Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

В упрощенном понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.

Содержание

1.Сущность менеджмента. 3
2. Роль менеджера в организации 6
3.Специальные функции управления в организации. 8
4. Понятие этики. Профессиональная этика. 10
5. Использование ситуационного подхода в управлении 12
6.Принципы принятия решений в организации 15
Список литературы. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб..docx

— 409.47 Кб (Скачать файл)

-  определение целей и мотивов трудовой деятельности;

-  выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

-  оценку результатов труда и их общественную значимость.

Особенности профессиональной этики представлены на рис.1 в приложении 2.

Несмотря на наличие универсальных  принципов деловой этики, трудовая этика имеет отчетливую профессионально-ориентированную спецификацию.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[4] М.Г. Подопригора, «Деловая этика» 
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.

 

5. Использование ситуационного подхода в управлении

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация.

Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые решающим образом влияют на организацию в конкретное время.

Ситуационный подход - ориентация управления внутри предприятия на совокупность различных по своей природе воздействия  переменных, характеризующих определенную ситуацию.

Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в  которой находится в данное время  предприятие или учреждение. Меняется ситуация - меняются методы управления и поведение лица, принимающего решение. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент входит постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. А в набор средств эффективного менеджмента к "системному мышлению" добавляется способность "ситуационного мышления". Концепция процесса управления, ориентированная на ситуационный подход, применима ко всем организациям, потому что ситуационный подход пытается увязать конкретные принципы и методы работы с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При этом каждая ситуация рассматривается так, чтобы определить её уникальные свойства перед тем, как принять управленческое решение. Это заметно отличает его от ранее применяемых подходов, ориентированных на универсальные принципы, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Реализация ситуационного подхода предполагает, что руководитель должен:

  1. уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для нее;
  2. принять соответствующее решение, которое бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовало бы требованиям, выдвигаемым к организациям со стороны ситуации;
  3. уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные - от применения конкретной методики или концепции;
  4. создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

С помощью ситуационного подхода  руководитель пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как  они влияют на эффективность организации. Все факторы влияния можно  сгруппировать по двум основным классам: внутренних и внешних переменных.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые по существу являются результатом управленческих решений. К числу основных внутренних переменных относятся цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология и культура организации.

При анализе внешних переменных обычно выделяют:

  • переменные прямого воздействия, т. е. те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации (поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты и собственники);
  • переменные косвенного воздействия, т. е. те, которые о посредственно, а не прямо влияют на операции организации и не испытывают на себе прямое же влияние операций организации (экономическое окружение и политическая среда, технологическое, социально-культурное и международное окружение).

Если рассмотреть применение ситуационного подхода на примере  организации, в которой я работаю  – филиал ОАО «БИНБАНК» в Костроме, то можно заметить, что он имеет  место быть. Например, мой непосредственный руководитель очень часто «вырисовывает» картину того, что может быть, если я не выполню свою работу или  выполню ее не в полном объеме, при чем он акцентирует внимание на психологических факторах. В свою очередь управляющий всем филиалом всегда «давит» на больное – депремирование.

Также с помощью ситуационного  подхода мы определяем приоритеты на предстоящий рабочий день, неделю, месяц, рассматривая различные исходы одной и той же ситуации.

Прямо скажу – это очень  удобный инструмент в работе менеджера  на любом уровне.

 

6.Принципы принятия решений в организации.

 

Процесс принятия решений  определяется основными целями организации: экономическими, отвечающими за возврат  капиталовложений и оптимизацию  использования ресурсов; социальными, направленными на реализацию личных устремлений всех сотрудников.

Деятельность организации регламентируется обязательствами и ограничениями, исключающими некоторые варианты решений. Например, решение сократить фонд заработной платы имеет ограничение  в виде законодательно минимального размера оплаты труда.

В основе процесса принятия организационных  решений лежат четыре универсальных  принципа: динамичности, стратегического  планирования, реализма, гибкости.

1. Принцип динамичности. Нестабильность окружающей среды, конкуренция требуют от организации готовности к максимально адекватным изменениям. Это возможно, если менеджер способен делать прогноз по каждой динамической линии развития организации. В процессе принятия решений руководитель учитывает не только динамику развития организации, т.е. прошлый опыт, но и ее способность к адаптации, к изменениям, а также возможные последствия принимаемых решений. Динамика развития включает в себя прежде всего экономическую политику организации, характер взаимоотношений организационной системы со средой, т.е. конкурентоспособность, материально-техническую базу, информационные ресурсы, издержки, прибыль и другие факторы.

Способность менеджера осуществлять точный прогноз и готовить организацию  к изменениям во многом зависит от налаженности системы мониторинга — сбора, анализа, отслеживания информации об изменениях. Принятие решения в соответствии с принципом динамичности позволяет организации адаптироваться к изменениям, поддерживая тем самым жизнеспособность предприятия.

2. Принцип стратегического планирования. Логическим следствием принципа динамичности является принцип стратегического планирования. Планирование выступает не в виде раз и навсегда утвержденного текста, а как критерий эффективности, который выводится из представлений о том, какой организация должна стать спустя какое-то время. Обязанность менеджера — внесение высшей цели организации в среду своей команды. Эта цель должна объединять сотрудников, побуждая их внести свой вклад в общее дело. Осознание отдаленных перспектив позволяет практичнее и целесообразнее подходить к задачам текущим. Большинство преуспевающих компаний обладают уникальной стратегией, концепцию которой могут знать только менеджеры высшего звена. Однако современные тенденции демонстрируют положительный опыт организаций, где четко сформулированная стратегия становится программным документом для сотрудников всех уровней.

Динамика развития организаций  в большинстве случаев ведет  к стагнации или упадку. Стратегическое планирование позволяет вовремя  развернуть организацию в новом  направлении развития, когда все  старые ориентиры исчерпали себя. Иллюстрацией к принципу стратегического планирования может служить японская поговорка: «Охотник на оленей никогда не видит горных вершин». Занимаясь «охотой на оленей» — изучая социальный спрос, требования общества в отношении новой продукции, нельзя забывать про «вершины» — грядущие изменения общества и рынка, которые можно распознать уже сегодня. Примером таких изменений, с очевидностью сказавшихся на экономическом рынке, стал бурный процесс информатизации.

Оценка эффективности организации  осуществляется не только с точки  зрения максимизации прибыли. В качестве главной цели выдвигается самосохранение компании как таковой. Это смещение экономического акцента влечет за собой смещение и управленческого акцента. Недостаточно руководить, обеспечивая увеличение прибыли в краткосрочном периоде. Часто ситуация на рынке складывается таким образом, что необходимо ориентироваться на отсроченную прибыль в ущерб сегодняшнему дню. Стратегическое планирование позволяет оптимизировать процесс использования всех ресурсов, что обеспечивает ведение успешной деятельности.

Только системный, целенаправленный учет фактов при принятии решений  позволит исключить ошибки, приводящие к нежелательным последствиям. Системный подход включает в себя следующие параметры: учет основных тенденций развития организации; определение диапазона потенциальных альтернатив; вариативная оценка последствий принимаемых решений. Цели организации должны объединять интересы сотрудников всех уровней: менеджеров, рабочих, поставщиков, продавцов, вкладчиков и т.д. Ответственность организации складывается из баланса соблюдения целей каждого из сотрудников.

3. Принцип реализма. Только опора на адекватные представления о реальности, непосредственный контакт с внешней и внутренней средой организации обеспечивают менеджеру эффективное планирование, кратковременную стратегию, которая должна ориентироваться на происходящие изменения. Менеджер может опираться на желаемые, абстрактные прогнозы развития организации или на конкретные процессы, происходящие на рынке; руководитель может принимать решения исходя из собственного идеального видения взаимоотношений сотрудников или основываясь на анализе реальных групповых процессов, разворачивающихся в организации. Результат будет диаметрально противоположным.

