Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть виды коммуникаций в организации и их роль в реализации потенциала и влияние на поведение сотрудников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: исследовать коммуникации в организации и определить их роль и влияние на поведение сотрудников; на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о коммуникациях в организации; рассмотреть сущность и специфику коммуникаций в организации; систематизировать и обобщить знания, научные подходы к данной проблеме.
Гипотеза: повышение уровня коммуникативных навыков сотрудников, в частности коммуникативной компетенции и толерантности, позволяет уменьшить их конфликтность.
I. Введение
1.1 Обоснование и актуальность выбранной темы
1.2 Развитие коммуникаций в системе управления
3
5
Глава II. Теоретическая часть: «Коммуникации в системе управления»
2.1
Коммуникации: понятие, виды, их характеристика.
6
2.2
Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика.
9
2.3
Структура коммуникаций
15
2.4
Коммуникационные барьеры
17
Глава III. Практическая часть: «Характеристика и опыт работы российской фирмы ООО «Агат-тур»
20
4.
Выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении
22
5.
Используемая литература
24
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
Факультет Управления
Кафедра Менеджмент и маркетинг
Специальность Менеджмент организации
по дисциплине |
Основы менеджмента |
Тема: |
«Коммуникации в менеджменте» |
(тема работы) |
Выполнила студентка |
II курс, ТУЗс3.1/0-10, Нестерова Ульяна Аркадьевна |
(курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
Количество слов в работе |
4392 |
Руководитель работы |
Соколов М.Ф. |
(ученая степень, звание, фамилия и инициалы) |
|
К защите __________________________ (дата, подпись руководителя) |
Работа защищена с оценкой____________ |
Тула 2012г.
Содержание
I. Введение 1.1 Обоснование и актуальность выбранной темы 1.2 Развитие коммуникаций в системе управления |
3 5 | |
Глава II. Теоретическая часть: «Коммуникации в системе управления» |
||
2.1 |
Коммуникации: понятие, виды, их характеристика. |
6 |
2.2 |
Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика. |
9 |
2.3 |
Структура коммуникаций |
15 |
2.4 |
Коммуникационные барьеры |
17 |
Глава III. Практическая часть: «Характеристика и опыт работы российской фирмы ООО «Агат-тур» |
20 | |
4. |
Выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении |
22 |
5. |
Используемая литература |
24 |
Введение
1.1 Обоснование и актуальность выбранной темы
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Опыт как российских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого - плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.
Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники стараются помогать друг другу пережить трудности.
Все это уже давно осознали зарубежные и многие отечественные менеджеры. Но как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами? - вот главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.
Цель данной работы: рассмотреть виды коммуникаций в организации и их роль в реализации потенциала и влияние на поведение сотрудников.
Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи: исследовать коммуникации в организации
и определить их роль и влияние на поведение
сотрудников; на основании теоретического
анализа изучения проблемы, систематизировать
знания о коммуникациях в организации;
рассмотреть сущность и специфику коммуникаций
в организации; систематизировать и обобщить
знания, научные подходы к данной проблеме.
Гипотеза: повышение уровня коммуникативных
навыков сотрудников, в частности коммуникативной
компетенции и толерантности, позволяет
уменьшить их конфликтность.
Объект исследования: коммуникации в организации.
Предмет исследования: коммуникации в организации, их виды, роль в реализации потенциала, влияние на поведение сотрудников.
Значимость исследования: значимость нашего исследования заключается в разработке эффективного комплекса поддерживающих воздействий на развитие коммуникативной компетентности сотрудников организаций.
1.2. Развитие коммуникаций в системе управления
Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего менеджмента) произошло не так давно (10 лет – это небольшой период), то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей.
В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Естественно в обоих описанных мной ситуациях есть исключения. Так при командно - административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.
В данной работе характеризуются как плохие коммуникации (для того, чтобы понимать, как не нужно руководить предприятием), так и эффективные коммуникации, налаженные потоки и обратные связи.
Глава II. Теоретическая часть: «Коммуникации в системе управления»
2.1. Коммуникации - понятие, виды, их характеристика
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. 1
Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.
Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы достигнуть определенной цели, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.
Цели коммуникаций:
- обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
- совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
- создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
- регулирование и рационализация информационных потоков.
Основные функции коммуникации:
- информативная - передача истинных или ложных сведений;
- интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
- перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
- экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Коммуникации подразделяются на следующие виды:
Неумение слушать и плохая обратная
связь в межличностной
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:
- формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
- неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации. Один из каналов неформальной коммуникации - распространение слухов. Таким образом ,информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения.2
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
- горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.
Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:
- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;
- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.
Межличностные коммуникации делят также на:
- вербальные (словесные);
- невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.
Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.
2.2. Коммуникационный
процесс, понятие, основные
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.