Конкурентоспособность и ее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью реферата является исследование и оценка конкурентоспособности туристических фирм в Санкт-Петербурге. Поставлены следующие задачи:
Определение непосредственно понятия конкурентоспособности;
Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность;
Выявление возможных путей повышения конкурентоспособностей фирмы;
Выявление ключевых факторов конкуренции туристической фирмы;
Дать характеристику турфирм Санкт-Петербурга;
Определить способы повышения конкурентоспособности турфирм Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкурентоспособности и ее факторы. Конкурентоспособность в индустрии туризма 4
1.1. Конкурентоспособность 4
1.1.1. Конкурентоспособность услуг 4
1.1.2. Конкурентоспособность предприятия 6
1.2. Факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.3. Конкурентоспособность в индустрии туризма 14
1.3.1. Особенности туристического рынка как рынка услуг 14
1.3.2. Стратегии формирования конкурентных преимуществ 16
1.3.3. Использование брендинга для продвижения туристических услуг и усиление конкурентоспособности организации 17
1.3.4. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма 20
1.3.5. Взаимосвязь корпоративной культуры и конкурентоспособности организации индустрии туризма 21
2. Развитие туризма в Санкт-Петербурге 25
2.1. Анализ конкурентоспособности некоторых турфирм Санкт-Петербурга 25
2.1.1. Характеристика турфирмы «Нева», «Калипсо», «СолоТур» и «BonVoyage» 25
2.1.2. Способы повышения конкурентоспособности турфирмы «Нева», «Калипсо», «СолоТур» и «BonVoyage» 31
2.2. Круизный туризм в Санкт-Петербурге 32
2.2.1. Проблемы круизного туризма России и Санкт-Петербурга 32
2.2.2. Характеристика туркомпании «Виа Марис», «Инфофлот» и «ВодоходЪ»35
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсовик.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

В основе конкурентных преимуществ лежат осязаемые и неосязаемые ресурсы. К осязаемым ресурсам (материальным активам) относятся материально-технические и финансовые активы организации, которые отражены в бухгалтерском балансе. Под неосязаемыми ресурсами (нематериальными активами) понимаются качественные характеристики организации, а именно не связанные с людьми неосязаемые,( престиж, имидж) и неосязаемые человеческие ресурсы (квалификация персонала, опыт, компетенция, корпоративная культура, наличие управленческой команды).

Кроме того, источником конкурентных преимуществ могут быть отдельные стратегические направления деятельности организации (маркетинг, сбыт, финансы и т.п.), в которых она преуспевает. Организация также будет занимать лидирующее положение по сравнению с конкурентами в случае монопольного положения на рынке, именно поэтому в настоящее время многие крупные организации туристской индустрии стараются захватывать рынок путем глобализации и интеграции компаний.

Таким образом, конкурентное преимущество - это положение  организации на рынке, позволяющее ей преодолевать конкуренцию и привлекать потребителей. Конкурентные преимущества позволяют организации иметь рентабельность выше средней для компаний данной отрасли или данного рыночного сегмента. [8.]

      1. Использование брендинга для продвижения туристических услуг и усиления конкурентоспособности организации

Торговая марка (бренд) - это визуальный образ, имя, данные производителем своей услуге, чтобы покупателю было легче отличить ее от услуг конкурентов. "Бренд - это название, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг поставщика или группы продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов". Это определение показывает, что услуга может быть реализована потребителю как под торговой маркой производителя, так и под маркой продавца и что торговая марка является сигналом для потребителя об источнике возникновения услуги и защищает как организацию, так и потребителя от конкурентов, реализующих идентичные услуги.

Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение брендинга. Брендинг - это технология создания и продвижения фирменных (марочных) туристских услуг, деятельность по формированию долгосрочного предпочтения к ним, основанная на усиленном воздействии на выделенный сегмент потребителей товарного знака, торговой марки, рекламной аргументации, материалов и мероприятий стимулирования сбыта; оформлении и организации мест продажи услуг, а также других элементов и акций в сфере рекламной деятельности, объединенных определенной идеей, которые выделяют услуги организации среди конкурентов, создают ее образ, подчеркивают позицию и уникальность. Благодаря брендингу продукция становится воплощением фирменности. Основной задачей брендинга организации индустрии туризма является формирование и дальнейшее развитие у потребителя положительных, позитивных ассоциаций, связанных с ее торговой маркой.

В настоящее  время организации при выборе стратегии действий для достижения конкурентных преимуществ могут  использовать различные методы (лидерство в издержках, дифференциация продукции, концентрация, ранний выход на рынок, интеграция).

Стратегия дифференциации предполагает ясное понимание потребительских  нужд и предпочтений, выполнение обязательств перед покупателями, знание возможностей собственной организации, осуществление постоянных инноваций. Потенциальной основой дифференциации являются факторы, повышающие ценность продукции для покупателя, в том числе его психологическую удовлетворенность.

Организация, руководствуясь стратегией дифференциации, предоставляет покупателю продукцию, удовлетворяющую разнообразным потребительским предпочтениям. Выделяют следующие виды дифференциации: продуктовая, сервисная, персонала, имиджевая.

Продуктовая дифференциация - это предложение продуктов с  характеристиками лучшими, чем у конкурентов. Основу продуктовой дифференциации составляет широкий ассортимент услуг, предлагаемых туристской организацией.

Сервисная дифференциация - это предложение разнообразного и более высокого (по сравнению  с конкурентом) уровня обслуживания.

Дифференциация персонала - это наем и тренинг персонала, который осуществляет свои функции  работы с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов.

Дифференциация имиджа - это создание имиджа организации  или ее услуг, с лучшей стороны отличающего их от конкурентов. При использовании дифференциации имиджа компания может предлагать услуги под разными брендами для различных сегментов рынка.

Наиболее наглядным примером с точки зрения формирования дифференцированного  бренда является гостиничная цепь "Marriott", которая, используя марочную стратегию расширения товарной линии, старается ориентироваться и удовлетворять потребности различных клиентов. Для этого под торговой маркой "Marriott" были созданы разнообразные концепции (бренды), каждый из которых специализируется на определенном сегменте рынка.

Гостиничная цепь "Hilton Hotel Corp." свою политику по завоеванию и  удержанию клиентов также строит на основе стратегии дифференциации бренда. Данная цепь имеет различные бренды, каждый из которых специализируется на определенном сегменте туристского рынка. Интересно, что неуспех одного из брендов минимально отражается на имидже других брендов.

Таким образом, дифференциация бренда - это возможность  для организации получения прибылей выше среднеотраслевого уровня, так как возникающая приверженность покупателей к определенной торговой марке снижает их чувствительность к ценам, что позволяет компании переносить возрастающие издержки на клиентов. [9.]

      1. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма

Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного  сервиса и туризма

Туристский бизнес, являясь  одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования любого туристского предприятия. Успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения, адекватности и полноты. В связи с этим успешное развитие туристского бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий как в области создания турпродукта, так и его продвижения на рынок услуг.

Современные компьютерные технологии активно внедряются в  сферу туристского бизнеса, и  их применение становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности  любого туристского предприятия. Индустрия туризма позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программных продуктов управления отдельной туристской фирмой до применения глобальных компьютерных сетей. На сегодняшний день в туризме используется достаточно много новейших компьютерных технологий, например, глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы менеджмента и др. Перечисленные выше информационные технологии используются с разной степенью активности и имеют неодинаковое распространение. Различается также степень их влияния на развитие туристской индустрии. [21.]

      1. Взаимосвязь корпоративной культуры и конкурентоспособности организации индустрии туризма

Фактором повышения  конкурентоспособности туристской организации, а также эффективности  производства туристского продукта и управления является корпоративная  культура, которая представляет собой  сложную многоуровневую систему  взаимоотношений организации и потребителя ее услуг.

Влияние корпоративной  культуры на деятельность организации  проявляется в следующих формах:

  • отождествление сотрудниками собственных целей с целями организации и с организацией в целом через принятие ее норм и ценностей;
  • реализация норм, предписывающих стремление к достижению целей;
  • формирование стратегии развития организации;
  • единство процесса реализации стратегии и эволюции корпоративной культуры под влиянием требований внешней среды.

Корпоративная культура имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю.

Внешняя сторона - осуществление  связи миссии организации и ответственности, целей и методов. Внешняя сторона  корпоративной культуры складывается из взаимоотношений туристской организации  с клиентами, с партнерами по бизнесу, из творческого развития компании.

Также к внешней  стороне корпоративной культуры относится умение туристской организации  грамотно строить взаимоотношения  с партнерами и конкурентами.

Внутренняя  сторона корпоративной культуры - это интеграция работников туристской организации, обеспечение предсказуемости их поведения, расширение возможностей по регулированию и координации их деятельности.

Целостная корпоративная  культура невозможна без понимания  миссии туристской организации, в которой  представлены базовые цели компании. Фактически миссия организации - это концентрированное выражение философии и политики, провозглашаемое и реализуемое высшим руководством.

