Контроллинг риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов контроллинга рисков.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты контроллинга;
- рассмотреть организацию службы контроллинга на предприятии;
- определить направление совершенствования контроллинга рисков
-разработать создание системы контроллинга на ЗАО «ГОТЭК».
Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО «ГОТЭК».

Содержание

Введение
2
Разде 1 Теоретические аспекты контроллинга
Сущность контроллинга
4
Функции и виды контроллинга
7
Особенности контроллинга риска
19
Раздел 2 Организация контроллинга ЗАО «ГОТЭК»
2.1 Общая характеристика предприятия
23
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия
26
2.3 Анализ контроллинга рисков в деятельности ЗАО «ГОТЭК»
36
Раздел 3 Первоочередные пусти совершенствования контроллинга риска
3.1 Направление совершенствования контроллинга риска
42
3.2 Способы понижения риска на предприятии
46
3.3 Создание службы контроллинга
50
Заключение
60
Список литературы
62
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Контроллинг риска.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

2

Разде 1 Теоретические аспекты  контроллинга

    1. Сущность контроллинга

4

    1. Функции и виды контроллинга

7

    1. Особенности контроллинга риска

19

Раздел 2 Организация контроллинга ЗАО «ГОТЭК»

2.1 Общая характеристика предприятия

23

2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия

26

2.3 Анализ контроллинга рисков в деятельности ЗАО «ГОТЭК»

36

Раздел 3 Первоочередные пусти  совершенствования контроллинга риска

3.1 Направление совершенствования контроллинга риска

42

3.2 Способы понижения риска на предприятии

46

3.3 Создание службы контроллинга

50

Заключение

60

Список литературы

62

Приложение

65


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нестабильность и неопределенность внешней среды, ускорение научно-технического прогресса, растущая диверсификация производства, стремительное развитие и смена  технологий, усложнение бизнес-процессов, возрастающее давление со стороны конкурентов  заставляют современные отечественные  промышленные предприятия превращаться во все более сложные и гибкие системы. Для обеспечения высокого уровня управляемости и гибкости таким системам требуются новые  методы управления, соответствующие  усложняющейся окружающей среде. Методом, в основе которого лежит стремление обеспечить устойчивое положение на рынке, долгосрочное развитие и гибкость управления, является контроллинг.

Контроллинг находит точки  соприкосновения между функциональными  составляющими менеджмента, создавая единую систему управления предприятием, а с учетом изменений окружающей среды адаптирует эту систему  под новые требования, поэтому  очень важно рассмотреть интеграционную функцию контроллинга. Все это, безусловно, делает актуальным разработку методических рекомендаций по созданию системы контроллинга на промышленных предприятиях.

Рассмотрение темы данной курсовой работы является актуальным вопросом как для рассматриваемого предприятия, так и для многих других предприятий отечественной  экономики.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов контроллинга рисков.

Для достижения поставленных целей нужно решить следующие  задачи:

- изучить теоретические  аспекты контроллинга;

- рассмотреть организацию  службы контроллинга на предприятии;

- определить направление  совершенствования контроллинга  рисков

-разработать создание  системы контроллинга на ЗАО  «ГОТЭК».

Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО «ГОТЭК».

Курсовая работа состоит  из теоретической и практической части, 8 приложений, списка литературы.

При написании работы использованы труды украинских, российских и зарубежных специалистов, учебно–методическая литература, законодательные документы, периодические источники, бухгалтерская отчетность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические аспекты контроллинга

    1. Сущность контроллинга

В литературе можно найти  десятки определений понятий "контроллинг". Однако практически во всех определениях подчеркивается, что контроллинг  – это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается  контролем. В основе этой новой концепции  системного управления организацией лежит  стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговой фирмы, банка и др.) в  долгосрочной перспективе путем:

- адаптации стратегических и оперативных (тактических) целей к изменяющимся условиям внешней среды;

- согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;

- координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;

- создания системы разработки управленческих решений и обеспечения менеджеров информацией для различных ровней управления в оптимальные промежутки времени;

- создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;

- адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды. [7. c 16]

Одной из главных причин возникновения и внедрения современных  принципов разработки и принятия управленческих решений на основе концепции  контроллинга стала необходимость  в системной интеграции различных  аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Следует подчеркнуть, что  контроллинг – это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия. Освобождая менеджеров от функций управления. Это –  лишь инструмент менеджмента, но весьма эффективный инструмент.

