Конкурентоспособностьтерритории. Конкурентные преимущества территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

В связи с этим важно не только обозначить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности экономики регионов, но и определить возможности использования механизмов, воздействующих на эти факторы, в целях повышения конкурентоспособности экономики регионов.
Рассмотрим особенности формирования конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………. 3
1.Формирование конкурентоспособности региона ………………………….. 4
1.1 Конкурентоспособность региона как экономическое явление …… 4
1.2 Концепция М. Портера в оценке конкурентоспособности региона..4
2. Концепция формирования конкурентоспособности региона …………….. 7
2.1 Конкуренция и конкурентоспособность регионов ………………... 7
2.2 Естественные и искусственные конкурентные преимущества …… 9
2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада
России …………………………………………………………………….12
2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона ……16
Заключения ……………………………………………………………….18
Список использованной литературы ……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрол Управления развития территорий.docx

— 79.68 Кб (Скачать файл)

Эти особенности закладываются  в основу естественных конкурентных преимуществ республики по сравнению с другими регионами. Как правило, естественные конкурентные преимущества являются базой для специализации экономики на традиционных и базовых секторах. Закладывая в основу региональной стратегии только естественные конкурентные преимущества, регион изначально ориентируется на участие во внешних цепочках создания стоимости, которые, как правило, контролируются инорегиональными субъектами. В большинстве случаев это участие ограничивается добычей и первичной переработкой ресурсов. Основная же добавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случае существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидать не стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за его пределами в руках собственников инвестированного капитала.

При формировании конкурентной стратегии региона, необходимо естественные конкурентные преимущества закладывать  в основу формирования искусственных преимуществ. На их основе региональные компании способны самостоятельно генерировать цепочки создания стоимости. Цепочки будут включать следующие элементы, участвующие в создании добавленной стоимости и формировании производственные кластеров:

  1. предмет труда (сырье и природные ресурсы);
  2. кадры (количество и квалификация трудовых ресурсов);
  3. средства труда (ОПФ, недвижимость, оборотный капитал);
  4. транспорт и логистика (транспортная инфраструктура, логистика);
  5. система сбыта (каналы сбыта продукции, распределительные и торговые сети);
  6. финансовое обслуживание (банковская система, лизинговый и страховой сектора);
  7. система управления (инструменты управления собственностью);
  8. рынок сбыта (локализация и масштабы рынков сбыта продукции).

Для формирования производственных кластеров на основе генерирования  собственных цепочек создания стоимости  необходимо максимально полно сосредоточить  вышеназванные элементы цепочки  в регионе через:

  1. повышение обеспеченности местных компаний предметом труда (сырьем);
  2. привлечение мигрантов и повышение квалификации трудовых ресурсов;
  3. повышение эффективности использования ОПФ, создание и развитие рынков собственности, обеспечение оборотным капиталом;
  4. развитие транспортной инфраструктуры и региональной товарной логистики;
  5. развитие собственных распределительных и торговых сетей, обеспечение контроля над сбытом продукции за пределами региона;
  6. повышение обеспеченности компаний финансовыми ресурсами, автономности региональной банковской системы, развитие в регионе лизинга и страхования;
  7. концентрацию в регионе активов и рычагов управления компаниями;
  8. выход на внешние рынки и продвижение региональных продуктов на основе брендинга и поддержки их конкурентоспособности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Ранжирование стратегических приоритетов развития экономики 

Республики Карелия с  точки зрения перехода от использования, главным образом, естественных (природных и географических) конкурентных преимуществ к созданию искусственных преимуществ, (согласно концепции «Возрождение Карелии»).

Реализация этих мероприятий  позволит сконцентрировать в регионе  цепочки создания стоимости и  снизить отток капитала (добавленной  стоимости). Такая региональная стратегия  позволяет осуществлять структурную  перестройку экономики на основе перехода от естественных конкурентных преимуществ к искусственным. Так на основе использования наиболее доступных ресурсов, в стратегии должны быть предложены инструменты создания новых продуктов или использования ресурсов, дающих большую добавленную стоимость при их переработке. Например, в Карелии стратегические приоритеты выстроены именно в такой логике (рис. 1). В практическом плане реализация такой стратегии позволяет целенаправленно изменять структуру экономики региона, изменять ее специализацию в международном разделении труда.

2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада России

Конкурентоспособность Республики Карелия следует рассматривать  в контексте формирования Северо-Европейского геоэкономического региона, а также через призму конъюнктуры внешних рынков, в связи со вступлением России в ВТО. Приграничное положение, возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров создают для республики серьезные перспективы развития.

В то же время не надо забывать, что позиция ЕС по отношению к России в среднесрочной перспективе рассматривает Россию в основном как источник природных ресурсов. Принимая во внимание отставание России в развитии инфраструктуры, место российских регионов в международной товарной логистики остается крайне скромным. В соответствии со стратегией Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами – «От содействия к партнерству» – в национальные интересы Финляндии входит развитие сотрудничества с Карелией. Однако цели и формы сотрудничества модифицируются в соответствии с задачами региональной политики ЕС и регионального сотрудничества. Так, подавляющая часть карельской древесины поступает в Финляндию, которая далее в переработанном виде идет в Европу. Финляндия обеспечила себе сырьевую базу (закупает около 20% от всего объема российского экспорта древесины) и ее экономический интерес заключается в том, чтобы удержать эту базу.

Северное измерение – это  политика ЕС, направленная на эксплуатацию Севера, реализуемая через программы  по развитию инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Во внешней политике Евросоюза приграничным регионам придается  большое значение – они рассматриваются  как своеобразный мост через границы. Целями приграничного сотрудничества являются устранение преград, связанных с пересечением границ, укрепление экономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшение экологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностью предпринимательства.

Сегодня международную специализацию  Республики Карелия определяет структура  экспорта (поставки в 37 стран). Импортные  поставки (из 24 стран) занимают примерно пятую часть в общем объеме внешнеторгового оборота. Более 60% в  товарной структуре экспорта Республики Карелия занимает продукция лесного  комплекса, значительную долю экспортной продукции которого (около 60%) составляют деловая древесина и пиломатериалы – то есть продукция с низкой добавленной стоимостью. Почти треть экспорта приходится на Финляндию. Импорт же имеет техническую направленность. Около 60% импорта – машиностроительная продукция. Ведущей страной-импортером промышленного и электрооборудования является Финляндия (50 и 70%, соответственно).

Основной составляющей экспорта услуг являются транспортные и туристские услуги. Больший вес в импорте  услуг составляют строительные и  услуги по заготовке леса.

Развитие экономического сотрудничества и торговли приграничных регионов России с Финляндией в ближайшие  годы будут только увеличиваться. На это однозначно ориентирует «Торгово-экономическая  стратегия Финляндии по отношению  к России». Согласно которой Россия в ближайшие годы становится «основным двигателем экономического роста Финляндии». Партнерство с Россией выступает как главная внешнеэкономическая цель. Финляндия позиционирует себя как деловой офис, посредник между российским и европейским бизнесом, забирающий основную долю добавленной стоимости. Об этом говорит целевая направленность европейских инвестиций в развитие производств, характеризующихся низкой добавленной стоимостью. В ряде примеров международной производственной кооперации зарубежной стороной передаются отдельные технологические операции на аутсорсинг российской стороне, основной целью которых опять же является расширение доступа к сырьевым ресурсам и минимизация производственных издержек. В качестве примеров в Карелии можно назвать развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей базы шведского концерна IKEA, создание производства электрооборудования для автомобилей – ООО «Кархакос» (концерн PKC Group, Финляндия).

Проведя анализ международных  проектов, реализуемых в Карелии, можно сделать вывод, что осуществляется лишь частичный трансферт технологий в регион в сфере:

  • технологий лесовосстановления;
  • технологий увеличения производительности лесозаготовок;
  • технологий первичной деревообработки;
  • технологий использования вторичных и энергетических ресурсов.

