Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 16:59, курсовая работа
В 90-х годах прошлого века Россия совершила стремительный переход от плановой экономики к рыночной. Это повлекло засобой возникновение принципиально новых для страны экономических отношений, как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. Являвшиеся ранее монополией государства внешнеэкономические отношения стали неотъемлемой частью деятельности большого числа хозяйствующих субъектов, имеющих отношение к частному капиталу.
53
Таблица 2.6 – Доля рынка производителей топочного мазута в России, (%)
Компания /завод |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонения | |
2009- 2010 |
2010-2011 | ||||
Роснефть |
7,32 |
2,46 |
24,92 |
18,14 |
-0,54 |
Лукойл |
15,39 |
17,16 |
15,76 |
1,77 |
-1,4 |
Сургут-КИНЕФ |
11,18 |
10,34 |
10,56 |
-0,84 |
0,22 |
ТНК-ВР |
10,72 |
9,92 |
9,95 |
-0,8 |
0,03 |
Рязанская НПК |
7,91 |
7,51 |
7,43 |
-0,4 |
-0,08 |
Славнефть |
4,04 |
5,78 |
4,77 |
1,74 |
-1,01 |
Ярославнефтеоргсинтез |
6,90 |
6,41 |
6,61 |
-0,49 |
0,2 |
Уфимские заводы |
6,49 |
5,75 |
6,10 |
-0,74 |
-0,05 |
Газпром |
0,63 |
0,63 |
0,64 |
0 |
0,01 |
ТАИФ-НК |
3,63 |
3,13 |
2,93 |
-0,5 |
-0,02 |
На втором месте компания Лукойл.в 2009 году уровень доли рынка составил 15,39%. Рост доли рынка в 2010году составил 1,77% и достиг уровня (17,16%). По итогам 2011 года доля рынка сократилась на 1,4% и составила 15,76% .
Проведя анализ рынка нефтепродуктов были выявлены самые крупные игроки на нем.
Лукойл является одной из крупнейших мировых вертикально-интегрированных компаний, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. В основных сферах своей деятельности Компания занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках:
- 1,1% общемировых запасов нефти и 2,3% общемировой добычи нефти
-18% общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти
Крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с ежегодным оборотом более 107 млрд. долл. и чистой прибылью более 9,1 млрд. долл.
Компания, акции которой занимают второе место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB), по результатам 2008 г.
54
Лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности. Первая российская компания, акции которой получили полный листинг на Лондонской фондовой бирже. Единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры.
Крупнейший налогоплательщик РФ. Общая сумма налогов, выплаченных в 2011 г., - более 38 млрд. долл.
Таблица 2.7 - Распределение добычи нефти Группой "ЛУКОЙЛ" по регионам, млн. т
2009 |
1010 |
2011 | |||
всего |
95,235 |
96,645 |
95,240 | ||
Россия |
89,561 |
91,100 |
89,945 | ||
Западная Сибирь |
59,764 |
59,917 |
56,187 | ||
Предуралье |
10,923 |
11,257 |
11,625 | ||
Поволжье |
3,214 |
3,240 |
3,263 | ||
Тимано-Печора |
13,601 |
4,576 |
16,685 | ||
Прочие |
2,059 |
2,110 |
2,185 | ||
Международные проекты |
5,674 |
5,545 |
5,295 |
В рамках реализации "Комплексной программы оптимизации разработки и добычи нефти ОАО "ЛУКОЙЛ" на 2009–2011год компания продолжала работать над повышением эффективности разработки месторождений и сокращением эксплуатационных затрат. Для выполнения программы добычи
55
нефти в 2011 году добывающими обществами группы "ЛУКОЙЛ" был
осуществлен комплекс мероприятий по повышению производительности добывающих скважин и нефтеотдачи пластов. Затраты на разработку месторождений составили 7 288 млн долл.
Добыча группой "ЛУКОЙЛ" на территории России в 2011 году составила 89 945 тыс. тн. нефти, в том числе дочерними обществами было добыто 89 646 тыс. тн. По сравнению с 2010 годом добыча на территории России снизилась на 1,3%.
Добыча нефти по международным проектам в доле группы "ЛУКОЙЛ" составила 5 295 тыс. тн, что на 4,5% меньше по сравнению с 2009 годом. Сокращение объемов добычи связано в основном с продажей 50%-ой доли в компании Caspian Investments Resources Ltd. в 2009 году. В то же время прирост добычи получен по проектам Тенгиз в Казахстане и Шах-Дениз в Азербайджане, а также по проектам в Узбекистане.
Проходка в эксплуатационном бурении по международным проектам Компании составила 591 тыс. м, что на 81% больше по сравнению с 2011годом. Столь высокий рост объемов эксплуатационного бурения объясняется активной разработкой месторождений по проектам Caspian Investments Resources Ltd., Кумколь и Мелейя. Эксплуатационный фонд нефтяных скважин составил 1 320 скважин, фонд скважин, дающих продукцию, – 1 148. По международным проектам, в которых участвует Группа, было введено в эксплуатацию 327 новых добывающих скважин. Их средний дебит составил 72,2 т/сут.
