Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:16, реферат
Коммуникации – это то, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.
Введение
Коммуникации – это то, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.
Однако, коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень важен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.
Термин «коммуникации» широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так, транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми видами транспорта от одного пункта к другому. Инженерные коммуникации образуют сложную инфраструктуру города и микрорайонов, подводя к домам и предприятиям воду, тепло, электроэнергию, канализацию и др. Информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей.
Вместе с тем, общение людей
также является
Глава I
Что такое коммуникации и организация
Сущность и виды коммуникаций
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение) – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Коммуникации – это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций, телефонного разговора, когда наибольший объем информации передается посредством голосовой связи. Письменные коммуникации реализуются через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания. В процессе чтения литературы мы изучаем историю, экономику, политику, культуру и тем самым черпаем знания из книгохранилища мировой культуры. Несмотря на развитость вербальных коммуникаций, их удельный вес в процессе человеческого общения, по мнению ученых, не превышает 10%.
Невербальные коммуникации осуществляются
посредством языка телодвижений и параметров
речи. Язык телодвижений – главный компонент
невербальных коммуникаций, оказывающих
воздействие на другого человека (до 55%
всех коммуникаций). К нему относятся одежда,
осанка, жесты, собственно телодвижения,
фигура человека, поза, выражение лица,
контакт глазами, размер зрачков, расстояние
между говорящими. Параметры речи – второй
по значимости компонент невербальных
коммуникаций, который составляет до 35%
всех коммуникаций. К параметрам речи
мы относим интонацию, тембр голоса, темп
речи, частоту дыхания, выбор слов, употребление
жаргона, громкость голоса, произношение
слов и др.
Коммуникация как функция управления организацией
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации – это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности
управления.
Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важным в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления. В связи с этим, высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения.
Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей, или должностных инструкций.
Автор книги «Предприятие будущего» Г. Аммельбург определяет значение
коммуникативных процессов в организации, пользуясь сравнением с живым организмом. Организацию в широком понимании он представляет как систему, образуемую определенными функциями: собственно организацией, коммуникацией и мотивацией.
В узком понимании, организация – это
структура, конструкция, делающая возможным
протекание процессов, связанных с движением
(«скелет»).
Понятие организации
В широком смысле понятие «организация» применяется к биологическим, социальным и техническим объектам. В научных работах понятие «организация» определяется как:
− внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого;
− совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
− объединение
людей, совместно реализующих
В этих определениях выделяются три уровня организации: структурный, процессуальный и социально-психологический.
А. Файоль, которого считают отцом классического менеджмента, отмечал, что организовывать - значит «строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия».
По мнению М. Мескона, чтобы рассматривать некоторую группу как организацию, необходимо наличие, по крайней мере, двух человек, которые
считают себя частью этой группы; одной цели (т. е. желаемого конечного
состояния или результата), которую понимают как общую все члены данной
группы; членов группы, работающих для достижения значимой для всех цели.
Соединив в одно целое эти существенные характеристики, можно дать
следующее определение:
организация есть группа людей, деятельность
которых сознательно координируется,
для достижения общей цели или целей.
Глава II
Внутренние коммуникации в организации
Особенности внутренних коммуникаций в организации
В современной литературе описываются различные типы организаций: системная, живая, развивающая, социальная, техническая, психологическая, экономическая, потребляющая ресурсы и преобразующая их в конечный продукт, многообразная по целям и методам, применяемым в достижении целей. Эти и многие другие определения могут использоваться по отдельности, в различных сочетаниях, с различной детализацией для определения типа современных организаций.
Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей. Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации. Для того, чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима развитая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого. Каждый тип организации может быть работоспособным только в том случае, если в нем культивируются соответствующие именно ему формы реализации функций управления.
Роль коммуникации в процессах организации
обратной связи вряд ли можно переоценить.
Целостность организации, ее принадлежность
к какому-то конкретному типу определяются
тем, каким именно способом коммуникации
объединяют элементы внешней и внутренней
среды и направляют деятельность на достижение
поставленных целей. Основные различия
коммуникаций заключаются в их структурных
и процессуальных характеристиках.
Структура внутренних коммуникаций
Организационную структуру
передачи информации, обеспечивающую необходимый уровень эффективности. Она определяет принципы разделения труда, структуру и размеры подразделений, правила делегирования полномочий. Выделяют три параметра, характеризующих особенности организационных структур: степень формализации, сложность, степень централизации.
Г. Минцберг выделяет
− взаимное согласование (рис.1 а): способствует координации труда благодаря простому процессу неформальных коммуникаций. Контроль над процессом труда осуществляется самими работниками;
− прямой контроль (рис.1 б): способствует координации, так как ответственность за работу других людей, определение заданий для них и наблюдение за их действиями возлагаются на одного человека;
− стандартизация рабочих процессов (рис.1 в): предполагает точное определение (спецификацию) или программирование содержания труда;
− стандартизация выпуска (рис.1 в): специфицируются результаты труда (параметры изделия, нормы выработки);
− стандартизация навыков и знаний (квалификации): означает точное определение необходимого для участия в процессе труда уровня подготовки работников (рис.1 в).
На практике комбинируются все пять способов координации деятельности организаций. Проблемы выбора и комбинирования механизмов координации - актуальная тема для менеджмента.
Глава III
Разновидности коммуникаций в организации
Виды коммуникаций в организации
Коммуникации, осуществляющиеся в организациях, могут быть классифицированы по ряду признаков. Осуществляющиеся с помощью технических средств информационных технологий, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляющиеся с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС). Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.
Межличностные коммуникации. Межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. Именно они пр6едставляют большую значимость для изучения организационного поведения. На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы (рис.).
Эффективность межличностных коммуникаций во многом зависит от обратной связи. С ее помощью отправитель понимает, передано ли сообщение, получено ли оно и правильно ли понято и принято получателем.
Получатель должен быть убежден в компетентности отправителя. В зависимости от компетентности, предшествующего опыта разные люди по-разному могут интерпретировать одно и то же сообщение, что обуславливает различные подходы к кодированию и декодированию информации. При некомпетентности отправителя коммуникация может не состояться.
Доверие получателя к отправителю как к руководителю, так и к личности – также важное условие осуществления коммуникации. При этом получатель должен признавать право отправителя на передачу сообщения.
В отношении ожидания получателя важно отметить, что люди хорошо воспринимают только то, что они готовы воспринять. Неожиданная информация может не восприниматься.