Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:59, реферат
В настоящее время в России усиливается интерес к проектному менеджменту (ПМ) как к наиболее эффективной организационно-деятельностной парадигме и управленческой культуре осуществления проектов. Однако в силу новизны сам ПМ, как профессиональная область деятельности, часто интерпретируют в понятиях и связях системного анализа, управления системами, информационных технологий и др. или путают с такими видами управленческой деятельности, как администрирование, руководство, контроллинг.
2.3. Цели КМП в проекте
Цели
управляют людьми.
Из практики проектного менеджмента
КМП должна удовлетворить интересы Заказчика и других участников проекта, не входящих в команду, которые выражены в виде декларируемых и/или латентных (скрытых, явно не формулируемых. - Прим. ред.) целей.Например, в проекте можно выделить: цели Заказчика; цели участников проекта, входящих в команду; цели других участников проекта, не входящих в команду; цели родительской (исполняющей) организации; цели проекта; цели команды; цели членов команды.
На практике цели КМП, интересы участников
и соответствующие цели и задачи
проекта (декларируемые и латентные)
часто носят противоречивый характер.
Множественность интересов и
целей различных участников проекта
определяет и зону их конфликта (см.
рис. 2). Поэтому квалификация, мастерство
и искусство менеджмента
Задачи, изначально поставленные перед командой менеджмента проекта и возникающие в ходе его осуществления, полностью определяются набором тех декларируемых и латентных целей, носителями которых являются участники проекта.
3. Создание и развитие КМП
Создание
команды - процесстранс-
формации сборища индивидуальностей
с различными интересами, сущностью
и опытом в интегрированную
и эффективную рабочую единицу.
В. Верма
3.1. Сущность и характеристики КМП
Сложность создания и развития эффективной КМП связана с тем, что она занимает тройственную позицию при осуществлении проекта.
С другой стороны, КМП является основой любой технологии управления проектом и представляет собой интегрированную совокупность разнородных элементов. Неполный перечень характеристик, элементов и составляющих КМП (см. табл. 2), которые необходимо не просто учесть, но и увязать их в интегрированном пространстве проекта [6, 7], показывает сложность задачи формирования и создания того или иного типа Команды в проекте.
Таблица 2. Характеристики, элементы и компоненты КМП
Однако основная проблема при создании
КМП не столько в трех ее "сущностях"
(ипостасях), в количестве и качестве
элементов, а в том, что вся
эта совокупность элементов должна
работать согласованно и целенаправленно.
Причем выделить приоритеты из этой совокупности
затруднительно, так как для разных
целей и на разных фазах жизненного
цикла проекта они могут
Особо следует учитывать при формировании команды то, что эффективная КМП не может быть создана "вообще" под любые проекты. Под каждый конкретный проект нужно создавать КМП, наиболее адекватную именно для него. Причем речь идет не о замене персонального состава, а о перераспределении управленческих ролей, взаимосвязей между членами КМП, ответственности и т. п. Иначе - возложение исполнения нового проекта на команду другого проекта без ее "технологической настройки" на выполнение иных уникальных задач (напомню: любой проект уникален по своему определению) почти всегда приводит к неадекватности и неэффективности командных действий по отношению к новому проекту.
Следует также учитывать, что КМП изменяется по мере перехода проекта от одной его фазы к другой. Изменения касаются не столько персональных участников проекта, сколько перераспределения ролей, функций и ответственности среди членов КМП. А это означает, что по мере развития проекта одни люди, имеющие "вес" и значимость на одной фазе проекта, при переходе в другую фазу будут терять свой "вес" в нем. Конфликт интересов очевиден, но разрешается такой конфликт с большим трудом и часто с большими потерями для проекта. Искусство управляющего проекта в том и состоит, чтобы конфликт перевести в конструктивное русло.
3.2. Стадии существования КМП
Период существования КМП
На практике все эти стадии проявляются в разных формах, и очень часто Команды "разваливаются", так и не дойдя не только до эффективного исполнения проекта, но и до стадии нормализации деятельности. Это зависит от общего уровня управленческой профессиональной культуры как в организации, так и вокруг нее. Искусство управляющего (руководителя, лидера) Команды состоит в том, чтобы обеспечить конструктивный переход команды проекта из одной жизненной фазы (стадии) проекта в другую в рамках проектной деятельности и довести проект до успешного завершения.
