Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Опыт человеческой цивилизации показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Создание в России рыночной экономики невозможно без оптимизации народнохозяйственных комплексов на базе рыночных механизмов, стержнем которых является реальная конкуренция. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.

Содержание

Введение с.3

Глава 1. Теоретические проблемы конкурентной среды
в торговле с.5
1.1. Сущность конкуренции с.5
1.2. Конкурентная среда в торговле в современной России с.9

Глава 2. Анализ конкурентной среды в торговле с.16
2.1. Анализ уровня конкуренции в торговле с.16
2.2. Развитие торговли и конкурентной среды
в Ивановской области с.19

Глава 3. Мероприятия по развитию конкурентной
среды в торговле с.26
3.1. Стратегия развития конкурентной среды в торговле с.26
3.2. Меры по развитию конкурентной среды
в Ивановской области с.29

Заключение с.33

Список литературы с.35

Вложенные файлы: 1 файл

01 (1).doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Позитивные тенденции  в развитии розничных торговых сетей  также подтверждаются. Если взглянуть  на показатель лояльности клиентов, который в России увеличился с 5,5 до 11,1%. В Санкт-Петербурге лояльность к сетям розничной торговли увеличилась на 55%, причем сеть «Копейка» достигла лучших результатов по этому показателю. В Москве, где общая лояльность клиентов по отношению к розничным сетям возросла на 40%, наблюдается долее разнообразная картина. Хотя некоторые сети розничной торговли смогли увеличить показатель лояльности своих клиентов, имели место и потери.  

В экономике России ускоренно  развивается ряд процессов и  тенденций, которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты переместились с функциональных свойств материальных продуктов на качество предоставляемых услуг.

С точки зрения масштабов и влияния на уровень жизни населения розничная торговля является важнейшей отраслью экономики. В ней занято более 4% трудоспособного населения страны. Развитие российской розницы во многом зависит от столичного рынка. Здесь апробируются новые формы и технологии торговли.  Так, объем розничного рынка  Санкт-Петербурга составляет около $16 млрд. Доля сетей на рынке не превышает 5%, однако процесс перераспределения между цивилизованной торговлей и рынками идет сейчас очень активно.

 Расходы по торговым точкам составляют: открытые рынки – 26%; небольшие продуктовые магазины – 22%; мелкооптовые точки и уличные торговцы – 18%; киоски – 12%; универсамы – 6%; супермаркеты – 4%; специализированные магазины – 3%; универмаги – 1%; другие розничные точки – 8%.

На российском рынке  увеличивается число торговых предприятий  западного типа, таких как супер- и гипермаркеты, молы. Уровень конкуренции  в секторе розничной торговли радикально изменяется. Известные торговые сети, такие как «Седьмой континент», «Рамстор», «Перекресток», «Пятерочка», «М.Видео», «Старик Хоттабыч» увеличивают свои обороты. Начали активно работать иностранцы, это – немецкая «Metro Cash and Carry», французская «Auchan», голландская «Spar», шведская «Ikea» и другие. На рынке розничных торговых предприятий конкуренция будет усиливаться. Для выживания в конкурентной борьбе предприятиям необходимо постоянно заботиться о формировании и поддержании конкурентных преимуществ.

На конкурентоспособность  розничного торгового предприятия  влияют множество факторов: удобство расположения, цены, ассортимент, качество предоставляемых услуг, уровень квалификации торгового персонала, применяемые технологии мерчандайзинга, отношения с поставщиками, снижение издержек и другие. Одни факторы можно воссоздать относительно легко, другие требуют длительного времени. Для завоевания устойчивых конкурентных преимуществ, прежде всего, необходима покупательская лояльность, одним из элементов достижения которой является правильное позиционирование магазина в своем рыночном сегменте так, чтобы потребители знали, какие преимущества заключены в предложениях розничного торгового предприятия.

Эти изменения в покупательском поведении в первую очередь влияют на розничные торговые предприятия, успех или неудача которых  во многом определяется степенью приверженности к нему покупателей. Лояльность же зависит от субъективной оценки магазина, которая формируется в их сознании. В связи с этим любое торговое предприятие необходимо рассматривать не только с функциональной. Но и с рыночно-психологической точки зрения. Наличие привлекательного имиджа магазина помогает покупателю воспринимать его как нечто отличное от других, увидеть в нем преимущества, отсутствующие у конкурентов, выбрать его в качестве постоянного места для совершения покупок. Анализ практического опыта работы московских торговых сетей показал, что многие создали себе вполне определенные и легко узнаваемые позиции. В продовольственной розничной торговле Москвы компания «Седьмой континент» заняла позицию в верхней части рынка, основываясь на качестве продукции и стараясь привлечь гурманов. Магазины этой компании рассчитаны на тех, кто предпочитает покупать продукты с твердой гарантией качества.

Магазины дискаунтеры  рассчитаны на массового потребителя. Чтобы интерес к ним покупателей повышался, важно строить имидж предприятия, делая акцент на сочетания низких цен и гарантии качества, отсутствующей на мелкооптовом рынке. Так позиционируют себя магазины сети «Копейко». Позиционирование розничного торгового предприятия в основном базируется на соотношении «цена – качество» и предложении дополнительных услуг.

На предпочтения покупателей  в отношении розничного торгового  предприятия могут оказывать  влияние самые различные факторы: безопасность продаваемой продукции; качество упаковки; санитарное состояние магазина; удобные часы работы; дополнительные услуги розничного торгового предприятия. Чем большего хочет достигнуть торговое предприятие, тем больше внимания следует уделять мелочам.

Большинство предприятий  предлагает схожий ассортимент товаров в определенном сегменте рынка, конкурентное преимущество может получить тот, кто первым выделиться из массы себе подобных. Большое значение имеет внешнее и внутреннее оформление магазина. От внешнего оформления магазина в немалой степени зависит сколько человек, проходящих мимо, заинтересуются и зайдут в него, а о внутреннего – сколько денег они потратят на покупки. Вывеска, витрина, вход в магазин, качество обслуживания, планировка магазина и размещение товара – это факторы, формирующие имидж. 

Качество и имидж  торгового предприятия во многом определяются компетенцией и профессиональной подготовкой продавца. Во-первых, он должен знать потребительские характеристики предлагаемого товара и осведомлен о достоинствах и недостатках  товара, чтобы уметь представить его покупателю. Во-вторых, продавец должен быть осведомлен о состоянии дел предприятия – производителя, в том числе и его финансовом положении. Специалисты по маркетингу выделяют следующие качества, необходимые для продавца: умение общаться с клиентами, найти нестандартное решение, уверенность, способность  к аналитическому мышлении и творческий подход, искусство убеждать, доброжелательность.

Покупатели отрицательно относятся к длинным очередям, небрежно и мелко написанным ценникам, неудобным прилавкам. Между покупателями и продавцами должны устанавливаться хорошие дружественные отношения. Они способствуют сохранению старых клиентов и привлечению новых 

Приоритет торговой точки (места продажи) для покупателей  обусловливается многими факторами: близость, ассортимент, уровень цен, время, атмосфер.

Основные требования покупателей к розничным торговым предприятиям – невысокий уровень  цен, стабильный выбор основных продуктов, чистота и отсутствие очередей. При  росте дохода существенно возрастают требования к полноте ассортимента, удобства подъезда на машине и наличию стоянки.

Высокая частота совершения покупок (11-12 раз в неделю) показывает,  что многие покупатели не могу удовлетворить все свои потребности в торговых точках одного типа – различные виды товаров покупаются в разных местах. Чтобы привлечь покупателя, руководители розничных торговых предприятий все чаще вынуждены устраивать в своих магазинах развлекательные мероприятия. Многие магазины, где продаются книги, продукты питания и одежда, имеют кафетерии, залы для лекций и театральных спектаклей. Теперь существенным атрибутом этих магазинов стал «маркетинг впечатлений», помимо маркетинга ассортимента товаров. Все вышеперечисленное привело к образованию нового формата розничной торговли – гипермаркета, который характеризуется помимо большого ассортимента  (несколько тысяч наименований продовольственных и непродовольственных товаров в соотношении 60 к 40 процентов) наличием зоны отдыха. Оказывается, российский покупатель мало отличается от западного: он любит проводить время в шопинг-центрах, где есть все – продукты питания, магазины одежды и обуви, различной техники, рестораны, кинотеатры, детские аттракционы.

Несмотря на отсутствие общегосударственной стратегии  поддержки торговой отрасли условия для развития розничного бизнеса ритейлеры считают позитивными. Хотя потенциал и инвестиционная привлекательность отрасли несколько завышены: розничный рынок растет быстрее, чем платежеспособный спрос, что особенно ярко прослеживается на примере региональных рынков. Например, в Казани, довольно крупном и развитом городе, после открытия первого магазина «Метро Кеш энд Кэрри» произошел ощутимый отток покупателей из других торговых точек. Супермаркет «Рамстор», открывшицся в Ростове на Дону, сократил прибыль местных супермаркетов на 10-15%. Если появление одного крупного объекта может столь серьезно повлиять на расстановку сил, значит, емкость рынка не так велика. С опережением прогнозов на розничном ранке начался и процесс слияний и поглощений.  Крупные компании готовы покупать, многие игроки готовы продаваться. Но по оценкам директора ТД «Перекресток» Александра Косьяненко  конкуренция в продуктовом ритейле отсутствует, и борьба достигнет мирового уровня в Москве и Санкт Петербурге только года через три, когда доля современных форматов увеличится до 50-70%.

