Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель данной работы - ознакомиться с природой и сложностями коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга. Как правильно использовать информацию и какое она имеет значение для современных фирм и корпораций. Задачи данной работы - изучение сущности и понятия информации. Как она влияет на организацию бизнеса и членов этой организации.
Введение.......................................................................................................
Глава 1. Значение во внутрифирменной системе информации...................
1.1 Коммуникации...........................................................................................
1.2 Коммуникации между организацией и ее средой....................................
1.3 Коммуникации между уровнями и подразделениями........................
1.4 Формальные и неформальные коммуникации...................................
1.5 Коммуникационный процесс..................................................................
1.6 Межличностные коммуникации...............................................................
1.7 Коммуникационные сети.........................................................................
Глава2. Внутрифирменная система информации...........................................
2.1 Виды информации на предприятии...........................................................
2.2 Аппаратное управление внутренней системы информации...................
2.3 Информационные ресурсы предприятия...............................................
2.4 Значение внутрифирменной системы информации...............................
Глава 3. Анализ внутрифирменной системы информации..........................
3.1 Корпоративная информационная система ОАО «ММК»......................
3.2 Транспорт для информации на ОАО «ММК».......................................
3.3 Информационные системы управления....................................................
3.4 Интернет - информационный ресурс.......................................................
3.5 Информационные системы компании «Боинг».......................................
Глава 4.Защита информации............................................................................
Заключение......................................................................................................
Список использованной литературы.............................................................
Кроме того существует эффективный способ регулирования количества информации, направляемой к руководителю (менеджеру) – это работа по методу отклонений, суть которого заключается в следующем: если производственные процессы, хозяйственные операции, трудовая деятельность коллектива проходят в соответствии с установленным режимом, графиком или другими нормативными документами, то в этом случае не требуется каких-либо управленческих воздействий, и информация к руководителю не поступает. Поступает она лишь тогда, когда произошли те или иные отклонения от нормального ритма, и используется для принятия необходимого решения. Метод отклонений снижает объем поступающей информации в десятки раз.
1.6 Межличностные коммуникации
Хотя эффективный обмен
письменной информацией имеет
Когда информация движется
внутри организации вверх и вниз.
Смысл сообщений несколько
1.7 Коммуникационные сети
В организациях, где занято более двух человек, коммуникационные каналы объединяются в так называемые сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое. И столь же многоуровневые, как она сама. Они объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы, как дублирующие, так и дополняющие друг друга.
На практике можно выделить три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные. Открытых движение команды или информации может быть остановлено, потому что оно попадает в тупик, т. е. к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала. Она так же может наткнуться на «посредника» или «контролера» (промежуточное звено в сети коммуникации), который по каким-то причинам этому движению препятствует (останавливает, искажает, направляет в другую сторону) и которого нельзя минуть. В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены. Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа построения и присущи больше крупным многоуровневым организациям.
2. Внутрифирменная система информации
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющимся предметом обмена, т.е. сообщений.
Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.
Информация - сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях и т. д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом [4,c.133-136].
2.1 Виды информации на предприятии
Информацию, которая поступает к руководителю (менеджеру) или в орган управления и исходит от них, можно классифицировать по нескольким признакам.
По источникам поступления информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация - это законодательные акты и директивные указания вышестоящих органов, данные о научно-техническом прогрессе, о конкурентах, о спросе на продукцию, о ценах и т.д. Содержанием внутренней информации являются данные о ходе выполнения заданий подразделениями предприятия, о сбыте продукции, об экономике и финансовом состоянии предприятия, трудовой дисциплине в коллективе и др.
По содержанию информация делится на:
1. Научно-техническую
информацию, содержащую в себе
данные о научных
2. Экономическую информацию,
содержащую данные технико-
3. Оперативно-производственную информацию, которая содержит данные оперативно-производственного планирования, оперативного учета и оперативного контроля работы предприятий и их подразделений.
4. Административную или деловую информацию различного содержания. Важнейшей составной частью этой информации является информация по кадрам.
5. Маркетинговую (рыночную) информацию, содержанием которой является реклама, цены, спрос, конкуренция и т.д.
6. Правовая, общественно - политическая, природоохранная и др.
По времени использования информация может быть разделена на условно-постоянную и переменную.
Условно-постоянной считается такая информация, содержание которой меняется сравнительно редко, она используется многократно. Такой информацией являются нормы, цены, тарифные ставки, должностные оклады, плановые показатели. Условно-постоянная информация составляет около 60-70% всей информации, необходимой для управления. Она требует соответствующей фиксации и хранения. Сегодня хорошим "хранителем" такой информации является компьютер.
Переменная информация отражает динамизм процессов в производстве и хозяйственной деятельности. В связи с этим ее сбор и особенно обработка представляют наибольшую сложность.