3.3. Управление
трудовыми ресурсами проекта
и менеджмент человеческих
В общем случае человеческие ресурсы проекта - это совокупность профессиональных, деловых, личностных качеств участников проекта и членов его команды и их возможностей (влияния, "веса", связей и т. п.), которые могут быть использованы при осуществлении проекта. Трудовые ресурсы являются частью человеческих ресурсов, рассматриваемых как измеряемый ресурс в проекте.
Персонал - это конкретные индивидуумы, частью которых является их квалификация, исполнение функционально-должностных обязанностей и пр., что описывается в рамках штатного расписания проекта.
В проекте всегда есть то, что управляется
посредством использования
Чем можно "управлять" в проекте с точки зрения управления процессами?
Трудовыми ресурсами и штатом проекта, то есть теми объектами управления, которые "измеряемы" в основном в количественной форме.
Чем можно "управлять" в проекте в условиях недостатка информации и слабой прогнозируемости поведения объекта управления при принятии того или иного управленческого решения? Иначе говоря - с позиции "менеджмента" и "искусства"?
Человеческими ресурсами и персоналом, то есть теми объектами управления, которые измеряемы частично - и то в основном в качественной форме.
Когда мы говорим о современном менеджменте применительно к человеческим ресурсам и персоналу, то имеем в виду управление неизмеряемыми величинами.
Планировать можно то, что поддается
измерению. В рамках организационного
планирования проекта проводится расчет
требующихся для его
В этом случае планируются сроки и длительность использования (загрузка, трудозатраты) менеджеров и специалистов. Также определяется стоимость привлекаемых трудовых ресурсов, исходя из их квалификации, потребностей и возможностей проекта, видов работ (пакетов работ), соответствующей рыночной или нормативной стоимости их работ (услуг) и пр. Производится также назначение персонала на определенные работы (пакеты работ) и/или направления работ.
Во всех специализированных программных
продуктах (ПП) по управлению проектами
используются блоки по управлению штатом
и трудовыми ресурсами с
К достаточно распространенным и поддерживаемым на российском рынке ПП относятся как "большие" мультипроектные профессиональные системы - PrimaVeraPlanner 3.0, OpenPlanProfessional, так и более "скромные" - MicrosoftProject 2000, SureTrackManager 2.0. В рамках подсистем по управлению персоналом в этих ПП имеются хорошие возможности для планирования и использования привлекаемых к проекту специалистов (как его измеряемого ресурса). Но этого недостаточно.
Для проекта важно понимание границ применимости программных продуктов в области управления человеческими ресурсами: там, где речь идет об "управлении человеком" как измеряемым ресурсом, специализированных программных продуктов по управлению проектами достаточно.
В проектах, в которых человеческий
фактор имеет решающее значение, ориентация
только на управление "трудовыми
ресурсами" и "штатом" без учета
организационной и
3.4. Интегрированная культура КМП
Достижение
МЫ ДУМАЕМ вместо Я ДУМАЮ
является продуктом многих голов и рук.
Джеймс Аткинсон
4. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КМП
4.1. Результаты деятельности КМП
Для каждого проекта и каждого заказчика критерии успеха могут быть определены и описаны в измеряемой форме. Можно выделить три традиционных типа критериев:
В каждом конкретном проекте требуется произвести выбор как критерий его успешного завершения, так и выбор характеристик и показателей (качественных и количественных), позволяющих оценить эффективность деятельности КМП. Это ключевая задача тех участников проекта (заказчика, владельца проекта, спонсора), которые вкладывают свои ресурсы (деньги, время, связи и др.) в осуществляемый проект и ожидают получения соответствующей выгоды (прибыли, повышения статуса, расширения возможностей и т. п.).
В общем случае успешными основными результатами деятельности КМП являются:
Другие, более конкретные результаты
деятельности КМП в проекте определяются
по отношению к исполняющей
Следует иметь в виду, что результаты
деятельности КМП в идеале должны
быть измеримы. Поэтому на стадии планирования
проекта предусматривается