Таким образом, в сложившейся системе международного разделения труда между ЕС и Россией через территории приграничных регионов и далее будут отстраиваться коридоры развития как замыкание пути от источников сырья к грузовым терминалам, к районам глубокой переработки сырья в странах Европейского Союза.

Однако в ближайшее  время можно ожидать некоторого пересмотра стратегии Финляндии  и других стран, включенных в «Северное  измерение», по отношению к Карелии. Это связано с усилением мощности грузовых терминалов портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые  становятся крупными международными логистическими центрами. Они оттягивают на себя значительную часть грузопотоков от портов прибалтийских государств и Финляндии. Финляндии все большие усилия приходится прикладывать к выстраиванию сухопутных транспортных коридоров из внутренних регионов России через территорию Карелии.

Естественно, что встраивание  России в систему глобального  разделения труда влечет за собой  изменения в стратегиях индустриально  развитых стран, которые выстроили  международную производственную логистику  таким образом, что основная добавленная  стоимость остается на их территории. С появлением новых игроков на мировом рынке никто не станет добровольно сдавать свои позиции. В частности европейские инвестиции в развитие низших и средних технологических этажей российских производств позволяют закрепить международную специализацию России на уровне низкотехнологичной.

В то же время наблюдаются  тенденции к равноправному сотрудничеству приграничных регионов России и ЕС. Они проявляются в создании единой инфраструктуры приграничных территорий. Но при этом отстраиваемая инфраструктура направлена на развитие торговых отношений  и использование российского  потенциала. Основные инфраструктурные проекты в приграничных регионах Северо-Запада России касаются:

  • развития транспортной инфраструктуры (магистральные направления нефте- и газопроводов, транспортный коридор «Белкомур» и др.);
  • освоение энергетических ресурсов и развитие энергетической инфраструктуры;
  • обеспечение информационной доступности, развитие телекоммуникаций;
  • развитие туризма, туристской инфраструктуры, включение российских объектов показа в международные системы туристской логистики.

В приграничных регионах Северо-Запада можно ожидать, что трансграничное сотрудничество, инвестиционная активность приведут к формированию трансграничных кластеров, специализирующихся на углубленной переработке ресурсов, поступающих из внутренних регионов России. Их формирование основывается на более низких издержках размещения таких производств на российской территории.

2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона

При формировании новой роли приграничных регионов России необходимо учитывать  пространственный аспект развития территории, пограничный характер пространства и связанные с этим стратегии  России и крупнейших компаний. В  соответствии с Доктриной развития Северо-Запада России Карелия классифицируется как сырьевая провинция, характеризующаяся такими доминирующими типами освоения, как сырьевой и военно-поселенческий. В целях изменения международной специализации республики и противостояния, начинающему преобладать вахтовому методу освоения пространства, необходимо создание конкурентоспособной региональной геоэкономической модели, которая бы сочетала преодоление демографического кризиса с формированием эффективной экономической системой. Такая модель, изначально основывающаяся на использовании естественных конкурентных преимуществ региона, должна быть ориентирована на создание на их основе искусственных преимуществ. При этом для различных секторов экономики региона целесообразно использовать разные стратегии:

Сектора экономики региона, базирующиеся на естественных конкурентных преимуществах (в основном – добывающие и низкотехнологичные производства), целесообразно встраивать во внешние цепочки создания стоимости с постепенной концентрацией элементов цепочки в регионе. В результате выстраивания производственной логистики появляются предпосылки для создания искусственных конкурентных преимуществ (специфических инфраструктур, производств, инновационных продуктов). Далее для этих секторов целесообразным является переход на стратегию генерации цепочек создания стоимости на основе резидентных структур.

Для секторов экономики  региона, имеющих искусственные  конкурентные преимущества (инновационные сектора), целесообразно использовать стратегию генерации цепочек создания стоимости на основе резидентных для региона структур.

Дифференциация  региональной стратегии по отношению  к отдельным секторам экономики и региональным продуктам осуществляется на основе их позиционирования на внешних рынках.

Рассмотрим эти стратегии на основе позиционирования секторов экономики  и региональных продуктов Республики Карелия:

Информация о работе Конкурентоспособностьтерритории. Конкурентные преимущества территории