Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:21, контрольная работа
Менеджмент — это концепция управления, которая имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этап развития цивилизации, модели экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса. Специфические черты учитывают национальные и исторические обеспеченности, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, географические и демографические факторы, культурное наследие и традиции, политические условия и ресурсы страны.
1.Характеристика инфраструктуры менеджмента: менталитет, потенциал знаний ,научное сознание, общественная среда. Возможное и вероятное в развитии менеджмента. 3-15
2.Особенности индивидуального, коллегиального и группового принятия управленческих решений. Стратегии групповых решений. 16-21
Практическая часть. 22-23
Список использованных источников.
Содержание.
1.Характеристика инфраструктуры
менеджмента: менталитет, потенциал знаний
,научное сознание, общественная среда.
Возможное и вероятное в развитии менеджмента.
2.Особенности индивидуального, коллегиального и группового принятия управленческих решений. Стратегии групповых решений. 16-21
Практическая часть.
Список использованных источников.
1.Характеристика
инфраструктуры менеджмента:
Менеджмент — это концепция управления, которая имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этап развития цивилизации, модели экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса. Специфические черты учитывают национальные и исторические обеспеченности, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, географические и демографические факторы, культурное наследие и традиции, политические условия и ресурсы страны. Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании.
Основную управленческую работу в менеджменте выполняют менеджеры. Менеджер — это такой управляющий, который имеет дело с предпринимательством и у которого в подчинении находится хотя бы один человек. Так, например, министр является руководителем, но не считается менеджером. В таком же положении находятся руководители административных учреждений, военных ведомств и т.д. Вместе с тем не всякий предприниматель может относиться к категории «менеджер». Так, торговец мороженым в ларьке является предпринимателем, но, не управляя людьми, он не является менеджером.
Существенное влияние на менеджмент оказывает его инфраструктура, которая показывает, в каких условиях возможен менеджмент и как он проявляется в том комплексе проблем, которые были представлены в его концепции. Специалисты выделяют три основных признака инфраструктуры менеджмента — потенциал знаний, менталитет и общественная среда.
Потенциал и научное сознание характеризуют не только накопленный объем знаний, но и их использование в практической деятельности, т.е. существование их не как багажа, а как действующего стиля управления, как подход к наилучшему менеджменту.
Так, при формировании профессиональной культуры важно проследить, каким путем идет познание человеком любого объекта и прежде всего — другого человека. Последовательность этого процесса можно представить в виде логической схемы от простого к сложному.
На первом
этапе перед менеджером
На втором
этапе в процессе более
На третьем этапе оценке подвергаются еще более глубокие качества (свойства) личности, что требует соответствующих профессиональных понятий и т.д. Принято считать, что понятия отражают на начальном этапе внешние, достаточно очевидные признаки, свойства, качества.
Категории отражают «узловые точки» познания, обобщают в себе несколько понятий, дают процессу познания новое качество. Например, такие понятия, как интуиция, характер, темперамент, устойчивость к стрессовым ситуациям, уже более тяготеют к категориям.
В процессе познания на последующих уровнях появляются новые, более глубокие и емкие категории и насыщаются новым содержанием.
На самых высоких уровнях познания они вплотную примыкают к такой универсальной категории, как закон.
Закон — это одна из ступеней познания, которая характеризует установление общих, существенных и необходимых связей между изучаемыми явлениями.
Таким образом,
процесс познания представляет собой
в целом погружение во все более
глубокие сущности и отражение их
в системе еще более содержател
Рис. 11.1. Последовательность процесса познания и образования понятий.
Менталитет, т.е. образ мышления, господствующий в обществе, характеризует систему ценностей, традиций, уровень общей культуры, социально-политическую ситуацию в стране и др.
Российский менталитет отражает определенные особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации и отличается от западного. Но есть и в нашем менталитете такие качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента и отвечают его условиям: целеустремленность, выделение приоритетов, миссия.
Общественная среда менеджмента — это в большей степени те рыночные механизмы, которые создают питательную почву, необходимую для менеджмента. Сюда относится и развитость системы подготовки менеджеров, что позволит им стать творческими личностями, полнее видеть тенденции развития экономики и разрабатывать успешные стратегии управления. Основные признаки инфраструктуры отражены на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Основные признаки инфраструктуры менеджмента.
Возможное и вероятное в развитии менеджмента.
В настоящее время в сфере управления и политики, а также в технике происходят глобальные революционные процессы. Немаловажен тот факт, что изменения происходят несравненно более высокими темпами, чем в последние десятилетия XX в., конкуренция становится безжалостной, качество всех видов деятельности постоянно повышается. Все виды деятельности становятся более глобальными, поскольку понятие географических границ постоянно размывается. Конкуренция становится главной причиной слияния компаний. Ускоряются темпы технического прогресса, и возрастает его роль как фактора конкурентной борьбы. Значительно большее внимание нужно уделять экологическим проблемам.
Недостаточно просто работать больше. Победителями в складывающихся условиях окажутся те, кто сможет организовать деятельность, нацеливающую всех сотрудников на обслуживание потребителей, запросы которых постоянно растут. Для того чтобы компания функционировала таким образом, необходимо будет создать «компанию, не имеющую границ». Для этого требуется устранение барьеров между разработкой, производством и маркетингом, а также между различными категориями работающих. Должны исчезнуть и географические барьеры, чтобы сотрудники фирмы могли работать одинаково комфортно как в отделениях других стран, так и у себя в стране. Взаимосвязи фирмы с заказчиками и другими организациями в этом случае подчинены только двум целям — обеспечению требований потребителя и завоеванию рынка.
Если ставить перед собой цель победы в конкурентной борьбе в следующем десятилетии, то необходимо оказывать больше доверия всем сотрудникам, развивать во всех чувство уверенности в себе, предоставить каждому шанс на победу. Необходимо разрушить старую концепцию управления. Роль управления состоит не в том, чтобы стоять на вершине пирамиды и контролировать людей, а в том, чтобы вдохновлять их, придавать им новые силы.
Повышается и роль интеллектуализации трудовой деятельности, что требует непрерывного обучения всех сотрудников на различныx иерархических уровнях. Ежегодные затраты на обучение и повышение квалификации должны рассматриваться не как дорогостоящие расходы, а как средство повышения эффективности деятельности фирмы. Непрерывное обучение позволяет каждому служащему фирмы ежедневно находить лучшее решение возникающих задач. Победителями окажутся не отдельные бизнесмены, а фирмы целиком, в которых будет создана изложенная выше организация деятельности, где не только не будут бояться быстрых темпов изменений, но и стимулировать их развитие.
Усиление конкуренции, ускорение темпов технического прогресса, значительное изменение кадрового состава вызывает у руководителей фирм большой интерес к новым управленческим идеям и концепциям. Фирмы все в большей степени прибегают к услугам сторонних консультантов в области управления. Этот повышенный интерес к проблемам управления фирмой породил целую плеяду новых идеологов ведения бизнеса. Некоторые из них работают в крупнейших университетах, другие организовали собственные консультативные фирмы, третьи выступают с лекциями по новым подходам к управлению. Среди фирм, пользующихся услугами этих приобретающих известность консультантов, укрепляется мнение, что основным ресурсом в управлении становится не капитал, не предприятие, не персонал как таковой, а знания, идеи, информационные ресурсы. Среди фирм, получивших ощутимый эффект от услуг консультативных компаний, можно назвать такие, как «Моторола», «Ксерокс», «Кодак», «АТТ», «Тексас инструменте», «Филипс», «ТФВ», «Хьюлетт-Паккард» и др.
Практически все консультанты новой волны сходятся на том, что небольшим предприятием (в том числе в рамках крупной фирмы) управляют лучше, чем большим. Также большинство из них считает, что управление должно быть основано не на функциональном принципе (маркетинг, производство и т.д.), а на организации процесса производства в целом. Это переносит центр тяжести с внутрифирменной структуры разделения труда на организацию обеспечения нужд потребителей. Консультанты также считают, что время выполнения каждого вида работы может быть сокращено; роль самоуправляющихся групп велика; фирмам для повышения конкурентоспособности совершенно Необходимо создать корпоративную сеть, объединяющую их с поставщиками, потребителями и конкурентами.
Поскольку многие из современного поколения идеологов управления пришли в бизнес из других областей деятельности, часто их концепции заимствованы оттуда. Например, Д. Надлер часто черпает свои идеи из истории и философии архитектуры. Другой представитель новой волны в теории и практике управления М. Хаммер ранее быд профессором, преподавал в Массачусетском технологическом институте, а до этого разрабатывал компьютерные программы на фирме IBM Еще в те годы его занимала идея, что фирмам следует использовать ЭВМ не для автоматизации выполняемых процедур, а для переосмысления методов ведения бизнеса. В 1987 г., через 5 лет после того, как он основал свою собственную консультативную фирму, он развил эту идею до концепции о том, как фирмам необходимо радикально перестраивать организацию работ. Эту концепцию он назвал перепроектированием, или реорганизацией (reengineering). Его главная идея состоит в том, что деятельность фирмы должна строиться не на функциональном принципе организации производства. Любое простое дело (например, оформление заказа) на некоторых фирмах разбивается на десятки различных функций. Каждая функция обрастает своим аппаратом и т.п. Такая функциональная организация влечет за собой множество ошибок, задержек и увеличивает стоимость выполнения работ. Перепроектирование всей организации и исключение всех ненужных процедур, по Хаммеру, позволяет сократить затраты времени и соответственно финансовые затраты на выполнение работ.
В настоящее время стало очень модным сокращать число уровней управления на фирме. Хаммер, так же как и другие консультанты, считает, что это не панацея. Такая мера может привести к снижению накладных расходов, но вовсе не обязательно сделает работу фирмы более продуктивной и быстро реагирующей на запросы рынка. Необходимо полностью переосмыслить деятельность фирмы, одно сокращение уровней управления может просто привести ее деятельность к концу.
Идеи Хаммера частично перекликаются с идеями Дж. Сталка о времени как основном факторе в конкуренции. Еще в конце 1970-х гг. Сталк основал консультативную фирму Boston Consulting Group. Тогда в ней работало лишь несколько человек, они занимались хронометрированием и мониторингом самых различных процессов в деятельности фирмы. Сталк пытался понять, почему продукция японских фирм значительно быстрее попадает на рынок, чем продукция их американских конкурентов. Сталк и сотрудники его консультационной фирмы дают рекомендации о сокращении цикла от разработки до поставки продукции на рынок.
Концепция еще одного идеолога управления, П. Сенджа, сводится к «обучающейся организации». Он считает, что корпорации, так же как и люди, различаются способностью обучаться на основе своего собственного опыта. Отсутствие такой способности пагубно влияет на положение дел корпорации. Сендж, директор специальной программы организационного обучения при Массачусетском технологическом институте, считает, что наилучший эффект дают игровые методы обучения. Один из способов улучшить обучение — предоставить возможность управляющим практиковаться в условиях отсутствия риска, а затем возвращаться к своей деятельности. В управленческих играх, которые организует Сендж, принимают участие как главные, так и линейные управляющие. Совместное обучение помогает им яснее увидеть, как решение, принимаемое одними, влияет на работу других. К этой методике прибегают многие фирмы, начиная с крупнейшей корпорации «Форд мотор компани».
Некоторые новые концепции вступают в явное противоречие с тем, что проповедовалось ранее. Еще несколько лет назад управляющим говорили о важности сильного лидера и поддерживании установленной культуры корпорации. Однако некоторые из новых идеологов управления считают, что придавать слишком большое значение лидеру было бы неверно, так как это подрывает идею расширения полномочий всех служащих. Согласно современной теории лучшим управляющим является тот, который может делегировать свои полномочия и предоставляет возможность членам рабочих бригад попеременно брать лидерство на себя. По оценке Р. Келли, профессора в области бизнеса, успех фирмы лишь на 20% обусловлен деятельностью лидера, а на 80% — деятельностью тех, кто следует за ним. Долгое время вся литература в области бизнеса была посвящена тому, как создать лидера, часто в ущерб тем, кто брал на себя более пассивную роль, делегируя свои полномочия. Многие сейчас выдвигают идею, что очень ревностно сохраняемая культура корпорации с ее нерушимыми традициями не дает возможности провести быстрые изменения, столь необходимые при изменении рыночной ситуации.