Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами деловой совместной активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, основные стадии, механизм и типология конфликтов…......5
1.1 Понятие конфликта……………………………………………………..5
1.2. Основные стадии конфликта……………………………………………5
1.3. Механизм и типология конфликтов……………………………………8
2. Основные причины и последствия конфликтов……………………....11
2.1. Причины конфликта……………………………………………………11
2.2. Последствия конфликта………………………………………………..13
3. Основные стратегии преодоления конфликтов. ………………………16
Заключение……………………………………………………………………..18
Литература…………………………………………………………………......20
Приложения…………………………………………………………………….21
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина, и многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а также кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
По сферам
проявления различают канализируемые
конфликты, предполагающие ограниченность
сферы соперничества и
В рамках типологий, составленных, исходя из временных параметров, конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различают открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.
Типологии,
построенные на основе такого критерия,
как отношение к целям
В реальной жизни грани между конфликтами с преимущественно позитивной, позитивно-негативной и негативной направленностью часто бывают очень подвижными, относительными; сами же конфликты имеют тенденцию усиления их негативной направленности по мере перемещения объекта борьбы с конкретных вопросов непосредственно на участников. Направленность и весь процесс протекания конфликтов прямо зависят от их причины.
2.Основные
причины и последствия
2.1. Причины конфликта.
В самой общей форме субъективные, связанные с людьми, их сознанием и поведением причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:
1) взаимозависимостью
и несовместимостью целей
2) осознанием этого
3) стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.
1. Персональные
причины (“личностные трения”).
В их число включают
2. Структурные причины. Они проявляются в несовершенстве:
а) коммуникационной
структуры: отсутствие, искаженность или
противоречивость информации, слабость
контактов руководства и
б) ролевой структуры: противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику, официальных требований и личных целей и т.п.;
в) технической структуры: неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.;
г) организационной
структуры: нарушающая общий ритм работы
несоразмерность различных
д) структуры власти: несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, а также распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное лидерство и борьбу за него.
3. Изменение
организации, и прежде всего
техническое развитие. Организационные
перемены приводят к изменению
ролевых структур, руководящего
состава и других работников,
что нередко вызывает
4. Условия
и характер труда. Вредные для
здоровья или опасные условия
работы, нездоровая экологическая
среда, плохие отношения в
5. Распределительные
отношения. Оплата труда в
6. Различия
в идентификации. Они
7. Стремление
организации к расширению и
повышению своей значимости. Эту
тенденцию отражает известный
закон Паркинсона, согласно которому
каждая организация стремится
к расширению своего штата,
ресурсов и влияния,
8. Различие
исходных позиций. Это может
быть и различный уровень
Три последние причины характеризуют главным образом межорганизационные конфликты. В реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации. Однако это не снимает необходимости знать причины и источники конфликтов для конструктивного использования и управления ими.
2.2. Последствия конфликтов.
Негативные последствия конфликта
В литературе сложилось два направления в оценке последствий конфликтов: функционалистское (интеграционное) и социологическое (диалектическое). Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо, рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:
* дестабилизация
организации, порождение
* отвлечение
персонала от реальных проблем
и целей организации, смещение
этих целей в сторону
* неудовлетворенность
участников конфликта
* нарастание
эмоциональности и
* ослабление
возможностей общения и
* отвлечение
участников конфликта от
Позитивные последствия конфликта
В противоположность функционалистам, сторонники социологического подхода к конфликтам (их представляет, например, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Дарендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:
* инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;
* артикуляция,
четкая формулировка и
* мобилизация
внимания, интереса и ресурсов
для решения проблем и, как
следствие, экономия рабочего
времени и средств организации.
* формирование
у участников конфликта
* стимулирование
более продуманных и
* побуждение
участников к взаимодействию
и выработке новых, более
* развитие
у участников конфликта
* разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
* преодоление
традиций группового мышления, конформизма,
“синдрома покорности” и
* вовлечение
обычно пассивной части
Информация о работе Конфликты в управлении организацией: виды, методы, решения