частности, выделение нескольких проектных команд целесообразно для больших, смешанных, средне- и долгосрочных проектов или же когда количество участников проекта достаточно велико, а их интересы противоречивы.
Главный критерий эффективности деятельности команд в проекте - его успех. Если главный менеджер проекта считает, что дифференциация команд снижает риски и способствует успеху проекта, то в этом случае именно он берет на себя всю ответственность за успешное достижение целей проекта. Однако он должен четко оговорить условия его осуществления, обеспечить формальное описание, разделение и закрепление компетенций различного типа проектных команд. В современной культуре менеджмента проектов (как "западной", так и "восточной") этот факт является осознанной необходимостью успешного осуществления любого проекта.
Так как Команды в проекте
различаются своими целями, задачами,
компетенцией и мерой ответственности
за результаты осуществления проекта,
то их позиция, место и роль в проекте
и по отношению к проекту
КП организуется, как правило, под долгосрочные проекты с большим числом участников, которые, может быть, не участвуют непосредственно в управлении процессами проекта, но определяют политику и стратегию проекта, исходя из собственных интересов.
КУП также организуется в рамках
достаточно больших проектов или
когда проект ("контрольный пакет")
в основном принадлежит исполняющей
(или родительской) организации. В
этом случае отдельные управленческие
функции или осуществление
Особенностью КМП является то, что она одновременно занимает внешнюю (субъект управления) и внутреннюю (изменяющийся по ходу проекта элемент) позицию по отношению к проекту (как объекту управления) и к процессам его осуществления.
Дело также в том, что КМП -
это совокупность управленческих ролей,
которые могут исполнять как
несколько человек, так и один
профессионально грамотный
Соотношения между этими типами команд зависят от проекта. Для больших проектов наличие трех типов команд достаточно очевидно. А в малых проектах КП и КУП могут "умещаться" в КМП.
Одним из критериев выделения нескольких команд в проекте является целесообразность разделения ответственности между различными участниками и персоналом проекта по уровням принятия решений (см. рис. 1).
Разделение компетенций в