Конфликты. Источники и причины конфликтов. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Организация как социальный институт имеет ряд основных признаков:
• объединение в своем составе не менее двух человек;
• наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она создана;
• совместный труд в интересах общей цели;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Конфликты. Источники и причины конфликтов. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтов……………………………………………..4
2. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон организации.
Swot-анализ (практическое исследование на примере организации)……..6
3. Авторитарный стиль руководства………………………………………….12
4. Заключение………………………………………………………………….14
5. Библиографический список………………………………………………..15
6. Приложение…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент ВятГУ ГЛАВНАЯ 2.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 Введение………………………………………………………………………..3

1. Конфликты. Источники и причины конфликтов. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтов……………………………………………..4

2. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон организации.

Swot-анализ (практическое исследование на примере организации)……..6

3. Авторитарный стиль руководства………………………………………….12

4. Заключение………………………………………………………………….14

5. Библиографический список………………………………………………..15

6. Приложение…………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организация является основной ячейкой в социальной структуре  современного общества. Социальная жизнь  людей протекает в составе  тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.).

Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.

Организация как социальный институт имеет ряд основных признаков:

• объединение в своем составе не менее двух человек;

• наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она создана;

• совместный труд в интересах общей цели;

• наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.

Исходя из этого, можно  дать следующее определение организации:

Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно  координируется и направляется в  интересах достижения этой цели.

Любая организация характеризуется  внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.

Внешняя среда организации  включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды.

Факторы внутренней и  внешней среды организации могут становиться причиной конфликтов.

 

 

1. Конфликты. Источники и причины конфликтов. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

 

Конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами. Стороны могут представлять как отдельные лица, так и группы лиц

Каждая из сторон добивается принятия другими только своей точки зрения. Раньше считалось, что конфликтов нужно избегать, что  они приводят к неэффективной  деятельности организации. Современные  теории говорят, что в некоторых  случаях конфликт не только возможен, но и желателен. Он способствует выявлению разнообразных мнений, альтернатив решения проблемы, предоставляет дополнительную информацию.

Конфликты бывают функциональные и дисфункциональные. Функциональный конфликт ведет к  повышению эффективности организационной деятельности, а дисфункциональный - к понижению эффективности организации.

Виды конфликтов:

  1. Внутриличностный конфликт. Примером такого конфликта может служить ситуация, когда подчиненному даются противоречивые указания. Он также может быть вызван низкой степенью удовлетворенности работой, неуверенностью в себе.
  2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта проявляется, как борьба руководителей различных подразделений за использование ограниченных ресурсов, оборудования, капитала и т.п. Такой конфликт может возникнуть между кандидатами на повышение при одной свободной вакансии. Если люди не могут ладить друг с другом, происходит столкновение личностей, то есть межличностный конфликт.
  3. Конфликт между личностью и группой. Этот конфликт возникает тогда, когда отдельный человек, работающий в группе, не следует нормам поведения, установленным в этой группе.
  4. Межгрупповой конфликт. Примером является конфликт профсоюза и администрации, или конфликт между неформальными организациями, или конфликт между линейным и штабным персоналом, или конфликт между отделами в организации.

У конфликтов может быть несколько причин: распределение ограниченных ресурсов, зависимость выполнения задачи от других людей, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, плохие коммуникации.

Методы  разрешения конфликта.

Существуют  две методологии управления конфликтом: структурные и межличностные.

В структурных  методах выделяют четыре способа  разрешения конфликта:

  1. Разъяснение требований к работе. Руководитель должен разъяснить, каких результатов он ожидает от подчиненных, а также четко определить политику, процедуру и правила достижения результатов.
  2. Координационные и интеграционные механизмы. Самый распространенный механизм это построение цепи команд. Такое управление конфликтной ситуацией облегчает реализацию принципа единоначалия, так как подчиненный точно знает, кому он подчиняется. Основные механизмы интеграции - это управленческая иерархия, использование служб, которые осуществляют связь между отделами, межфункциональные и целевые группы, межотдельские совещания.
  3. Общеорганизационные комплексные цели. Это подход основан на направлении усилий всех участников конфликта на достижение общей цели, заданной и контролируемой вышестоящим руководителем.
  4. Структура системы вознаграждений. Этот метод предполагает поощрение тех людей, которые способствуют осуществлению общеорганизационных целей.

 

В межличностных  методах выделяют пять способов разрешения конфликтов:

  1. Уклонение от конфликта, то есть руководитель избегает таких ситуаций, которые могут вызвать противоречия, разногласия.
  2. Сглаживание. Руководитель стремится показать, что причина конфликта не так важна, что не стоит сердиться по этому поводу. Он обращается к солидарности, сплоченности, стремится погасить конфликт. Хотя конфликт сглаживается, проблема все равно остается, эмоции накапливаются внутри, что может вызвать "взрыв".
  3. Принуждение. Руководитель, который пользуется этим методом, не интересуется мнением персонала, пытается заставить других принять свою точку зрения. Он подавляет инициативу подчиненных, что в конечном итоге вызывает возмущение.
  4. Компромисс. Этот метод предполагает принятие точки зрения другой стороны. Конфликт разрешается быстро, но может помешать правильному осмыслению проблемы.
  5. Решение проблемы. Руководитель старается найти наилучший вариант решения конкретной проблемы, рассмотреть все точки зрения, понять причины конфликта и найти решение, приемлемое для всех сторон конфликта.

 

2. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон организации. Swot-анализ (практическое исследование на примере организации).

 

Анализ внешней среды:  все факторы во внешней среде взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

К основным свойствам  внешней среды относятся: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

Сложность характеризуется  определением трудозатрат материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку  требуемого количества элементов внешней  среды.

Выделяют три  уровня сложности: высокий, средний, низкий.

Уровень сложности  — величина субъективная для каждой организации. К снижению уровня сложности  элементов внешней среды для  их обработки ведут повышение  квалификации персонала и ресурсного содержания.

Объемность  определяется числом элементов внешней среды, которые должны учитывать предприятия при разработке и реализации решений.

Выделяются  три уровня объемности элементов  внешней среды, учитываемых в  первую очередь: большая (7:10), средняя (4:6), малая (1:3).

Неопределенность характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов среды.

Неопределенность  связана с возможностью возникновения в ходе реализации проекта компании неблагоприятных ситуаций и последствий.

Коммуникабельность характеризуется уровнем отношений между компанией и внешней средой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие, преимущественное противодействие.

Виды  анализа внешней среды. Сущность анализа внешней среды состоит в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов, относящихся к предприятию. Главная цель - получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель — выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой (анализ рынков, уровни конкуренции и технологий).

Используются различные  виды анализа и их комбинации:

-анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации — анализ фактов, или фактический анализ;

-анализ, проводимый на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее — анализ событий и отклонений;

-анализ, проводимый на базе будущей информации — анализ планируемых показателей (для оценки планов и выбора плановых альтернатив).

Анализ может проводиться форме чистого анализа фактов и в форме причинно-следственного анализа, чаще всего при изучении отклонений.

Популярные методы анализа. Функционально-стоимостной анализ - объектом чаще служат продукты, их группы и производственные процессы.

Этот анализ позволяет оптимизировать выполнение процессов «затраты—результаты», требуемых для разработки и производства продукта. Для этого анализа необходима координация всех участвующих в решении проблемы подразделений предприятия, а последовательность шагов при стоимостном анализе соответствует этапам процесса принятия решения.

Бенчмаркинг — аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса на собственном предприятии и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В центре анализа стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными предприятиями отрасли для выявления лидирующего. Цель такого анализа — обнаружение малой эффективности выполнения различных функций и причин этих явлений в сравнении с лидирующим и принятие соответствующих мер по их устранению.

Анализ цепочки  создания стоимости. Совокупность функций, выполняемых предприятием, можно представить как цепочку процессов создания стоимости, которая в начале и конце интегрируется с деятельностью партнеров по рынку.

Анализ полей  бизнеса - анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится для предприятия в целом и для отдельных полей бизнеса на базе банка данных более чем о 20 тыс. однородных полей бизнеса. Рассматривается воздействие специфической среды бизнеса и внутренних факторов, действующих на самом предприятии, на показатели прибыли и денежного потока.

Сравнительный анализ деятельности предприятий – это сопоставление технико-экономических и финансовых показателей двух и более предприятий-конкурентов. Объектом анализа является предприятие в целом. Сравнение может относиться конкретному моменту или периоду.

Сравнительный отраслевой анализ. Объект такого анализа — показатели предприятий одной отрасли.

Различают количественный и качественный анализ состояния внешней среды. Количественный анализ базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и индексах, представляемых в виде аналитических таблиц и графиков.

Данные качественного  анализа в концентрированном  виде характеризуют состояние внешней  среды и работу предприятия. При  этом используются понятия шансов и рисков, сильных и слабых сторон предприятия.

Прогноз состояния внешней  среды, или прогнозная информация о  внешней среде, содержит предположения  о будущем состоянии (развитии) определенных переменных внешней среды предприятия  с учетом определенных исходных условий. Общая цель такого прогноза — создать по возможности надежные основы для планирования собственного будущего поведения, поскольку динамичные системы должны всегда учитывать развитие своей внешней среды. Специальная цель — по результатам анализа выявить во внешней среде возможные шансы и риски для предприятия.

Возможности классификации  прогнозов состояния внешней  среды связаны с видом и  величиной исследуемой области, видом и характером исследуемых  переменных (объекты, явления), а также  с процессами обработки информации или методами ее получения (методы прогнозирования). Так, объектами прогноза состояния внешней среды могут быть экономические, социально-культурные, технологические, политико-правовые и экологические сферы внешней среды или их специфические сегменты в соответствующих регионах. Для выбранных регионов различают общие и специальные прогнозы состояния внешней среды. По характеру измерения переменных прогнозы состояния внешней среды подразделяются на качественные и количественные. Наконец, прогнозы внешней среды различаются по методам сбора и обработки информации. Здесь существуют количественные и качественные методы. Их комбинирование и интеграция проводятся в рамках разработки сценариев.

Информация о работе Конфликты. Источники и причины конфликтов. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтов