Конкурентоспособностьтерритории. Конкурентные преимущества территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

В связи с этим важно не только обозначить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности экономики регионов, но и определить возможности использования механизмов, воздействующих на эти факторы, в целях повышения конкурентоспособности экономики регионов.
Рассмотрим особенности формирования конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………. 3
1.Формирование конкурентоспособности региона ………………………….. 4
1.1 Конкурентоспособность региона как экономическое явление …… 4
1.2 Концепция М. Портера в оценке конкурентоспособности региона..4
2. Концепция формирования конкурентоспособности региона …………….. 7
2.1 Конкуренция и конкурентоспособность регионов ………………... 7
2.2 Естественные и искусственные конкурентные преимущества …… 9
2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада
России …………………………………………………………………….12
2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона ……16
Заключения ……………………………………………………………….18
Список использованной литературы ……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрол Управления развития территорий.docx

— 79.68 Кб (Скачать файл)

Группа 1 – бумажные мешки, газетная бумага, железорудные окатыши, алюминий. Для этих продуктов целесообразной является стратегия сохранения лидерства на рынке и максимизации прибыли. Крупные целлюлозно-бумажные предприятия Карелии способны самостоятельно генерировать цепочки создания стоимости, углубляя производственную логистику и развивая поддерживающие виды деятельности. Это сегодня для Карелии пока единственный сектор экономики, способный самостоятельно выходить на мировые фондовые рынки и активно привлекать портфельные инвестиции. Формально в эту группу попадают окатыши и алюминий. Однако в связи с отсутствием экономических ценных видов деятельности, осуществляемых резидентными структурами, они выпадают из группы резидентных стратегий.

Группа 2 – строительные материалы (камень, щебень), пиломатериалы, турпродукты, продукция рыбного хозяйства, информационные технологии и услуги. В этом случае приоритетной является стратегия расширения рынка и инвестирования в создание полных цепочек создания стоимости. Здесь существуют традиционные бренды на товарных рынках («Северная сосна», «Карельская береза», «Шунгит» и др.) и формируются новые карельские бренды, поддерживаемые ценными экономическими видами деятельности карельских компаний на рынках услуг:

  • «Карельский Дом» и «Карельская Деревня» (многофункциональные экологически чистые технологии современной урбанизации);
  • «Карелия туристская» (доступная для жителей мегалополисов рекреационная зона с уникальной природой и древней историей).

Для ряда карельских компаний, работающих в лесном секторе и  выстраивающих вертикальную интеграцию (АХК «Кареллеспром»), существует возможность завершения своей технологической цепочки и выхода на другие товарные рынки и рынки услуг.

Группа 3 – деловая древесина. Увеличение экспорта данной продукции усиливает сырьевую специализацию республики. Приоритетными являются стратегия диверсификации на основе углубления переработки древесины и стратегия встраивания в существующие цепочки на основе аутсорсинга. Реализация этих стратегий возможна через переориентацию продукции с внешних рынков на переработку на внутреннем рынке Карелии.

Целью стратегии генерации цепочек создания стоимости на основе резидентных структур, а, соответственно, и условием повышения конкурентоспособности региона является создание условий для развития конкурентного бизнеса и концентрация собственности и капитала. Но концентрация собственности неоднородна по секторам экономики и наиболее ярко представлена в специализирующих отраслях – для Карелии – это лесной и горный комплексы, металлургия, туризм. Для эффективной концентрации собственности и увеличения темпов капитализации необходим переход от отраслевого планирования к формированию производственно-территориальных образований. Наилучшей формой пространственной организации является сетевая, а поддерживающая ее модель промышленной политики – кластерная политика. На это направлены экономические интересы республики, определяющие приоритеты международного инвестиционного сотрудничества и выбора стратегических партнеров.

Заключение

Сегодня проблемы развития региональной экономики и конкурентоспособности  регионов должны стать одним из важнейших  приоритетов развития. Таким образом, понимание проблемы конкурентоспособности  регионов и особенностей регионального  экономического развития должны в полной мере учитываться при формировании региональной политики.

Переход российской экономики  от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития позволит расширить конкурентный потенциал  российской экономики за счет наращивания  ее сравнительных преимуществ, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Список использованной литературы:

 

  1. Региональная экономика: Учебник Под ред. В.И. Видяпина и  М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с- (100 лет РЭА им.Г.В. Плеханова).
  2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юрист, 1999., с. 30.
  3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. с. 206
  4. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата за 2008-2009гг. http://www.expert.ru
  5. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб./ Росстат. – М., 2008. – 806 с.
  6. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2009 г.
  7. Доктрина развития Северо-Запада России / Под ред. П. Щедровицкого. – СПб: Изд. Дом «Corvus», 1999
  8. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия до 2012 года «Возрождение Карелии». – Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН, 2006
  9. Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005
  10. Портер, Майкл Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
  11. Портер, Майкл Е. Конкуренция. Пер с англ. – Москва: Изд. Дом «Вильямс», 2005
  12. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года. – Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН, 2006

Информация о работе Конкурентоспособностьтерритории. Конкурентные преимущества территории