По характеру возникновения информация делится на первичную и вторичную (или производственную). Первичной называется информация, которая возникает в ходе производства. Однако в своем первоначальном виде такая информация мало пригодна для использования в управлении. Поэтому она подвергается обработке, превращаясь во вторичную (или производственную) и в таком виде поступает в орган управления или к руководителю. Примером может служить информация об уровне рентабельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
По степени обработки информацию можно подразделить на систематизированную и не систематизированную. Систематизированной называется информация, которая регламентирована по составу показателей, периодичности, срокам и адресам представления. Такая информация, в частности, оформляется в виде статической и бухгалтерской отчетности. Одним из самых простых способов систематизации являются справочно-информационные фонды (СИФ). СИФ включают в себя информационные материалы, которые представляют интерес для руководителей и специалистов данного предприятия. СИФ обеспечивают им значительную экономию времени на поиск, сбор и обработку научно-технической информации. Однако созданием справочно-информационных фондов проблема совершенствования работы с информацией еще не решается. Не систематизированная информация не имеет сколько-нибудь определенной регламентации. Поступает она к руководителю или в орган управления эпизодически. Примером такой информации могут служить сообщения о чрезвычайных происшествиях (авариях, несчастных случаях, крупных кражах, пожарах и т.п.).
По степени конфиденциальности - для общего пользования, служебного пользования, секретная, сверхсекретная особой важности, подлежащая разглашению через установленный срок.
По степени достоверности - достоверная и проверенная, подлежащая дополнительной проверке, сомнительная, базирующаяся на домыслах и слухах.
По назначению - оперативная информация: служит для корректировки деятельности организации; отчетная: предназначается для анализа (она бывает статистической, собираемой в определенные сроки в стандартной форме и частично предоставляемой государственным органам, и не статистической).
По возможностям закрепления и хранения - фиксируемая на носителях информации (хранится подчас бесконечно, не подвергаясь при этом искажению); не фиксируемая (хранится некоторое время в памяти людей, а затем постепенно стирается и исчезает).
По степени важности - основная информация включает сведения, необходимые для принятия решений и выполнения работы (например, указания, предписания, инструкции); вспомогательная - облегчает работу с основной; желательная (без которой, однако, не обойтись) - несет сведения об итогах, перспективах на будущее, событиях внутренней жизни и т.п.
По полноте - частичная
информация может использоваться лишь
в совокупности с другой; комплексная
- дает всесторонне исчерпывающие
сведения об объекте и позволяет
непосредственно принимать
По предназначению - универсальная - необходима для решения любых проблем; функциональная - для решения родственных проблем; и индивидуализированная - для решения данной, конкретной, уникальной проблемы.
По направлению движения - входящая и исходящая.
По способам распространения - устная, письменная и комбинированная информация.
В соответствии с порядком предоставления - по разовому предписанию или запросу; в установленные сроки; по инициативе отправителя.
По способам воспроизведения - визуальная, аудиовизуальная, аудиоинформация.
Нужно также отметить, что для руководителей высшего звена необходима информация преимущественно общего характера, как внутренняя так и внешняя, она должна быть весьма качественной и позволять руководителю делать выводы и прогнозы. А для руководителей низового звена требуется постоянная, узкоспециализированная и оперативная информация, преимущественно о внутренних процессах в организации и желательно в количественной форме.
Руководитель должен
также иметь возможность
Управляющая система
получает от управляемой системы
информацию о состоянии заданных
ею технико-экономических
По форме представления (цифровая, буквенная, кодированная)
По роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная)
По качеству (достоверная, ложная и т. д.)
По возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная)
По степени обновляемости (постоянная, переменная)
По степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая)
По источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя)
По степени преобразования (первичная, производная, обобщенная)
По виду носителя
По времени поступления (периодическая, постоянная, случайная) и т.д.
Большое внимание должно уделяться со стороны менеджера вопросам сохранности информации и предотвращения ее утечки, а также построению на предприятии информационных систем [4,c.140-141].
Информационные системы могут быть простыми. В этом случае происходит доставка информации от места ее возникновения до места потребления. Более распространены сложные системы информации, соответствующие сложности производства и организационной структуре управления, которые охватывают и линейное управления, и функциональные службы предприятия.
Информационные системы различаются:
По степени охвата информации (комплексные, локальные)
Комплексные информационные системы охватывают весь комплекс служб предприятия, а локальные предназначены для определенных функций управления.
В последнее время при построение информационных систем стали выделять бэк - офисную и фронт - офисную информацию. Бэк - офисная – такая информация, доступ к которой имеют только сотрудники предприятия (все или из определенных подразделений). Фронт - офисная - такая информация, доступ к которой имеют все желающие, например клиенты предприятия.
Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
Информация является одним из важнейших факторов, определяющих качество и эффективность принимаемых руководителями решений.
Достаточный объем информации поступает в среднем лишь к 47,6% руководителей. «Информационный голод» в большей мере испытывают высшие иерархические звенья управления, где принимаются стратегические решения.
14,2% руководителей считают
поступающую информацию полност
Правильность и эффективность принимаемых решений зависят не только от объемов и качества информационного обеспечения и квалификации руководителей, но и от того, хватает ли им времени на качественный анализ поступившей информации
Информационную перегрузку испытывают (субъективно) лишь 9.5% руководителей. Информационные перегрузки у руководителей высших звеньев, в частности у начальников управлений и заместителей директоров, у которых она в 1,5-2 раза выше средних показателей