 

Глава 2. Анализ конкурентной среды в торговле

 

2.1. Анализ уровня конкуренции в торговле

 

По результатам анализа  проводимых в настоящее время  международных и российских исследований следует отметить, что приведенные показатели и рейтинги свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров в Российской Федерации. Кроме того, большинство российских и зарубежных исследований показывают, что, несмотря на реализацию Правительством Российской Федерации мер по улучшению предпринимательского климата, ситуация с конкуренцией в стране за последний год не улучшилась.

При этом необходимо учитывать, что  проводимая конкурентная политика рассчитана на среднесрочную перспективу и  формирование благоприятной среды во многом зависит от имеющейся инерции как в области подходов к государственному регулированию в экономике, так и в общественном сознании.

Среди основных факторов, ограничивающих развитие конкуренции в Российской Федерации, проводимые в настоящее  время исследования отмечают высокие барьеры входа на товарные рынки, которые выражаются как в необоснованных административных барьерах, так и в инфраструктурных ограничениях, наличие необоснованных государственных преференций отдельным участникам рынка, высокую степень участия государства в экономике. Кроме того, следует отметить невысокий уровень предпринимательской активности населения и наличие отрицательных оценок со стороны участников рынка степени остроты конкуренции и благоприятности делового климата.

Так, по данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития «Индикаторы регулирования товарных рынков», состояние конкурентной среды, определяемое уровнем регулирования рынков, в Российской Федерации в 2008 году было аналогично состоянию конкурентной среды в Мексике, Турции и Венгрии в 2003 году.  
Исследования рынков проводятся для стран-участниц ОЭСР 1 раз в 5 лет (1998 год и 2003 год). В 2008 году наблюдения также осуществлялись в странах, претендующих на вступление в ОЭСР, в том числе и в Российской Федерации. На основании проведенного в Российской Федерации наблюдения и методики ОЭСР для расчета ключевых показателей для оценки конкурентной среды возможно рассчитать интегральный показатель регулирования товарных рынков (далее – интегральный показатель). Числовые значения интегрального показателя, а также ключевых показателей для оценки конкурентной среды находятся в интервале от 0 баллов до 6 баллов, где 0 баллов соответствует ситуации с максимально развитой конкурентной средой на товарных рынках и наименьшим регулированием, 6 баллов – ситуации максимального ограничения конкуренции.

Расчетным методом определена величина интегрального показателя для Российской Федерации, который в 2008 году составил 2,28 балла. Необходимо отметить, что  в 1998 году среднее значение интегрального индикатора для стран ОЭСР равнялось 2,1 баллам. В период с 1998 по 2003 годы, благодаря реформам в странах ОЭСР, среднее значение рассматриваемого индикатора существенно сократилось и составило 1,5 балла.

Исследование «Индикаторы регулирования товарных рынков» позволяет определить, какие именно условия оказывают негативное влияние на состояние конкурентной среды и в большей степени влияют на итоговое значение интегрального индикатора.

На основе приведенных данных ОЭСР можно отметить, что неразвитость конкурентной среды в Российской Федерации преимущественно обусловлена  наличием значительного государственного контроля в экономике и барьерами  в торговле и инвестициях. В то время как барьеры для предпринимательства в Российской Федерации находятся на уровне среднего значения для стран ОЭСР в 2003 году.

По данным доклада Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», место Российской Федерации за год в рейтинге снизилось на 12 позиций до 63 места из 133 стран, а по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102 место, по уровню административных барьеров – 124 место, сложности таможенных процедур – 130 место.

Необходимо отметить, что простота и прозрачность решения вопросов, связанных с началом и ведением бизнеса, существенно снижают барьеры  входа на рынки товаров и услуг, а также выхода с них, что оказывает  непосредственное влияние на уровень  конкуренции на соответствующих рынках.

Так, лучший результат был достигнут  Российской Федерацией в области  обеспечения контрактного права  – 19-е место в 2008 и 2009 годах. Самым  низким результатом является – 177-е  место в 2008 году в сфере получения  разрешений на строительство. В 2009 году указанный показатель ухудшился: Российская Федерация заняла 182-е место в рейтинге (в среднем занимает 704 дня против 157 дней в странах ОЭСР).

На основании данных рейтинга можно сделать вывод  о том, что темпы упрощения требований к предпринимателям и снижения административных барьеров в Российской Федерации являются недостаточными для получения высокого места в рейтинге и развития конкуренции на рынках товаров и услуг. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом были упрощены процедуры, связанные с налоговыми отчислениями, сократились время, затрачиваемое на регистрацию собственности, и расходы на согласование разрешений на строительство. Однако эти изменения не смогли оказать существенного влияния на общий показатель, поскольку остальные параметры в 2009 году сохранились на уровне 2008 года.

Информация о работе Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику