Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:42, курсовая работа
Желание спросить у кого-нибудь совета, как действовать в той или иной ситуации, возникает у каждого человека. Причем, чем больше жизненного опыта, тем чаще появляется потребность в консультациях. И это не парадокс. Когда при подготовке ответственного решения становится очевидна его сложность и серьезный риск, для руководителя естественно подстраховаться. Первый шаг - расширить угол обзора ситуации. Взрослый человек, как правило, доверяет своему собственному мнению, но остерегается его абсолютизировать. Именно неопределённость в сфере управления является тем фактором, который стимулирует спрос на консалтинговые услуги.
Введение …………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСАЛТИНГА
1.1 Сущность понятия «управленческий консалтинг»………………………6
1.2 Принципы консалтинга…………………………………………………...8
1.3 Виды и формы консалтинговых услуг…………………………………9
1.4 Цель, задачи и этапы консультирования………………………………..12
2. КОНСАЛТИНГ В РОССИИ
2.1 Особенности Российского консалтинга……………………………………15
2.2 Консалтинговые фирмы, их функции и значение………………………..17
2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами……………………21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы. ……………………………………………………………26
Люди, занимающиеся консультированием, чувствуют себя зависимыми от политической и экономической ситуации в стране, которую практически нельзя предсказать. Налоговое регулирование и платежеспособность предприятий влияют не только на клиентов, но и соответственно на возможности и профессиональную ориентацию консультационных фирм. Стратегическое планирование в таких условиях для них самих осуществляется достаточно редко. Российские клиенты ожидают от западных консультационных фирм высокого уровня качества оказываемых услуг. Оно определяется высоким уровнем оплаты консультантов, которая зависит от количества затраченных на работу часов, а не от полученного результата. Иногда ситуация выглядит так, будто воспользоваться услугами консультационной фирмы, имеющей высокую репутацию, гораздо важнее, чем получить реальный результат.
С другой стороны, российские менеджеры зачастую относятся с недоверием к зарубежным консультантам, поскольку в первые годы существования сама профессия была дискредитирована непрофессионалами, не имеющими опыта консультационной работы в России и специального образования (был создан эффект «испорченного поля»). Кроме того, зачастую в России консультанты сталкиваются с совершенно нереалистичными, завышенными ожиданиями клиентов (например, не просто повысить доходность предприятия, а увеличить ее в два раза). В действительности можно говорить о следующих двух типах качества.
Крупные западные фирмы полностью следуют высоким стандартам качества, принятым на Западе (ISO-9001 и т. д.), используют соответствующие этим стандартам методы, высокий уровень профессионального контроля, ставший уже традиционным, интенсивное обучение персонала, комплексные проектные группы, включающие специалистов в различных областях. Они формируют команды из западных
и российских консультантов, используют сеть экспертов в различных областях, новейшие технологии и имеют клиентов практически во всех развитых регионах России.
Малые российские консультационные фирмы, в которых деньги зарабатывают несколько человек, имеющих узкую специализацию в одной-двух областях и работающих консультантами всего несколько лет, не обладают, как правило, информацией о западной методологии и процедурах, обеспечивающих качество предоставляемых услуг. Главными целями для них в настоящее время являются поиск клиентов и выживание в ближайшие несколько месяцев. Основная часть консультационных услуг в России предоставляется небольшими фирмами или индивидуальными консультантами. Существуют немного средних или крупных фирм. Последние (в основном это западные фирмы) начинали работать на российском рынке, имея команду из 2-3 человек. За последние годы численность персонала значительно выросла, однако эти фирмы по-прежнему управляются квалифицированными и опытными менеджерами, которым хорошо известны проблемы профессиональных организаций.
Индивидуальные консультанты, естественно, не имеют проблем с управлением организацией, так как у них нет организации (это «фирма», состоящая из одного человека). Тем не менее многие из них формируют с другими консультантами профессиональные сети и стараются координировать свою работу с коллегами. Однако они не рассматривают эту деятельность как управленческую.
Положение со спросом на рынке консалтинговых услуг в России по сравнению с другими европейскими странами несколько выравнивается в силу того, что помимо внутреннего существует довольно большой внешний спрос, который составляет (оценочно) от 2 млрд. до 3 млрд. дол. в год. Основным источником внешнего спроса являются техническая помощь международных организаций, правительств и частных фондов зарубежных государств и отчасти спрос со стороны иностранных компаний, выходящих на российский рынок. Однако внешний спрос направлен почти полностью на покупку услуг иностранных консалтинговых фирм, действующих на территории России. Российские консультанты получают незначительную часть этих средств, работая на субподряде с зарубежными консалтинговыми фирмами. Таким образом, с точки зрения рыночной экономики российский консалтинг находится лишь на начальном этапе развития.
2.3Проблемы, решаемые российскими консультантами.
С какими же именно вопросами сталкиваются сегодня российские консультанты? Основные проблемы российских предприятий, которые призван решить отечественный консалтинг, на мой взгляд, достаточно полно были выявлены в исследовании компании BKG, опросившей руководителей целого ряда предприятий.
несовершенством системы управления и организационной структуры и называют ее самой главной;
нуждаются в привлечении новых инвесторов;
конкурентоспособности своих предприятий;
мониторинг показателей эффективности;
потребность в оптимизации системы сбыта продукции.
В эпоху неразвитого капитализма, ныне благополучно отмирающего, экономическое развитие происходило весьма стихийно и непредсказуемо. Побеждал и выживал в тех условиях сильнейший. Причем успех характеризовался в основном одним показателем — прибылью. Сейчас ситуация входит в стабильное русло и положение бизнеса таково, что рост доходов предприятий явно опережает возможности контроля финансовых потоков и оптимального их распределения, становится очевидным отставание в сфере развития управленческой структуры.
К решению подобных проблем и пытается сегодня приложить руки ранее не востребованный (вернее, очень слабо востребованный) российский управленческий консалтинг. Сейчас консалтинг переживает период своего становления. Одна из наиболее востребованных функций в российских условиях — представительство интересов клиента в его диалоге с различного рода проверяющими органами.
Оплата услуг таких консультантов — это цена, которую платит общество за несовершенство наших законов и механизма работы государственных органов. По сложившемуся мнению российских специалистов в области консалтинга среднестатистическая консультационная фирма, работающая в нашей стране сегодня, чаще всего получает заказы на выполнение следующих заданий:
1. Исследование рынка (в том числе изучение потребительской базы,
конкурентов и потенциальных партнеров).
2. Построение
на основе проведенного
стратегического развития и сравнение их по разным параметрам.
3. Обсчет необходимых размеров инвестиций, поиск инвесторов, подготовка инвестиционных соглашений.
4. Тактические проблемы претворения в жизнь стратегий, разработанных до этого самими консультантами.
5. Консалтинг, связанный с разработкой корпоративных информационных систем. Обследование, разработка системного проекта, разработка эскизно - технического проекта, рабочего проекта — вплоть до создания системы «под ключ».
6. Реинжиниринг бизнес-процессов.
7. Проекты, связанные с пересмотром технологии, выработкой механизма управления прибылью — различными аспектами реинжиниринга.
8. Сравнение
технических возможностей
9. Проведения экспертизы проектов, предлагаемых клиенту третьими фирмами.
10. Юридический и финансовый консалтинг, аудит, в методологическом плане — помощь организациям в налаживании бухгалтерского учета и т. д.
Всего в России более трех тысяч консалтинговых (по их уставам) компаний. И лишь каждая десятая активна на рынке. Участвует в рейтингах, имеет авторские методики, радеет за развитие отрасли. Однако весь российский консалтинг еще не представляет собой мощную единую индустрию бизнес-услуг с развитой инфраструктурой. Поэтому каждый эксперт и оценивает емкость этого рынка исходя лишь из собственных представлений.
В последнее время резко возрос спрос на три направления консалтинговых услуг: автоматизация управления, финансовый менеджмент и, главное, — создание компаний. Эта тенденция сохраняется и сегодня, и я полагаю, что спрос на эти услуги будет постепенно расти.
Значительная доля услуг оказывается также в сфере финансового оздоровления, помощи в вопросах реструктуризации кредиторской задолженности предприятий. Происходит постепенное выравнивание отечественного и зарубежного рынка консалтинговых услуг, что говорит, на мой взгляд, о постепенном оздоровлении российского бизнесса.
Давайте ответим на вопрос: зачем нужен консалтинг?
Во-первых, консалтинг обеспечивает прямое повышение эффективности деятельности компании-клиента за счет методологий, бизнес-моделей и технологий, которыми обладают консультанты.
Во-вторых, консалтинг является своеобразным «двигателем прогресса», так как способствует развитию бизнес-среды на основе сравнения компаний между собой. Западные компания ясно осознают, что, несмотря на высокую стоимость, услуги консалтинговых компаний реально помогают им повысить собственную эффективность.
