Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:54, контрольная работа

Краткое описание

Функции управления — это специализированные виды управленческой деятельности, отличающейся однородностью содержания выполняемых работ, и их целевой направленностью. Выделение функций управления имеет большое значение. Функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта.

Содержание

1. Вопрос № 15. Функции управления. Общие и специфические функции управления…………………………………………………………..…………………………………….стр 2
2. Вопрос № 36. Природа и основы лидерства…………………………………………стр 4
3. Вопрос № 69. Практическое задание……………………………………………………стр 9
Список литературы ……………………………………………………………………………………стр 10

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Вопрос № 15. Функции управления. Общие и специфические функции управления…………………………………………………………..…………………………………….стр 2

2. Вопрос № 36. Природа и основы лидерства…………………………………………стр 4

3. Вопрос № 69. Практическое задание……………………………………………………стр 9

 

Список литературы ……………………………………………………………………………………стр 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  № 15. Функции управления. Общие и  специфические функции управления.

 

Функции управления — это специализированные виды управленческой деятельности, отличающейся однородностью содержания выполняемых работ, и их целевой направленностью.

Выделение функций управления имеет большое значение. Функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.

Выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта.

Изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности.

Функции управления можно условно  разделить на общие и специальные.

К общим функциям управления относятся:

Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации, и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер.

Общие функции управления не зависят от его объекта, так как:

1) они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам;

2) функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности;

3) функции управления применимы и к самому процессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реакции управленческого решения), и к системе управления.

 

Специфические функции управления – это функции управления, связанные с видами управленческой деятельности и зависимыми от особенностей объекта управления.

Эти функции связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.

Так как конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, то перечень таких функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих функций. В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты.

Функции управления ресурсами. Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно выделяют конкретные функции: управление запасами; управление финансами; управление персоналом и т.д.

Функции управления процессами. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции.

Функции управления результатами. К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции: управление качеством; управление производительностью; управление затратами и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 36. Природа и основы лидерства.

 

Феномен лидерства коренится в биологической природе человека. Протолидерство обнаруживает себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни (обезьяны, олени, волки). Здесь всегда есть вожак — наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь, руководящая стадом (стаей) в соответствии с генетическими законами. Почему уже на уровне стадных животных протолидерство становится необходимым? Стадо представляет собой сложно организованную систему с отчетливо выявленными потребностями. Основная — потребность самоорганизации, упорядочения поведения отдельных элементов системы в целях сохранения ее целостности и обеспечения развития. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному и горизонтальному распределению функций и ролей. Формируется иерархическая пирамида, вершиной которой и выступает протолидер.

Большие социальные группы представляют собой гораздо более сложные  системы — самоорганизации, развитие которых не может основываться только на природных факторах. Четкость выделения позиции лидера здесь будет зависеть от степени взаимозависимости членов группы друг от друга и взаимоотношений группы в целом с окружающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии членов функции лидера могут быть выражены весьма слабо или не выражены вообще — не проявляются черты лидерства в толпе пешеходов или среди пассажиров транспорта. По мере роста потребностей группы в совместных коллективных действиях необходимость в лидере возрастает. Эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления, жесткости подчинения и пр. Именно к такому типу объединений относится современное производство, поэтому в нем обязательна институализация лидерства, его конституирование в руководство.

Среди теорий лидерства можно выделить подход с опорой на личные качества лидера: поведенческий и ситуационный подходы.

Концепция физических качеств (высокий  рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает небольшого роста, малой физической силы.

Старейшей является теория черт. Она  и сегодня не утратила своей актуальности. Суть теории черт состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися  личностными качествами человека. Один из основателей теории черт Э. Богардус, который писал: «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение рано или поздно».

Острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие обусловливают способность человека стать лидером. Для проверки теории черт были проведены обширные исследования, которые поставили под сомнение верность концепции. При детальном анализе оказалось, что

1) индивидуальные качества лидера  почти полностью совпадают с  набором позитивных психологических  и социальных признаков личности  вообще;

2) в некоторых сферах деятельности (предпринимательство) высокие интеллектуальные  и моральные качества являются  скорее препятствием для занятия  лидирующих позиций, чем условием  успеха;

3) целый ряд выдающихся способностей  людей на протяжении многих  лет, а часто и всей жизни,  оказывается невостребованным, не  находит применения и не приводят  к лидерству. Означает ли это полную несостоятельность теории у черт? Отнюдь. Набор лидерских качеств в каждой конкретной ситуации варьируется и зависит от исторической эпохи, национальности, культурных традиций и многих других условий. Очевидно, что лидер крестьянской общины по своим качествам будет существенно отличаться от лидера инженерно-конструкторского бюро.

Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных  личностных качеств предсказывает  управленческий успех. Личностные качества лидера: 
— интеллигентность в вербальном и символическом плане; 
— инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении; 
— уверенность в себе — благоприятная самооценка; 
— привязанность к сотрудникам; 
— решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); 
— зрелость; 
— мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет: гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.

Анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

К теории черт примыкают концепции  харизматического лидерства. Они восходят к идеям М. Вебера и представлены сегодня работами В. М. Басса, Б. Шамира, Р. И. Хозе, М. Артура. Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека-исполнителя под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Такие способности есть у весьма немногих людей. Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого из членов группы в обще групповые. Можно ли научиться быть харизматическим лидером в коллективе? Однозначного ответа нет. Но есть ряд рекомендаций, которые могут оказать помощь в постижении сути харизмы.

1) Решающая харизматическая способность  — влияние на восприятие мира и ценности членов коллектива. Условием ее приобретения является, прежде всего знание своих сотрудников, уважение к их интересам, потребностям, ценностям. Вполне, естественно, что эти индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, и лидер должен демонстрировать личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения.

2) Харизматический лидер может  внушить членам коллектива новые  ценности, но этот процесс не  может носить насильственный характер — подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми.

3) Харизматические лидеры, как правило,  подчеркивают положительное значение  деятельности данного коллектива  для общества в целом — благородство  работы врача и педагога, героический  характер деятельности работников  милиции и т. д. Благодаря  этому усиливается внутренняя мотивация сотрудников — выполняемая социальная роль повышает самооценку, человек ощущает свою значимость, осознает высокий смысл своей скромной деятельности и даже свою незаменимость.

4) Харизматический лидер выявляет  в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед  своими подчиненными, трудны, но  всегда посильны, и каждый член  группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть  трудности. Эта вера прямо влияет  на самодеятельность, индивидуальную  заинтересованность сотрудника, его  упорство в преодолении препятствий.  Индивидуальная вера в собственные  силы базируется на коллективном  ожидании высоких результатов  деятельности от каждого работника  и всех членов трудового коллектива.

5) В группе с харизматическим  лидерством первостепенную роль  играют не внешние стимулы  (заработная плата, престижность  деятельности), а внутренняя мотивация  — реализованностъ потребностей  в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

В реальной жизни харизматическое  лидерство встречается не так  часто. Оно наиболее эффективно в  группах со слабо структурированными задачами, невысокой спецификацией  трудовых функции и отсутствием  четко установленных стратегий  реализации организационных задач. Слабость такого типа руководства проявляется  в чрезмерной зависимости деятельности группы от личности лидера — если его  уволить или перевести на другую работу, группа оказывается практически  не дееспособной.

Второе рождение получила теория черт в факторно-аналитической концепции  лидерства. Различают индивидуальные качества лидера и характерные для  него черты поведения, связанные с достижением определенных целей. Добрый, общительный, склонный к рефлексии, гибкий, уважающий других людей человек, длительное время, находясь на руководящей должности в армии или других авторитарных структурах, как правило, утрачивает некоторые из этих свойств и приобретает вторую группу качеств, связанную с характером выполняемой деятельности, — решительность, уверенность в себе, строгость (а порой и жесткость) в отношениях с подчиненными, требование беспрекословного подчинения распоряжениям и т. д. Иными словами, стиль деятельности лидера зависит от ситуации — несет на себе отпечаток социальных условий, в которых он действует.

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении  в группе какой-либо ситуации имеет  качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В  разных ситуациях группа выдвигает  специфические требования к лидеру и поэтому лидерство может  переходить от одного человека к другому: эмоциональный или деловой лидер  и т. п.

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер) исходит из относительности  и множественности лидерства. Лидер  есть функция определенной ситуации, и человек, «являющийся лидером  в одной ситуации не обязательно  будет лидером в других ситуациях» (Стогдилл).

С этой точки зрения лидерские качества относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость  основных качеств — целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, компетентность. Слабость ситуационной концепции в  недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера, — нет подходящей ситуации, и  лидером тебе уже не стать. Э. Хартли предлагает приблизить ситуационное к реалиям жизни, дополнив следующие положения: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства; 
3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой; 
4) лидером становится тот, кто к этому стремится.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"