Суммарный объем поставок нефти Компанией в 2011 году достиг 101,3 млн. тн, что соответствует уровню 2010 года. В связи с ростом маржи нефтепереработки и увеличением экспортных пошлин на нефть в России,
56
Компания оперативно перенаправляла объемы нефти с менее эффективных экспортных направлений на внутренний рынок страны, в первую очередь на собственные и привлеченные российские НПЗ.
В России в 2011 году было продано 2,10 млн. тн. нефти, что на 31% превышает уровень 2007 года. На собственных НПЗ Группы в России было переработано 44,18 млн. тн, что на 3,8% больше, чем в 2007 году. Для получения дополнительной прибыли от сложившейся макроэкономической ситуации Компанией было поставлено на процессинг 3,19 млн. т нефти на привлеченные российские НПЗ. В отчетном году в России было закуплено 236 тыс. т нефти по сравнению с 47 тыс. тн. в 2010 году. Увеличение закупок нефти объясняется ростом объемов переработки на фоне снижения добычи нефти Компанией в России.
Экспорт нефти из России дочерними обществами ОАО "ЛУКОЙЛ" (с учетом нефти, приобретенной у сторонних производителей) снизился по сравнению с 2007 годом на 6,8%, или до 39,30 млн. тн, в результате переориентации части экспортных потоков на внутренний рынок. В страны дальнего зарубежья было экспортировано 31,20 млн. тн, в страны ближнего зарубежья – 8,10 млн. тн. В 2011 году Компания эффективно управляла направлениями экспортных поставок, выбирая наиболее выгодные. Основными направлениями экспорта нефти оставались порты Приморск и Новороссийск, на которые пришлось 42% экспорта. Еще 10% пришлось на трубопроводные поставки в Венгрию и 8% – в Польшу.
Поставки нефти на зарубежные заводы группы "ЛУКОЙЛ" и на комплекс ISAB составили 12,10 млн. тн, увеличившись по сравнению с 2009 годом на рекордные 25,9% в результате возобновления производства на Одесском НПЗ после модернизации и приобретения доли в новом НПК. Кроме того,
57
Компания поставляла нефть на процессинг на сторонние НПЗ (Нафтан и Мозырский НПЗ в Беларуси и НПЗ Панчево в Сербии). Объем таких поставок составил в отчетном году 2,29 млн. тн, что более чем в два раза превышает уровень 2009 года.
Сбытовая сеть группы "ЛУКОЙЛ" охватывает 25 стран, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия), а также США, и насчитывает 204 объекта нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,06 млн м3 и 6 748 автозаправочных станций (включая АЗС, работающие по договорам франчайзинга
58
Заключение
Заканчивая работу хочется вспомнить об основном принципе маркетинга:
выпускать то, что продается, а не то, что выпускается. Оценка и
прогнозирование конкурентоспособности продукции, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления коммерческой деятельности предприятий, функционирующих на принципах маркетинга.
1. Конкурентоспособность с точки зрения потребителя – это более высокое по сравнению с аналогами-заменителями соотношение современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента. С точки зрения производителя конкурентоспособность продукции – это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.
2. Конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее
соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим , техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).
3. На сегодняшний день существует несколько способов оценки
конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:
59
- дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается:
достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
- маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых,
интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.
С целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности соответствующего предприятия, отрасли, страны.
В результате оценки конкурентоспособности продукции производителем могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
изменение порядка проектирования продукции;
изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;
изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;
изменение порядка реализации продукции на рынке;
изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
60
изменение системы стимулирования поставщиков;
изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Главным подходом при этом является выпуск как можно большего количества новой, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у конкурентов, а качественные характеристики – выше.
61
Список использованной литературы.
1. Выварец А.Д. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
2. Красовский П.А., Ковалев А.А., Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
3. Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия: Учеб.пособие. – Мн.: Новое знание, 2001.
5. Ноздрева В.Ю., Гречков. Маркетинг, учебник. М., «Юристь» 2004.
6. Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник. М.: Экономика, 1998.
7. Раицкий К. А. Экономика предприятий: Учебное 2-ое издание М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2007.
8. Фомин
В.Н. Качество продукции и
9. Шайдурова Н.И. Конкурентоспособность товаров и предприятий: Учебное пособие.- Новосибирск: СибУПК, 2004.
10. Швандар В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
11. Экономика предприятий торговли: Практикум /Под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – мн.: БГЭУ, 2003.
12. Экономика предприятий торговли: Учеб.пособие./ Под общ. ред. Максименко Н.В., Шишковой Е.Е. – Мн.: Вышэйшая школа, 2005.
13. Глухов
А. Оценка конкурентоспособности
товара и способы ее