Факторы, влияющие на уровень корпоративной культуры:

Уровень корпоративной  культуры непосредственно отражает поведенческий кодекс (в нем содержатся правила и нормы поведения, основанные на принципах общечеловеческой морали, ритуалы и традиции делового поведения в различных ситуациях межличностного общения). Чтобы эти принципы работали, мало их разработать и зафиксировать в организационных документах, они должны быть доведены до сознания каждого сотрудника.

Большое значение для развития корпоративной культуры имеет психологический климат в  коллективе, который строиться на взаимоотношениях между руководством и подчиненными.

Следующий элемент, влияющий на уровень корпоративной  культуры,- это информированность  персонала.

Наиболее значимый фактор, задающий характеристики персонала  и оказывающий непосредственное влияние на формирование корпоративной  культуры,- национальная деловая культура.

Одним из важнейших  аспектов, характеризующих принятые в коллективе ценности, является мотивация трудового поведения.

Основополагающими современной концепции управления персоналом являются признание экономической  целесообразности капиталовложений в привлечение персонала, поддержание его трудоспособности, создание условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.

Готовность  и стремление сотрудника выполнять  свою работу наилучшим образом рассматриваются организацией в качестве ключевого фактора успеха организации. Знание мотивов, побуждающих человека к труду, и механизмов их возникновения позволяет разработать систему управления персоналом.

Сложные экономические  условия и острая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма предъявляют к современным руководителям новые требования в осуществлении кадровой политики туристских организаций, в умении организовать, сплотить, мобилизовать и вдохновить коллектив на эффективную работу. Формирование эффективно работающей команды - это один из решающих факторов повышения конкурентоспособности организаций, их адаптивности и эффективности производства турпродукта в условиях рынка. [10.]

  1. Развитие туризма в Санкт-Петербурге
    1. Анализ конкурентоспособности некоторых турфирм в Санкт-Петербурге
      1. Характеристика турфирмы «Нева», «BonVoyage», «Калипсо» и «СолоТур»

Турфирма «Нева»

Турфирма «НЕВА» - ведущий  многопрофильный туроператор России, основанный в 1990г., успешно работает на туристическом рынке более 18 лет.

Турфирма «Нева» является одним из учредителей Ассоциации Туроператоров России (АТОР), членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA), официальным туристским агентом Администрации Санкт-Петербурга.

Компания специализируется на следующих видах туризма по более чем 50 направлениям: экскурсионный, пляжный, культурно-познавательный, речной, детский и молодежный отдых, образовательный, экологический, горнолыжный, конгресс-туризм, спортивная охота и рыбалка и др.

В собственности компании имеются: отели, автомобили, офисы, автобусный парк из 20 единиц европейских марок.

Фирма «Нева» специализируется на операторской деятельности в области выездного, въездного и внутреннего туризма как группового, так и индивидуального и ежегодно отправляет более 720 тысяч туристов на собственных чартерах в Испанию, Португалию, Грецию, Францию, Италию, Марокко, Тунис, Египет, Болгарию, Хорватию, Кипр, Турцию, Таиланд, Чехию, ОАЭ, Андорру, Черногорию, Индию, Кубу, Мальту, Израиль, Китай, Финляндию, Норвегию, Индонезию, Германию, по экскурсионным групповым программам в страны Скандинавии, Прибалтики, Австрию, Великобританию, Швейцарию, Венгрию, в автобусные и железнодорожные туры по Европе, а также организует индивидуальные туры в любую точку мира.

Фирма «Нева» является оператором по направлениям: Карелия, Ленинградская область, КавМинВоды, Средняя полоса России, Подмосковье, Алтай, Байкал, Беларусь. Основные летние направления: Краснодарский край (автобусные туры и авиатуры), Абхазия, Украина. Осуществляет продажу зимних горнолыжных туров в Домбай, Приэльбрусье, Красную поляну, на Урал.

Отдел экскурсионных  и активных туров по России организует еженедельные туры по городам Золотого Кольца, в Великий Новгород, Псков, Казань, Смоленск, Нижний Новгород, Великий Устюг, в республику Карелия, по странам ближнего зарубежья, в Украину (Киев) и Белоруссию (Минск). Теплоходные экскурсии по рекам и озерам. Для организованных групп предлагаются однодневные туры по Москве и Подмосковью.

С 1990 года «Нева» занимается приемом и экскурсионным обслуживанием иностранных туристов, а также организацией корпоративных мероприятий.

Информация о работе Конкурентоспособность и ее факторы