Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:42, курсовая работа
Желание спросить у кого-нибудь совета, как действовать в той или иной ситуации, возникает у каждого человека. Причем, чем больше жизненного опыта, тем чаще появляется потребность в консультациях. И это не парадокс. Когда при подготовке ответственного решения становится очевидна его сложность и серьезный риск, для руководителя естественно подстраховаться. Первый шаг - расширить угол обзора ситуации. Взрослый человек, как правило, доверяет своему собственному мнению, но остерегается его абсолютизировать. Именно неопределённость в сфере управления является тем фактором, который стимулирует спрос на консалтинговые услуги.
Введение …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСАЛТИНГА
1.1 Сущность понятия «управленческий консалтинг»………………………6
1.2 Принципы консалтинга…………………………………………………...8
1.3 Виды и формы консалтинговых услуг…………………………………9
1.4 Цель, задачи и этапы консультирования………………………………..12
2. КОНСАЛТИНГ В РОССИИ
2.1 Особенности Российского консалтинга……………………………………15
2.2 Консалтинговые фирмы, их функции и значение………………………..17
2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами……………………21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы. ……………………………………………………………26
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСАЛТИНГА
1.1 Сущность понятия «управленческий консалтинг»………………………6
1.2 Принципы консалтинга…………………………………………………
1.3 Виды и формы консалтинговых услуг…………………………………9
1.4 Цель, задачи
и этапы консультирования………………………………..
2. КОНСАЛТИНГ В РОССИИ
2.1 Особенности Российского консалтинга……………………………………15
2.2 Консалтинговые фирмы,
их функции и значение………………………
2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами……………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы. ……………………………………………………………26
Введение
Желание спросить у кого-нибудь совета, как действовать в той или иной ситуации, возникает у каждого человека. Причем, чем больше жизненного опыта, тем чаще появляется потребность в консультациях. И это не парадокс. Когда при подготовке ответственного решения становится очевидна его сложность и серьезный риск, для руководителя естественно подстраховаться. Первый шаг - расширить угол обзора ситуации. Взрослый человек, как правило, доверяет своему собственному мнению, но остерегается его абсолютизировать. Именно неопределённость в сфере управления является тем фактором, который стимулирует спрос на консалтинговые услуги. Существуют следующие предпосылки возникновения спроса на советы со стороны:
Во-первых, услуги консультантов по управлению - это товар, предназначенный для использования руководством компаний - лицами, принимающими решения, имеющими отношение к деятельности организации в целом.
Во-вторых, консультантов привлекают тогда, когда нуждаются в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.
В-третьих, привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним как с коллегой свои проблемы или, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки.
Кроме того, внешнее присутствие в организации помогает решить некоторые болезненные вопросы, например связанные с изменением политики управления персоналом.
Большое внимание к проблематике управленческого консалтинга обусловлено ролью, которую он играет в жизни современного общества: содействие реформированию структуры организации, чтобы исправить ее недостатки или подготовить ее к решению новых более масштабных задач.
Проведение анализа деловой активности и эффективности включает в себя оценку поступления и направления использования финансовых ресурсов от производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия.
Отдельные познания в области экономики, права, социальной психологии или финансов, безусловно, важны, но их становится недостаточно для приобретения конкурентного преимущества. Современный уровень развития технологий ставит перед руководством организаций такие задачи, решать которые призван специалист, способный сравнительно быстро построить ретроспективную модель принятия решения в каждой данной сфере бизнеса, на основе которой можно планировать будущие изменения .
В первой главе речь идет о таких теоретических вопросах в области консалтинга, как определение базовых понятий, рассмотрение основных видов и принципов консалтинга, изучение его классификации.
Вторая глава посвящена рассмотрению специфики российского бизнес консультирования. Рассматриваются основные формы российских консалтинговых предприятий, анализируется современное состояние рынка консалтинга, а также его актуальные проблемы и тенденции развития. Предполагается, что решение поставленных в данной работе цели и за-дач позволит изучить и систематизировать теоретические и методические ос-новы управленческого консультирования в России, что, в свою очередь, сможет внести вклад в качественное развитие этого направления. Цель работы – рассмотрение такого важного вопроса, как эффективность использования консультационных услуг. Эффективная экономика – это, прежде всего эффективное управление, а консультационные услуги – это то, что может помочь эту самую эффективность обеспечить.
В данной работе будут рассмотрены сущность понятия «управленческого консалтинга», который представляет собой услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем.
Так же будут рассмотрены цели консультирования как вида профессиональной деятельности, будет затронута проблема поиска и выбора консультанта, методы оценки консультирования, организация совместной работы клиента и консультанта.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСАЛТИНГА
1.1 Сущность понятия «консалтинг»
В условиях интеграции российской экономики в мировую вопросы, связанные с обслуживанием бизнеса, приобретают огромное значение для руководителей предприятий. Все они сталкиваются с преобразованием форм собственности на основе разгосударствления и акционирования предприятий, с ростом цен, иностранным инвестированием и переплетением российских и иностранных капиталов, а также изменением их внутренней структуры, с приближением ее к тем пропорциям, которые характерны для мировой экономики в целом. Лишь после этого может начаться движение страны к мировому уровню эффективности экономики, что и является главной целью преобразований.
Организации и фирмы управленческого консультирования, или консалтинговые фирмы составляют основу управленческой инфраструктуры. В самом широком смысле слова консультирование как форма дачи независимых советов в обыденной практике существует столько же, сколько существует человечество. Однако как вид профессиональной деятельности оно зародилось сравнительно недавно. Другие виды профессиональных услуг в бизнесе возникли раньше, чем консультирование. Исторически первым видом профессиональных внешних услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX века, по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг — консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова. Имеется множество определений управленческого консультирования. Можно выделить два основных подхода к консультированию.
В первом случае используется широкий функциональный взгляд на
консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом
консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это».
Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру, «управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений». Оба эти подхода вполне дополняют друг друга. Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).
Если попробовать привести все эти определения к общему знаменателю, то получится примерно следующее: консалтинг — это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом.
1.2 Принципы консалтинга
Как и любая другая профессиональная деятельность, консалтинг имеет свои особые принципы, согласно которым и должна происходить любая деятельность в этой области. Это:
· компетентность;
· репутация;
· соблюдение этических норм;
· соблюдение интересов клиента;
· ориентация на широкие общественные интересы;
· изменение системы;
· вовлечение персонала;
· научность;
· гибкость;
· креативность;
· конкретность и объективность;
· эффективность;
· поддержка взаимоотношений на должном уровне.
Западные теоретики управленческого консультирования выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.
Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.
Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они — только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.
И, в-третьих, консультирование — это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости:
· финансовая;
· административная;
· политическая;
· эмоциональная.
1.3 Виды и формы консалтинговых услуг.
Консалтинговые услуги разнообразны в силу неоднородности современных бизнес-процессов. Выделяемые сегодня виды консалтинговых услуг достаточно объемны и охватывают все сферы бизнеса. Классификация консалтинговых услуг основана как раз на "разделении труда" в любой организации.
Виды консалтинговых услуг: