Контроль как функция управления в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:50, контрольная работа

Краткое описание

Цели данной работы:
1. выявить сущность контроля и понять его необходимость;
2. узнать какие существуют виды контроля;
3. изучить, как проходит процесс контроля и характеристики его эффективности в дошкольных учреждениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, задачи и виды контроля
1.1 Сущность и задачи контроля
1.2 Виды контроля
Глава 2. Контроль как функция управления в дошкольном учреждении
2.1Характеристики эффективного контроля
2.2 Назначение, сущность. Формы и методы контроля ДУ
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педсоветах, планёрках, некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей, заседания местного комитета. 

При организации фронтальной проверки требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующем контроле. 

 

Виды фронтального внутриучрежденческого контроля

Предварительный. 
Помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителем (или заместителем руководителя) при принятии ДОУ для его управления.

Текущий. 
Ставит своей целью получить общие представления о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляется основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Итоговый.

Планируется в следующих случаях:

- при комплексной проверке  деятельности ДОУ (самоанализ в  процессе аттестации);

- при выявлении готовности  детей к обучению в школе (выпускных  групп ДОУ)

Технология контроля

1.​ Определить и сформулировать тему контроля.

2​. Определить и сформулировать  основные цели и задачи контроля.

3.​ Определить объект и субъект контроля.

4.​ Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.

5.​ Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.

6.​ Проконтролировать проверяемого по составленной программе.

7.​ Зарегистрировать все результаты контроля.

8.​ Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

9.​ При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля.

Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.

Объекты внутрисадовского управления и контроля.

1. Образовательный процесс

  • выполнение образовательной программы
  • степень личностно – ориентированного взаимодействия
  • уровень знаний, умений, навыков детей
  • продуктивность деятельности педагога
  • организация индивидуальной работы
  • степень участия родителей в образовательном процессе
  • здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
  • степень активности и самостоятельности детей
  • развитие коммуникативных качеств

2. Методическая работа.

  • диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
  • планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
  • работа над передовым педагогическим опытом
  • повышение квалификации (само-образование и др.)
  • методический уровень каждого педагога.

3. Инновационная деятельность.

  • соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
  • степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
  • результативность нововведения (должны быть определены результаты);
  • спланировать (поэтапное планирование).

4. Психологическое состояние  коллектива.

  • степень психологического комфорта педагога;
  • степень психологического комфорта детей
  • психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
  • Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».

5. Условия реализации  образовательного процесса.

  • охрана труда;
  • санитарно-гигиеническое состояние;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  • обеспеченность дидактическими пособиями;
  • обеспеченность ТСО.

Субъект контроля

Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.

Методы контроля

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. 

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются: 

  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
  • анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
  • анкетирование (способ исследования путём опроса)
  • проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)

Этика проведения контроля:

Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.  

Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность. 

«Насколько объективен и корректен, будет результат проверки, с какими помыслами ты идёшь на урок: найти недостатки, во что бы то ни стало или совместно с педагогом, в доброжелательной обстановке, выявить тенденции, успехи, проблемы, возможные усилия».  В.М. Лизинский.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы изучили сущность контроля, задачи, виды и процесс контроля.

Вспомним основные моменты данной работы.

Контроль - это процесс измерения и оценки фактической траектории развития организации и сопоставление ее с плановой траекторией, позволяющей достичь цели.

Результаты контроля используются при принятии оперативных решений до полного завершения процесса. При этом, во-первых, определяется фактическое состояние организации и сопоставляется с плановым. Во-вторых, оценивается отклонение от намеченного пути, в том числе по времени, включая отставание либо опережение развития по сравнению с плановой траекторией. Например, цель организации - удвоение в течении двух лет объема продаж товара А. Плановой траекторией предусмотрен рост объема продаж за первый год на 40%, а фактически он вырос на 60%. Причиной такого позитивного отклонения может быть новый сегмент потребителей товара, не учтенный в ходе маркетингового исследования. Результаты контроля позволяют скорректировать первоначальную цель в направлении увеличения объема продаж либо сокращения срока для достижения ранее поставленной цели.

Основными видами контроля являются предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки планов и формирования организационной структуры. Контролируется точность выполнения определенных правил, процедур, инструкций по разработке планов, формированию структуры организации.

Механические системы с обратной связью, как правило, замкнуты, работают в автоматическом режиме (например, холодильник). Организационные системы являются открытыми. Здесь отклонения возникают под воздействием внешней среды или управляющей подсистемы. Организационные системы бывают жесткими и адаптивными. Последние способны ослабить неблагоприятные изменения либо использовать благоприятные возможности.

При заключительном контроле обратная связь используется после выполнения работ, то есть передается информация о конечном результате.

Информация, полученная в ходе заключительного контроля используется в будущих периодах - при повторении сходной ситуации и решаемых задач. При изменении ситуации, решении новых задач также необходимо учитывать уже накопленный опыт. Указанная информация должна быть учтена в организации мотивации исполнителей.

Процесс контроля включает три основные стадии: установление стандартов, или базы сравнения; сопоставление фактических данных с базой; действия по итогам сопоставления.

Основное требование к стандартам - их определенность по величине (уровню) и времени. При длительном процессе стандарты целесообразно устанавливать с разбивкой по временным периодам.

В процессе контроля используется непосредственная (прямая) и косвенная оценки. В последнем случае возможны искажения. Например, в структуре потребления населением продовольственных товаров возрастает доля картофеля и хлеба относительно мясных продуктов. Это не всегда обусловлено снижением цен на хлеб и картофель либо любовью населения к этим продуктам. Напротив, цены на картофель и хлеб могут даже возрастать, однако медленнее, чем цены на мясные продукты. Происходит замещение дорогих продуктов более дешевыми. Или другой пример - снижение текучести работников. Что является причиной - улучшение социально-психологического климата в коллективе, повышение степени удовлетворенности работой? Или общий спад в производстве, рост безработицы и страх потерять работу?

Эффективность контроля может быть определена как отношение эффекта (результата) контроля к затратам на его проведение. Общие затраты включают расходы на измерение, сравнение фактических данных с базовыми и реакцию на выявленные отклонения. Поэтому тотальный контроль, особенно при устаревшем оборудовании, низкой культуре труда, слабой его мотивации будет иметь низкую эффективность. Например, при широкой номенклатуре используемых сырья и материалов затраты на входной контроль очень высоки. Поэтому проводится в основном выборочный контроль качества сырья, материалов и полуфабрикатов. Количественные параметры контролируются на основе текущего учета, инвентаризации.

Полученная на этой фазе информация должна быть доведена до ее потребителей. Ими могут быть руководители, сами работники, аналитические службы, собрания акционеров, налоговые органы, система статистического учета.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебно-методический комплекс  «Основы менеджмента»/Казань: ИСГЗ, 2006 год - 127с.

2. Беляев В.И. «Практика  менеджмента»/М.:КНОРУС, 2005 год - 164 с.

3. Мескон М. ,Хедоури Ф., Альберт М., «Основы менеджмента»; 3-е издание; пер. с англ../М.: ООО  «И.Д. Вильямс», 2008 год - 672 с.

4. Семенов А.К., Набоков  В.И. «Основы менеджмента»/М:Дашков  и ко, 2009 год, 576 стр.

5. Веснин В.Р. «Менеджмент»/М.: Изд-во «Проспект», 2007 год - 174 с.

6. Дорофеев В.Д, Шмелева  А.Н.,Шестопал Н.Д. «Менеджмент»/М.: Изд-во  ИНФРА-М, 2008год - 439 с.

7. Вершигора Е.Е. «Менеджмент»/М.: ИНФРА-М, 2008год, 288 стр.

8. Томилов В.В. «Менеджмент»/М.: Юрайт- изд., 2003 год

9. Журнал «Консультант» [Электронный  ресурс], Статья на тему Бизнес  и финансы «Управление и менеджмент»/ режим доступа: http://art.thelib.ru

10. Легенчук Г.Г. «Основы  менеджмента» [Электронный ресурс]/xBook, версия II-2.1b. SCO, 2007 год

11. Котлер Ф., Келлер К.Л. «Маркетинг.Менеджмент=Marketing.Management»; пер. с англ. Под ред. Л.А.Волковой, Ю.Н.Катуревского. - 12-е изд./СПб:Питер, 2007 год, 816 стр.

12. Орлов А.И. «Учебник  по менеджменту»/М:Изумруд, 2003 год, 298 стр.

13. Королев В.И. «Основы  менеджмента»/М.:Магистр, 2008 год, 624 стр.

14. Балашов А.П. «Основы  менеджмента»/М:Вузовский учебник, 2009 год, 288 стр.

15. Вересов Н.Н. «Работа  менеджера над собой»[Электронный  ресурс]/ Библиотека учебной и  научной литературы/ режим доступа http://www.I-U.ru

16. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении Голицина Н.С. изд. Скрипторий 2003

17.Дошкольное образовательное  учреждение: управление по результатам Автор: Третьяков П.И., Белая К.Ю.изд. ТЦ Сфера 2007

18. Материал с сайта http://www.moi-detsad.ru/konsultac54.ht

19. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. управление дошкольным образованием М.: академия 2001

20. Л.М. Волобуева. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ «Сфера», 2003

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контроль как функция управления в дошкольном учреждении