Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:11, контрольная работа
Демократический принцип распределения функций управления
основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с
этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.
Введение 3
1 Принципы, функции и методы управления 4
1.1 Цели управления 4
1.2 Принципы управления 6
1.3 Функции управления 8
1.4 Методы управления 11
1.5 Организационные методы управления 13
1.6 Взаимосвязь между методами, принципами и функциями управления 15
Заключение 17
Библиографический список 18
- организацию — определение
и распределение объема работ
по реализации поставленных
- регулирование — предвидение
и устранение возможных
- мотивацию — побуждение
- координацию — необходимое
согласование действий в
- контроль — проверка
- учет — накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.
Конкретные (специальные) функции управления – функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления. Перечень конкретных функций зависит от специфики отрасли и фирмы.
Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.
На рисунке 1 показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации и взаимосвязь этих функций друг с другом.
Приведенную взаимосвязь функций
управления принято называть внешней.
Вместе с тем существует и тесная внутренняя
взаимосвязь рассматриваемых функций,
проявляющаяся в том, что элементы всех
этих функций являются составной частью
каждой из них. Действительно: функция
планирования содержит элементы функций
организации, контроля и мотивации; функция
организации — элементы функций планирования,
контроля и мотивации; функция контроля
— элементы функций планирования, организаций
и мотивации; функция мотивации — элементы
функций планирования, организации и контроля.
1.4 Методы управления
Всегда важно знать не только то, что делается в организации, но и то, как и каким образом это делается. Например, оплатить труд рабочего можно повременно или сдельно.
Методы управления представляют собой совокупность приемов и способов осуществления функций управления, поэтому непосредственно зависят от характера функций управления. Данный признак (критерий) как раз и лег в основу самой распространенной классификации методов управления. По этой классификации выделяют следующие методы управления:
1) экономические;
2) экономико-математические;
3) организационно-распорядительны
4) социально-психологические;
5) автоматизированные;
6) программно-целевые;
7) проблемно-ориентированные;
8) инжиниринговые;
9) имиджевые.
Экономические методы управления – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: государственные, хозяйственно-отраслевые, организационные и индивидуальные. Искусство управленца заключается в том, чтобы «без обид» регулировать процесс удовлетворения оговоренных интересов. К рычагам подобного регулирования можно отнести себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, цену, заработную плату, налоговые отчисления и др.
Экономико-математические методы управления – это методы, основанные на поиске оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других показателей и всей производственной системы. Оптимизационные кривые могут быть разными с учетом интересов человека, организации, отрасли и государства.
Организационно-распорядительны
Социально-психологические методы управления – это методы, использующие индивидуальное и общественное сознание и психологию, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. При применении данного метода управления очень важно правильно оценить индивидуальные качества работника; правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах; создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.
Автоматизированные методы
управления – это методы, в которых
используются электронно-вычислительные,
телекоммуникационные средства и сети
ЭВМ для осуществления коммуник
Программно-целевые методы
управления – методы, в которых
применяется специальная
Проблемно-ориентированные методы управления – это методы, которые используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). В таких ситуациях основной критический ресурс – время, на первый план выходит умение оперативно управлять временем. Специальные тренировки, сборы, тренинги позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях.
Инжиниринговые методы управления – это методы, основанные на непрерывном проектировании унифицированных процессов рыночной экономики с постоянным внедрением в систему управления новых технологий и инновационных моделей как производства, так и управления данным производством. Например, на смену концепции группировки работ вокруг продукта и результата приходит концепция группировки работ вокруг функциональных областей и бизнес-процессов.
Имиджевые методы управления – это методы, основывающиеся на активном применении технологий интегрированных коммуникаций для создания положительного образа организации в глазах ее внешней и внутренней общественности. К интегрированным коммуникациям относят: паблик рилейшнз, рекламу, маркетинг, брендинг, промоушн, директ-майл, спонсоринг, мифодизайн и др.
Следует заключить, что методы управления разнообразны по своей природе, но, несмотря на это, должны все-таки находиться в постоянном динамическом равновесии в зависимости от реальных условий на каждом этапе развития социально-экономической системы.
1.5 Организационные методы управления
Организационно-
Задача организационно-
Организационные методы
предусматривают разработку организационных
решений, определение необходимых
ресурсов, сроков исполнения, ответственных
лиц и предполагают контроль исполнения, за которым
следуют новые организационно-
Организационно-
Организационно-
Организационно-
1. Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления).
2. Воздействие на процесс
управления (подготовка, принятие, организация
выполнения и контроль за
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
1.6 Взаимосвязь между методами, принципами и функциями управления.
Рассмотренные выше категории теории менеджмента представляют собой некий базовый костяк научного языка системы управления. Отсюда и их тесная взаимосвязь друг с другом.
При целеполагании мы опираемся на принципы управления. При выборе методов мы анализируем функции управления. Цели реализуются благодаря наличию определенных функций, которые в свою очередь воплощаются в жизнь за счет методов.
На мой взгляд, роль вышеописанных категорий теории управления заключается в том, что они определяют основные направления не только существования управленческой системы, но и ее развития в целом.
Развитие организации
в данном случае понимается не как
революционное изменение каких-