Каждая проблема руководства, с  которой сталкивается менеджер, в  сути своей отражает незнание принципов менеджмента, невнимание к человеческому фактору. Самоанализ помогает обнаружить, когда руководитель пренебрег какими-нибудь практическими рекомендациями, считая, что можно обойтись и без «человекознания». Но ошибки всегда совершает мастер, а не инструменты, в нашем случае мастер — это сам руководитель.

Принцип реализма подразумевает также  тактику упрощения работ и максимальной простоты и понятности выполнения всех этапов деятельности. Усложнение структуры ведет к увеличению издержек материальных, человеческих и временных.

4. Принцип гибкости. Принцип гибкости помогает организации быть готовой к разнообразным вызовам и неожиданностям. Гибкость должна присутствовать как во внешних (разнообразие товарно-рыночных отношений), так и во внутренних(взаимозаменяемость, не жесткость) отношениях, что позволяет выгодно распоряжаться имеющимися ресурсами. Принцип гибкости ориентирует организацию на разработки и исследования в тех областях, где с наибольшей вероятностью возможны прорыв, использование независимых рынков сбыта, деятельность в разных экономических средах, внедрение независимых технологий.

Гибкость менеджера в принятии решений должна колебаться в известных  пределах. Эти пределы должны, с  одной стороны, оставлять поле для  достаточной вариативности решения  проблем, поиска оригинальных решений, а с другой — находиться на грани  разумного риска, не влекущего за собой столь существенные изменения, которые могут привести к «смерти» живого организма предприятия. Этот нижний предел обеспечивает сохранение разумного потенциала организации, тех традиций и ценностей, которые  были наработаны за период ее жизнедеятельности. А верхний предел задает самобытную, уникальную линию развития организации.

Рассматривая свою организацию  со стороны принципов принятия решений, могу с уверенностью сказать что на нашем уровне, уровне филиала решения принимаются только на микроуровне, т.е. когда провести промоакцию, куда сходить на презентацию. Вся стратегия работы, развития разрабатывается в головном офисе не малое количество времени. Затем все отделения следуют этому плану. Не сказать, что мы, как менеджеры люди подневольные, но мало на что можем повлиять на банк на макроуровне.

Я же в свою очередь в работе использую метод принятия решений  под названием – «метод проб и  ошибок». Потому что объем информации, который мне может предоставить моя работа просто колоссальный и каждый день я сталкиваюсь с новыми преградами и не всегда рядом есть люди, которые могут помочь мне разобраться в сложившейся ситуации. Также если учесть тот ритм, в котором мы работаем, времени раздумывать, взвешивать все «за» и «против» практически не бывает. И этот метод, в моем понимании неприемлем. Для успешной работы нужно, необходимо тщательное планирование. В этом я убедилась на собственном, жизненном опыте. Жить и работать только лишь «сегодняшним днем» хорошо только тогда, когда все складывается успешно, что бывает не всегда.


 

Список  литературы.

  1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008 – 288 с.
  2. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Издательство «Проспект», 2007. – 512 с.
  3. Грязнова,  А.Г. Основы менеджмента: учебное пособие / А.Г. Грязнова, А.Ф Джинджолия. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. – 427 с.
  4. Зиновьев, В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 480 с.
  5. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 238 с.
  6. Коротков, Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  7. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 344 с.
  8. Менеджмент: учебное пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  9. Семенова, И.И. История менеджмента: учебное пособие по экономическим специальностям / И.И. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 199 с.
  10. www.wikipedia.org – свободная энциклопедия
  11. www.litres.ru – электронная библиотека

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

Рисунок 1. «Базовые особенности  трудовой этики».

 


Информация о работе Контрольная работа по «Менеджменту»