Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение различных типов конфликтов, грамотное управление и выгодное разрешение данных ситуаций.
Введение
1. Понятие конфликта
1.1 Типология конфликтов
1.2 Структура конфликта
1.3 Причины конфликтов
2. Функции конфликта
2.1 Модель процесса конфликта
2.2 Функциональные последствия конфликта
2.3 Дисфункциональные последствия конфликта
3. Управление конфликтом
3.1 Структурные методы разрешения конфликта
3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов
3.3 Правила поведения в конфликтных ситуациях
4. Типы конфликтных личностей
4.1 Демонстративный тип
4.2 Ригидный тип
4.3 Неуправляемый тип
4.4 Сверхточный тип
4.5 Бесконфликтный тип
4.6 Рационалист
4.7 «Трудные» в общении
Заключение
Список использованной литературы
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КМПО»
Отделение : социально-экономическое
Дисциплина: Менеджмент
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Конфликты и методы их разрешения
Харченко А.
кандидат экономических наук доцент
Беппиев И.Ю
Москва 2012
Введение
1. Понятие конфликта
1.1 Типология конфликтов
1.2 Структура конфликта
1.3 Причины конфликтов
2. Функции конфликта
2.1 Модель процесса конфликта
2.2
Функциональные последствия
2.3 Дисфункциональные последствия конфликта
3. Управление конфликтом
3.1 Структурные методы разрешения конфликта
3.2
Межличностные стили
3.3
Правила поведения в
4. Типы конфликтных личностей
4.1 Демонстративный тип
4.2 Ригидный тип
4.3 Неуправляемый тип
4.4 Сверхточный тип
4.5 Бесконфликтный тип
4.6 Рационалист
4.7 «Трудные» в общении
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Курс
"Основы менеджмента" эта дисциплина
является центральной в подготовке
менеджера, но в то же время она, по
существу, является фундаментом для
всех дисциплин, формирующих круг профессиональных
знаний в области менеджмента. Изучение
курса дает возможность анализировать
и оценивать эффективность
Управление
- это наука и искусство
Поэтому изучение проблем конфликта в менеджменте является жизненно необходимым для будущего менеджера.
Целью настоящей работы является изучение различных типов конфликтов, грамотное управление и выгодное разрешение данных ситуаций.
Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:
Понятие конфликта
Типология конфликтов
Структура конфликта
Причины конфликтов
Функции конфликта
Модель процесса конфликта
Функциональные последствия конфликта
Дисфункциональные последствия конфликта
Управление конфликтом
Структурные методы разрешения конфликта
Межличностные стили разрешения конфликтов
Правила
поведения в конфликтных
Типы конфликтных личностей
1.Понятие конфликта
Обобщая
многообразие определений конфликта,
встречающихся в литературе, можно
предложить такое его определение.
Конфликт - это противоборство общественных
субъектов с целью реализации
их противоречивых интересов, позиций,
ценностей и взглядов. И в данном,
и во многих других определениях, конфликт
прежде всего связывается с
Современная
точка зрения заключается в том,
что даже в организациях с эффективным
управлением некоторые
1.1 Типология конфликтов
Существуют четыре основных типов конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный
конфликт. Одна из самых распространенных
форм - ролевой конфликт, когда к
одному человеку предъявляются противоречивые
требования по поводу того, каким должен
быть результат его работы. Например,
заведующий секцией или отделом
в универсальном магазине может
потребовать, чтобы продавец все
время находился в отделе и
предоставлял покупателям информацию
и услуги. Позже заведующий может
высказать недовольство тем, что
продавец тратит слишком много времени
на покупателей и уделяет мало
внимания пополнению отдела товарами.
А продавец воспринимает указания относительно
того, что делать и чего не делать
- как несовместимые. Аналогичная
ситуация возникла бы, если бы руководителю
производственного
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Например, молодому специалисту необходимо положительно зарекомендовать себя на работе, для чего ему приходиться допоздна задерживаться, что ведет к конфликту в семье. Перед ним встает дилемма или карьера или семья.
Специалисту отдела продаж часто приходиться приукрашивать свойства и качество продаваемой продукции, а иногда и врать для «пользы дела». Это приводит к внутреннему конфликту его совести и необходимостью удержаться на занимаемой должности. Внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный
конфликт. Этот тип конфликта, возможно,
самый распространенный. В организациях
он проявляется по-разному. Это борьба
между руководителями за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую
силу, между руководителем и
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, сотрудник отдела задерживается сверхурочно, а не уходит, как все, домой по завершению рабочего времени, за советом обращается к руководителю, а не к старшим коллегам, группа рассматривает такое усердие как негативное поведение.
Аналогичный
конфликт может возникнуть на почве
должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать
соответствующую
Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных.
Например, производственные соревнования между бригадами. Конфликт возможен из-за ограниченности сырья, запасных частей оборудования, разной квалификации членов бригад.
Конфликт между смежными отделами, из-за разности интересов и поставленных задач, за степень влияния на руководство.
1.2 Структура конфликта
Любой
конфликт характеризуется конфликтующими
сторонами, а также предметом
противоборства. Структура конфликта
также включает конфликтное действие
в той или иной форме и направляющее
его сознание, средства и методы
действия, поле конфликта. Кроме того,
ни один конфликт невозможен без сложившейся
до его появления конфликтной
ситуации. Субъектами конфликта, в зависимости
от его уровня, выступают индивиды,
группы, классы, национально-этнические
общности, организации, социальные институты,
общественные и политические объединения,
государства, международные сообщества.
Субъекты конфликта не остаются неизменными
в процессе противоборства. О зрелости
конфликта можно судить по степени
формирования субъектов. Чем более
развит конфликт, тем выше зрелость
субъектов. Динамика конфликта прямо
связана с развитием его
Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. Предмет конфликта - его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Предмет конфликта - это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, каким бы ни были конфликтные отношения.
Поведение
и действия субъектов направляются
конфликтным сознанием. Его образует
особое состояние общественного
сознания, специфика которого заключается
в осознании
1.3 Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Не имеет значения, чего касается это решение: какой бригаде отдать более выгодный заказ, или в какой из отделов установят новую мебель - люди всегда хотят получать лучшее и больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость
задач. Возможность конфликта
Различия
в целях. Возможность конфликта
увеличивается по мере того, как
организации становятся более специализированными
и разбиваются на подразделения.
Это происходит потому, что специализированные
подразделения сами формулируют
свои цели и могут уделять большее
внимание их достижению, чем целей
всей организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной