Контроль как функция управления в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:50, контрольная работа

Краткое описание

Цели данной работы:
1. выявить сущность контроля и понять его необходимость;
2. узнать какие существуют виды контроля;
3. изучить, как проходит процесс контроля и характеристики его эффективности в дошкольных учреждениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, задачи и виды контроля
1.1 Сущность и задачи контроля
1.2 Виды контроля
Глава 2. Контроль как функция управления в дошкольном учреждении
2.1Характеристики эффективного контроля
2.2 Назначение, сущность. Формы и методы контроля ДУ
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии. 

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности. 

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:  

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

 

 Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год. 

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:  

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

 

 Основные функциональные задачи внутреннего контроля:  

1.​ Сбор и обработка  информации о: 

  • эффективности реализации Программы развития и целевых программ;
  • эффективности реализации образовательных программ;
  • состоянии предметно-развивающей среды;
  • профессиональном уровне педагогов.

 

 2.​ Установление обратной  связи в реализации всех управленческих  решений. 

3.​ Обеспечение замкнутости  управленческого цикла. 

Принципы внутреннего контроля: 

1.​ Планомерность. 

2​. Объективность. 

3. Теоретическая обоснованность.  

4​. Методическая подготовленность.  

Объекты внутреннего контроля по компонентам деятельности:  

  • Воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы. 
  • Методическая работа. 
  • Инновационная деятельность.  
  • Состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок-ребенок, ребенок – педагог, ребенок- родитель, педагог-родитель, педагог-педагог и.т.д.)
  • Создание условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов.

 

 Формы контроля (по охвату объектов контроля): 

  • Фронтальный 
  • Тематический
  • Оперативный
  • Персональный
  • Сравнительный

Формы контроля (по исполнителю): 

  • Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
  • Административный (плановый и внеплановый) контроль

Формы контроля (по используемым методам). 

  • Тестирование.
  • Анкетирование.
  • Наблюдение.
  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Анализ документации.
  • Самоанализ.
  • Отчет.
  • Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
  • Смотр.
  • Смотр-конкурс.
  • Собеседование.
  • Конкурс.
  • Графический метод анализа результатов диагностики.
  • Метод статистической обработки данных.
  • Оперативный разбор.

 

 Формы контроля (по последовательности и периодичности):  

  • Предварительный.
  • Текущий.
  • Промежуточный.
  • Итоговый.
  • Эпизодический.
  • Периодический.

 

 При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:  

1​. Определение цели и  объекта контроля.

2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего  наблюдения.

3. Сбор информации.

4. Ее анализ.

5. Выработка рекомендаций  и определение путей их реализации.

6. Проверка исполнения  рекомендаций. 

Таким образом, мы видим, что функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения. 

Из вышеизложенных положений и условий можно сформулировать рекомендации, которые помогут руководителю сделать контроль позитивным, тем самым уменьшить возможные негативные реакции подчиненных на процедуру контроля. При его организации необходимо обращать внимание на следующее:  

  • педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
  • педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
  • контролировать следует открыто;
  • осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
  • осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
  • при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

 

 При организации контроля также следует помнить о том, что: 

  • контроль не должен ограничиваться инцидентами;
  • тотальный контроль порождает небрежность;
  • скрытый контроль вызывает только досаду;
  • необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
  • контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
  • не контролировать из-за недоверия;
  • не держать своих выводов при себе.

 

 Многие руководители образовательных учреждений затрудняются как в разработке системы контроля, так и в организации контроля по отдельным направлениям.

В настоящее время в практику работы ДОУ помимо административного контроля входит взаимоконтроль, самоанализ и самооценка участников педагогического процесса. Привлечение педагогов к таким формам контроля способствует демократизации контроля, повышению их педагогической компетенции и развитию творческого потенциала.

В классификации видов контроля в науке единства не существует, мы же придерживаемся следующей квалификации:  

  • Тематический
  • Фронтальный
  • Самоконтроль
  • Оперативный
  • Сравнительный

Подробнее остановимся на фронтальном контроле.  

Определение фронтального контроля

Фронтальный контроль – проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом, (это может быть: методическая работа в ДОУ; организация учебно-воспитательной работы; экспериментальная работа; работа методических объединений).  

Он необходим для общего ознакомления (за непродолжительный период) с профессиональным уровнем работы всего коллектива педагогов или его части. Он помогает руководителю выяснить, на каком профессиональном уровне начинает учебный год каждый член коллектива.  

Проводится не чаще 2-3 раз в год, в любое время года, продолжительность  

Его от трёх до пяти дней. 

Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый. 

В процессе фронтального контроля изучаются: 

  • нормативно – правовые документы ДОУ,
  • документация сотрудников,
  • оснащение педагогического процесса,
  • воспитательно-образовательная работа с детьми,
  • детские работы,
  • работа с родителями,
  • повышение педагогической квалификации
  • и другие аспекты педагогической деятельности.

 

 Фронтальная проверка – дело трудоёмкое, но дающее большой эффект. Удаётся получить всестороннюю информацию для глубокого педагогического анализа. Фронтальная проверка может быть эффективна лишь в том случае, если она тщательно готовится и если предварительно разрабатывается её проведения. 

Информация о работе Контроль как функция управления в дошкольном учреждении