Говорить об отсутствии рынка консалтинговых услуг в России — мягко говоря, неправильно. Есть и индивидуалы и фирмы, зарабатывающие деньги на ниве консультационных услуг. Но попытки контактов, с целью формирования профессиональной среды, носят разрозненный характер. Люди предпочитают «уходить в тень».
Поскольку что такое консалтинг, наши управленцы представляют смутно, спрос на услуги консультантов неквалифицированный. Проблема консультант-клиентских взаимоотношений — неспособность руководителя предприятия сформулировать задачу. То есть, ясно, что проблема есть. Снизился спрос на продукцию, нужно «нормализовать» налогообложение, отсутствуют средства на развитие и т. д.
Но все это лишь следствия причины, о которой руководитель вообще может не подозревать, ибо смотрит на проблему однобоко, пользуясь тем запасом знаний и навыков, которыми он располагает. Еще одна особенность нашей информационной культуры. Наши управленцы — зачастую прекрасные специалисты-технологи, но имеют смутное представление о собственно управленческих дисциплинах. Да и не может один человек быть специалистом одновременно в области бухучета, психологии, маркетинга и информационных систем. Для того и нужны консультанты. Хуже другое. Зачастую полностью отсутствует целеуказание, стратегия развития предприятия.
Учитывая свой, уникальный, путь развития, Россия в данной ситуации не может ссылаться и руководствоваться мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень сложно. Понятно одно — любой кризис, будь-то политика или экономика, воспринимается с трудом. Особенно, если речь идет об отрасли, еще неокрепшей и не достигшей должного уровня развития.
И именно из вчерашних кризисов, именно из вчерашних потрясений и вырастают проблемы, которыми «кормятся» сегодняшние консультанты. Именно то, что было «недорешено» вчера, сегодня становится проблемой номер один и требует неотложного решения. Вот тут-то и выходит на сцену консультант. И задачи, решаемые сегодня отечественными консультантами, вполне подходят под определение «послекризисных» в большинстве своем. Реструктуризация, реорганизация, реинжиниринг, внедрение, устранение и т. д. и т. п.
Рис. 1. Выручка 10-Топ консалтинговых компаний в 2006–2010 гг. (без учета компаний большой четверки и BDO), млн руб.
Рассчитано по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».
Таблица 1
Средний размер выручки по видам консалтинга
и его вариация (по данным предприятий,
вошедших в десятку крупнейших по каждому
направлению консалтинга)
Виды консалтинга |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||||
Средняя |
Коэф- |
Средняя |
Коэф- |
Средняя |
Коэф- |
Средняя |
Коэф- |
Средняя |
Коэф- | |
Стратегический |
225, 4 |
86,3 |
336,8 |
81,5 |
260,8 |
94,1 |
169,0 |
103,0 |
186,9 |
115,6 |
Финансовый |
176,9 |
55,6 |
235,7 |
44,7 |
259,7 |
28,7 |
271,8 |
47,4 |
293,6 |
42,1 |
Налоговый |
294,4 |
60,4 |
370,8 |
71,4 |
458,7 |
89,2 |
326,4 |
82,2 |
395,3 |
67,9 |
Управление персоналом |
140,8 |
102,1 |
186,6 |
100,5 |
180,6 |
83,1 |
116,0 |
52,3 |
144,7 |
81,3 |
Производственный |
172,6 |
152,2 |
151,4 |
98,4 |
158,5 |
107,8 |
133,4 |
120,3 |
141,1 |
119,2 |
Маркетинговый |
77,3 |
117,8 |
113,8 |
123,9 |
74,9 |
145,5 |
37,5 |
153,1 |
42,0 |
150,9 |
ИТ-управление |
896,5 |
57,1 |
1216,7 |
56,5 |
1338,8 |
64,0 |
1239,0 |
68,2 |
1393,2 |
63,7 |
ИТ-разработки |
1082,1 |
57,3 |
1893,9 |
72,9 |
1857,6 |
79,7 |
2227,0 |
71,8 |
2670,0 |
63,4 |
Юридический |
125,6 |
56,0 |
164,4 |
62,1 |
231,0 |
68,5 |
207,7 |
47,4 |
227,5 |
30,7 |
Оценочная деятельность |
196,2 |
28,5 |
306,7 |
32,4 |
447,9 |
26,5 |
458,7 |
20,1 |
477,4 |
20,2 |
Итого |
311,8 |
193,3 |
460,8 |
238,2 |
468,4 |
247,5 |
481,8 |
265,7 |
555,7 |
258,7 |