Узловыми компонентами концепции  контроллинга являются:

- ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе на основе философии доходности и формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;

- создание информационной системы, адекватной задачам эффективного управления;

- разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает итеративность (цикличность) планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.[8. c 6]

Понятие "контроллинг" включает в себя 2 аспекта:

1)  контроллинг как  процесс интеграции методов учёта,  анализа, планирования, нормирования  и контроля в единую систему  получения, обработки и обобщения  информации и принятия на её  основе управленческих решений;

2) контроллинг как система,  которая управляет экономикой  предприятия, будучи сориентирована  не только на достижение текущих  целей в виде получения прибыли  или минимизации убытков, но  также и на обеспечение платёжеспособного  состояния предприятия, направлена  на достижение глобальных стратегических  целей, например, выживание предприятия  в условиях конкуренции, сохранение  рабочих мест как социального  фактора, обеспечение экологичности  производства и т.д.[24. c 37]

Конкретные цели контроллинга состоят в следующем:

идентифицировать представление  об отклонениях и требованиях  к адаптации, обеспечить своевременное  наблюдение и разработку мероприятий по устранению отклонений;

оказывать помощь в декомпозиции  общих целей предприятия на более  мелкие цели отдельных подразделений;

распознавать проблемы и  управлять подразделениями экономических служб предприятия;

cпособствовать лучшему  управлению прибылью предприятия;

оказывать помощь при разработке рациональной политики предприятия;

помогать руководству  в принятии решений, адекватных целям.

Особенностью контроллинга является ориентация на действующую  концепцию управления, на будущее  развитие предприятия и одновременно ориентация на узкие места предприятия  и отказ от функционально–зависимого метода работы.[25. c 69]

Сущность контроллинга заключается  в целостном экономическом управлении, при котором информационные системы, планирование и контроль неразрывно связаны между собой.

Контроллинг подразумевает  сравнительный анализ плановых и  фактических показателей и, как  следствие, расчёт хозяйственных результатов.

Контроллинг выполняет роль внутреннего консультанта, которая  реализуется в том, что контроллер должен в первую очередь проконсультировать службу маркетинга относительно способности  принести прибыль теми или иными  конкретными решениями при составлении  договоров путём определения  эффективности принимаемых решений.

 

 

 

 

 

    1.  Функции и виды контроллинга

Контроллинг как концепция  системы управления послужил ответом  на изменения внешних условий  функционирования организаций (предприятий). К началу XXI века произошло эволюция функций управления организацией. Планирование по отдельным аспектам трансформировалось в комплексное программно-целевое  планирование, управление сбытом и  продажами – в маркетинг, бухгалтерский  и производственный учет – в систему  контроля и регулирования. В целом  наблюдаемая эволюция функций управления организацией с их интегрированием  в систему контроллинга отражает основную тенденцию комплексного (системного) подхода к управлению.

Контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов  принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы  планирования, учета и контроля на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, то есть в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление  системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. [34. c 97]

Цели контроллинга, как  направления деятельности, непосредственно  вытекают из целей организации могут  выражаться в экономических терминах, например, в увеличении объемов продаж и расширении доли рынка, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации  при заданном уровне ликвидности.

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования и принятия решений, контроль за реализацией  планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и  выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.

В сфере учета задачи контроллинга включают создание системы сбора  и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений  на разных уровнях руководства. Это  необходимо для разработки и в  дальнейшем для поддержания системы  ведения внутреннего учета информации о протекании технологических процессов. Важными являются подбор или разработка методов учета, а также критериев  для оценки деятельности предприятия  в целом и его отдельных  подразделений.

Поддержка процесса планирования заключается, в частности, в выполнении следующих задач контроллинга;

- формирование и развитие системы комплексного планирования;

- разработка методов планирования;

- определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Система контроллинга информационно  поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и так деле), координирует отдельные  планы по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и реализуемость и  позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятии на основе эффективных процессов принятия решений. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует  планировать. А также оценивается  возможность реализации запланированных действий.

Служба контроллинга не определяет, что планировать, а советует, как  когда планировать, и оценивает  возможность реализации запланированных  мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей, менеджеров соответствующих звеньев управления.

При обеспечении аналитической  информацией руководства организации  в задачи контроллинга входят, в  частности:

- разработка архитектуры информационной системы;

- стандартизация информационных каналов и носителей;

- выбор методов обработки информации.

Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений информации.

Информация о работе Контроллинг риска