Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:12, контрольная работа
Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Даже внутри фирмы, по мере того как она становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для противоречий только расширяется.
Актуальность данной темы заключается в том, что современный менеджер должен хорошо представлять истинные причины разворачивающегося конфликта в организации и анализировать его последствия. Сам конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и понятны.
Введение……………………………………………………………………...
3
Понятие организационного конфликта………………………….........
4
Природа, сущность и специфика организационно – управленческих конфликтов……………………………………………………………….
8
Типология организационно-управленческих конфликтов и способы их регулирования……………………………………………………….
18
Заключение…………………………………………………………………..
22
Список литературы…………………………………………………………
Межличностный конфликт в организациях проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей в корне различаются.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Даже если эта личность близко к сердцу принимает интересы организации, ее все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что она идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и требованиями соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден принимать дисциплинарные меры, которые рискуют оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда коллектив может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами возникают конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Как известно, организация возникает на основе общественного разделения труда и специализации. Поэтому на предприятиях создаются различные горизонтальные структуры. Конфликтологи указывают, что любое предприятие располагает такими подразделениями, взаимодействие между которыми потенциально конфликтно. В этом случае возможны как горизонтальные, так и вертикальные конфликты. Причем горизонтальные конфликты чаще всего возникают тогда, когда различные подразделения организации черпают средства своего функционирования из одного ограниченного источника при условии, что свободные резервы средств уже истощены. Но конфликт между структурными подразделениями организации может возникнуть не только из-за дефицита средств, он также может приобрести позиционный характер.
Позиционность — это отношение, которое проявляется в различии интересов, целей людей, взаимодействующих друг с другом в решении общей направленности целедостижения. Иначе говоря, позиционность есть разделение коллектива, источником которого является осознание противоположностей интересов и целей его членов. Социологи подчеркивают, что позиционность отнюдь не является проявлением независимости индивидов, социальных групп, структурных подразделений. Она имеет место только в ситуации сравнения или конкуренции. На основе противоречивых позиций индивидов, групп, подразделений возникает позиционный конфликт.
Позиционный конфликт, по определению А. Пригожина, — это вид контролируемого межцелевого напряжения, связанного с противопоставлением параллельных целей по единой горизонтали.
Основными формами разрешения таких конфликтов являются переговоры, посредничество и арбитраж. Переговоры предполагают регулярные встречи конфликтующих сторон с целью обсуждения причин, приведших к конфликту, и определения путей их устранения. В этом случае установленным способом принимаются коллегиальные решения, удовлетворяющие обе стороны конфликта.
Наиболее распространенный способ принятия решения — это голосование (принятие решения большинством голосов, квалифицированным большинством, на основе консенсуса). Однако переговоры могут не дать положительного результата и потребуется привлечение третьей стороны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций. Привлечение третьей стороны и ее участие в разрешении конфликта может проводиться в двух формах: “мягкой” и “жесткой”. “Мягкой” формой участия третьей стороны является посредничество. Посредничество предполагает соглашение сторон периодически выслушивать мнения третьей стороны и рассматривать ее предложения.
“Жесткая” форма — арбитраж — предполагает обязательное вынесение третьей стороной конкретного решения по устранению причин конфликта. Выполнение этого решения является обязательным для обеих сторон. Однако стоит отметить, что обязательность решений арбитра выводит регулирование конфликта на уровень возможности его подавления, поэтому следует прибегать к этой форме в крайних случаях. Связано это с тем, что подавленный конфликт — это не урегулированный конфликт, а лишь конфликт, перешедший в латентную фазу. Следовательно, в любое время он может вновь перейти в актуализированную фазу, причем приняв более опасную форму протекания. Таким образом, в жизнедеятельности организации постоянно возникают и преодолеваются многочисленные коллизии в общении людей. О наличии конфликта судят по свойственным для конфликтной ситуации проявлениям, присущим ей признакам, которые специфичны для каждой организации.
Заключение
Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация в выполнении работы. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта.
Тем самым, конфликты препятствуют развитию организации в целом и требуют вмешательства.
Следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, т.к. являются определяющим показателем благополучности отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.
Конфликты служат разрядкой напряженности между конфликтующими сторонами, они способствуют сплочению коллектива.
Конфликт - явление
многоуровневое, и его регулирование в
каждом отдельном случае уникально и неповторимо,
так как зависит от личностных характеристик
работников, их профессиональной деятельности
и должностного уровня. В целом, управление
конфликтом должно обеспечивать два наиболее
значимых процесса: возможность его избегания
и способность остановить конфликт раньше,
чем он сможет принести огромный материальный,
моральный и нравственный ущерб, как для
каждого сотрудника, так и для дальнейшего
развития организации в целом.
Список литературы
1. Белинская, А. Б. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособ. / А. Б. Белинская. — Москва.: Дашков и К, 2009. — 224 с.
2. Бендас, Т.В. Психология лидерства: учеб. пособ. / Т.В. Бендас – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 448 с.
3. Дафт, Ричард Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спе- циальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М. Короткова. — Mосква: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 — 736 с.
4. Зеленков, М. Ю. Конфликтология: учебник / М. Ю. Зеленков. — Москва: Дашков и К°, 2013. — 324 с.
5. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология . Социальные вопросы: учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва.: Юнити-Дана: закон и право,2010. – 287 с.
6. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / под ред. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Mосква: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с.
7. Лукаш, Ю.А. Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты: учеб. пособие / Ю.А. Лукаш. – Москва: Флинта, 2012. – 101 с.
8. Лукаш, Ю.А. Профилактика конфликтов и иных негативных проявлений со стороны персонала как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса : учеб. пособие / Ю.А. Лукаш. – Москва : Флинта, 2012. – 70 с.
9. Методика написания курсовой работы: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» / сост. А.А. Фомина, Э.Р. Успек. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009. – 42 с.
10. Мунин, А.Н. Деловое общение : курс лекций / А.Н. Мунин. — 2-е изд. — Mосква: Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 376 с.
11. Решетникова, Кира Викторовна. Конфликты в системе управления: учеб. пособие для студентов вузов / К.В. Решетникова. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 175 с.
12. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. — Москва: Дашков и К°, 2013. — 284 с.
13. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: ЮНИТИ, 2012. - 560 с.
14. Фомина, В.П. Основы менеджмента: учеб. пособие. – Москва: Изд-во МГОУ, 2010. – 117 с.