Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:51, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности коммуникационного процесса и определение коммуникативные особенности управления организации.
Задачами данной работы было показать:
- рассмотреть сущность, виды, цели и способы коммуникаций в организации;
- изучить основные элементы и этапы коммуникационного процесса в организации;
- проанализировать систему коммуникаций на основе Открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» (ОАО «Архэнергосбыт»);
Введение……………………………………………………...………………3
1. Сущность коммуникационного процесса……………………………....5
1.1. Основные элементы, этапы коммуникационного процесса………6
1.2. Коммуникационные стили……..........................................................13
1.3. «Законы» психологической организации субъекта и объекта управления……………………………………………………………………….15
2. Анализ коммуникационного процесса Открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» (ОАО «Архэнергосбыт») Архангельской области…………………………………………………………21
2.1. Общая характеристика организации………………………………21
2.2. Анализ коммуникационного процесса в организации……………22
2.3. Рекомендации по совершенствованию коммуникационного процесса в организации…………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………...........33
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Гуманитарно-экономический факультет
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Управление персоналом»
Тема: «Коммуникации в организации»
Выполнила: студентка 5 курса
Гуманитарно-экономического факультета
специальности «Государственное и муниципальное управление» Трофимова Анастасия Александровна
Научный руководитель:
ассистент кафедры менеджмента
Цилибина Таисья Васильевна
2012
Содержание
Введение……………………………………………………..
1. Сущность коммуникационного процесса……………………………....5
1.1. Основные элементы, этапы коммуникационного процесса………6
1.2. Коммуникационные стили…….......................
1.3. «Законы»
психологической организации субъекта
и объекта управления……………………………………………………
2. Анализ
коммуникационного процесса Открытого
акционерного общества «Архангельская
сбытовая компания» (ОАО «Архэнергосбыт»)
Архангельской области…………………………………………………………
2.1. Общая характеристика организации………………………………21
2.2. Анализ коммуникационного процесса в организации……………22
2.3. Рекомендации
по совершенствованию коммуникационного
процесса в организации…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………........
Введение
В обыденности коммуникации являются передачей информации от человека к человеку. Без обмена информацией люди не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их, поэтому в менеджменте коммуникации – это обмен информацией между людьми, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации.
Руководитель тратит большую часть своего времени на коммуникации, в связи с этим он должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения, т.к. образно говоря, он выполняет работу «чужими руками».
Таким образом,
коммуникации являются важнейшим элементом
обеспечения эффективности
Роль коммуникационного процесса очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Актуальность выбранной темы заключается в неотъемлемости рабочего процесса от коммуникационного, т.к. без общения между сотрудниками организация не сможет добиться хороших результатов.
Целью данной работы является исследование сущности коммуникационного процесса и определение коммуникативные особенности управления организации.
Задачами данной работы было показать:
- рассмотреть сущность, виды, цели и способы коммуникаций в организации;
- изучить основные элементы и этапы коммуникационного процесса в организации;
- проанализировать систему коммуникаций на основе Открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» (ОАО «Архэнергосбыт»);
- разработка рекомендаций по совершенствованию процесса в ОАО «Архэнергосбыт».
Объектом изучения является коммуникационный процесс в управлении как поведенческая активность субъектов. Предметом – эффективное использование коммуникаций руководителями для достижения целей организации.
Люди, в частности руководитель, тратят на коммуникации 50—90% своего времени, т.к. на протяжении рабочего и личного времени они общаются, исполняют роли межличностного общения, информационные роли и роли, связанные с принятием решений, а также выполняют все управленческие функции. Именно потому, что коммуникации являются неотъемлемой частью всех основных видов деятельности менеджера, их называют связующим процессом [13].
Все три основные ролевые установки менеджеров и все четыре основные управленческие функции нацелены на формулировку организационных целей и их достижение, и степень реализации этих целей, как правило, напрямую зависит от качества коммуникаций. Следовательно, эффективные коммуникации просто необходимы для успеха, как отдельного работника, так и организации в целом.
Основная задача менеджмента – получение прибыли, что напрямую зависит от умения руководителя управлять делами. Можно увидеть связь между коммуникацией, информацией и умением руководителя работать. Известно, что обмен информацией в организациях не всегда так эффективен, как следовало бы. На деле люди общаются между собой менее эффективно, чем им это кажется.
Этот факт отлично проиллюстрировало исследование Р. Лайкерта, проанализировавшего деятельность бригадиров и их подчинённых одного из предприятий коммунального обслуживания.
В то время как 85% бригадиров считали, что их подчинённые могут свободно обсуждать важные деловые проблемы, лишь 5 % признались, что действительно это делают. В ходе другого исследования руководитель отдела сообщил, что дал инструкции и донёс до подчинённых решения по 165 конкретным моментам. Однако, по сведениям подчинённых, они знали лишь о 84 его распоряжениях. Ещё один исследователь проанализировал деятельность калифорнийской компании в сфере здравоохранения и выявил серьёзные расхождения в оценке эффективности коммуникаций представителями менеджмента высшего, среднего и низшего уровней.
Кроме того, зачастую переданное сообщение неправильно понимается его получателем, что также является признаком неэффективных коммуникаций. Дж. Майнер, выдающийся исследователь в сфере менеджмента, считает, что всего 50% контактов в организации приводят в результате к взаимопониманию сторон. И, как правило, причиной этому является неспособность людей учесть тот факт, что коммуникации представляют собой обмен. В ходе обмена активную роль играют обе стороны.
Итак, коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми, основной целью которого является обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей [13].
1.1 Основные элементы, этапы коммуникационного процесса
В процессе коммуникационного обмена выделяют четыре базовых элемента:
1) отправитель - лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее;
2) сообщение - информация, закодированная в виде символов;
3) канал - средства передачи информации;
4) получатель (реципиент) - лицо, которому предназначена информация и которое её интерпретирует [8].
При обмене
информацией отправитель и
На коммуникационный процесс оказывает влияние и то, как развиты и развиваются у сотрудников коммуникативные способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения, быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить и быстро находить нужную информацию, чётко, ясно и кратко передавать сообщение и др. Срывы могут возникать и из-за перегрузки отдельных точек, лиц в коммуникативных сетях, превышающей их психологическую пропускную способность.
Коммуникационный процесс включает в себя следующие этапы: (рис.1)
1) генерирование идеи;
2) кодирование и выбор канала;
3) передача;
4) декодирование.
Рис.1. Простая модель процесса коммуникаций
Хотя весь процесс коммуникации нередко требует всего нескольких секунд и, следовательно, выделить в нем этапы довольно трудно, нужно проанализировать каждый из них и выявить проблемы, возникающие на каждом из этапов.
1) Генерирование идеи
Коммуникации начинаются с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую важную идею или сообщение надо донести. К сожалению, многие такие попытки дают сбой уже на первом этапе, поскольку отправитель не уделяет достаточного времени обдумыванию идеи. Важность данного этапа подчёркивает К. Дэвис: «Неудачно составленное сообщение не улучшат ни глянцевая бумага, ни громкоговоритель. Девиз данного этапа — «Не начинай говорить, не начав думать».
Важно помнить, что на этом этапе идея ещё не воплощена в словах или в другой форме, в которой она будет передаваться. Отправитель только решил, какую именно концепцию он хочет донести. Чтобы сделать это эффективно, надо учесть множество факторов. Например, руководитель, желающий сообщить людям о результатах оценки их деятельности, должен чётко понимать, что ему необходимо донести до подчинённых конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о способах улучшения результатов. Его сообщение не должно состоять из смутных похвал общего характера или критики.
Этот
пример также отражает взаимосвязь
между восприятием и
Также одним из примеров потенциальных проблем на этапе генерирования идеи является то, что если руководитель не обдумает, как следует донести эту информацию до подчинённых, и просто передаст им полученное сверху сообщение, вполне может возникнуть непонимание, поскольку рабочие в лучшем случае поймут только то, какие изменения необходимы. Если же руководитель тщательно продумает идеи, которые ему необходимо донести, он сделает следующие выводы:
1) важно, чтобы рабочие поняли, какие именно изменения необходимы;
2) важно, чтобы рабочие поняли, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что организация просто хочет, чтобы они работали больше и столько же получали, что вызовет их негодование.
3) важно, чтобы рабочие поняли, как осуществить изменения, иначе продуктивность понизится, а не увеличится, как это подразумевалось в исходном сообщении руководства.
Рукjводители, недостаточно эффективно действующие в процессе коммуникации, часто действуют так потому, что именно так поступают по отношению к ним их начальники, поскольку руководители высшего звена часто служат для подчинённых ролевой моделью. Если начальник высшего звена действует по методу принуждения или неоткровенен с руководителем другого уровня, то, вполне вероятно, что этот в свою очередь поведёт так же в процессе коммуникации со своими подчинёнными. Но следует помнить, что положение руководителя отличается от положения высшего начальства, и совсем необязательно копировать его стиль, даже если тот эффективен. Но что действительно необходимо, так это понять, какую идею начальник хочет донести до того, как руководитель отправит сообщение, и быть уверенным в адекватности и уместности этой идеи для конкретной ситуации и цели.
Прежде чем передать идею, отправитель должен закодировать её в определённые символы: слова, интонацию и жесты (язык тела). Именно такое кодирование превращает идею в сообщение.