Содержание
Введение
I. Концепция государственной
молодежной политики в РФ
1.1. Основные принципы
государственной молодежной политики
в Российской Федерации.
1.2. Цели и задачи государственной
молодежной политики в Российской
Федерации.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Государственная молодежная
политика в Российской Федерации
имеет свои корни. В условиях
СССР главным организационным
институтом по работе с молодежью
являлся комсомол. ВЛКСМ был мощным
общественным объединением, влиявшем
на все стороны жизни молодого поколения,
тесно взаимодействовавший с органами
государственной власти, профсоюзами.
В комсомоле сочетались и самодеятельность,
и инициатива, и идеологическое принуждение,
и дисциплина на основе требований к членам
ВЛКСМ. Фактически ВЛКСМ являлся общественно-государственной
системой, проводившей соответствующую
политику государства по отношению к молодежи.
Первые шаги перестройки
в СССР и Российской Федерации
сопровождались попытками выработки
сильной социальной политики, важным
направлением которой в результате
многолетних дискуссий была признана
молодежная политика. В мае 1991
г. был принят Закон СССР
«Об общих началах государственной
молодежной политики».
Подготовка и принятие
этого Закона сыграли важную
роль в становлении современной
государственной молодежной политики.
В структуре государственных
органов под его воздействием
создавались комиссии, отделы по
делам молодежи, которые занимались
в том числе разработкой комплексных целевых
программ «Молодежь». Таким образом, к
моменту принятия Декларации о суверенитете
Российской Федерации в целом ряде регионов
имелись государственные органы по работе
с молодежью. Была введена должность полномочного
Представителя Правительства РФ по делам
молодежи, но остро ощущалась потребность
в образовании федерального органа.
В июле-августе 1992 г.
молодежные организации провели
Общероссийскую акцию «Хотим
быть услышанными», что явилось
прологом к проведению 4 сентября
1992 г. встречи Президента РФ
с представителями общероссийских
детских и молодежных организаций,
руководителями областных комитетов
по делам молодежи. По итогам
этой встречи Президентом был
подписан Указ «О первоочередных
мерах в области государственной
молодежной политики». В соответствии
с Указом Президента от 29 октября
1992 г. в целях формирования
и проведения единой государственной
молодежной политики, а также
для координации деятельности
государственных органов в сфере
молодежной политики, было подписано
постановление Правительства Российской
Федерации об образовании в
структуре федеральных органов
исполнительной власти Комитета Российской
Федерации по делам молодежи.
Вопросы государственной
молодежной политики неоднократно
ставились в Государственной
Думе при обсуждении законопроектов,
рассматривались на заседаниях
Комитета Государственной Думы
по делам женщин, семьи и молодежи.
16 мая 1995г. в Государственной
Думе прошли парламентские слушания
«О реализации государственной
молодежной политики в Российской Федерации».
Важное значение имело принятие
в самом конце 1995 г. Семейного кодекса
Российской Федерации, в котором впервые
в обобщенном виде представлены права
несовершеннолетних детей в соответствии
с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Федеральным законом
«О внесении изменений и дополнений
в Кодекс законов о труде
Российской Федерации» от 24.11.95 установлена
новая граница возраста, с которого
допускается прием на работу,
- 15 лет (раньше 16 лет), введено запрещение
на использование труда несовершеннолетних
на работах, выполнение которых
может причинить вред их нравственности
и др.
Федеральный закон
«О государственной поддержке
молодежных и детских общественных
объединений» от 28.07.95 ввел важные
механизмы субсидирования таких
объединений, их включения в
систему формирования и реализации
государственной молодежной политики.
В связи с принятием данного
закона было принято постановление
Правительства Российской Федерации
от 9.10.95 № 991 «О внесении изменений
и дополнений в некоторые постановления
Правительства Российской Федерации
по вопросам государственной
поддержки молодежных и детских
общественных объединений». Сформировалась
правовая основа для партнерских
действий органов государственной
власти с организованным молодежным
движением.
Ряд важнейших дополнений,
защищающих интересы молодежи, был
внесен в федеральные законы
«О рекламе», «О средствах массовой
информации», «Об основах градостроительства».
В законы «Об образовании», «О
некоммерческих организациях» были
также внесены изменения, учитывающие
позицию органов по делам молодежи.
К сожалению, следует отметить,
что исполнение этих законов
оставляет желать лучшего.
1. Концепция государственной
молодежной политики в РФ
Основные принципы государственной
молодежной политики в Российской Федерации
Государственная молодежная
политика в Российской Федерации
основывается на конституционных
гарантиях равенства прав и
свобод граждан, реализация которых
в отношении молодежи осуществляется
на следующих принципах:
ответственности государства
за соблюдение прав и законных интересов
молодежи;
приоритетности государственной
поддержки молодежи на этапе
социального, культурного, духовного
и физического развития, выбора
жизненного пути, образования, начала
профессионально-трудовой и предпринимательской
деятельности, создания семьи, приобщения
к культурным ценностям, реализации
общественно значимых инициатив
молодых граждан, деятельности
молодежных и детских общественных
объединений;
ответственности молодых
граждан за реализацию ими
конституционных прав и обязанностей
в процессе деятельности в
основных сферах государственной
и общественной жизни;
единства государственной
молодежной политики на федеральном,
региональном и местном уровнях;
обеспечения предоставления
молодому гражданину гарантированного
государством необходимого объема
социальных услуг в сфере образования,
воспитания, культурного, духовного
и физического развития, в области
охраны здоровья, трудоустройства,
их дополнение и развитие на
уровне субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления;
признания молодежи
в качестве равноправного партнера
в формировании и реализации
государственной молодежной политики
в Российской Федерации;
осуществления поддержки,
координации и взаимодействия
федеральных органов государственной
власти, органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
неправительственных организаций,
иных юридических и физических
лиц в реализации государственной
молодежной политики в Российской Федерации;
преемственности, стабильности
и совершенствования мер по
формированию и реализации государственной
молодежной политики в Российской Федерации4.
Цели и задачи государственной
молодежной политики в Российской Федерации
Государственная молодежная
политика в Российской Федерации
осуществляется в целях:
возрождения России, как
государства, обеспечивающего достойную
жизнь и свободное развитие своих
граждан;
создания правовых, социально-экономических,
организационных условий для
выбора молодыми гражданами своего
жизненного пути, социального становления
и реализации ими конституционных
прав и обязанностей;
содействия социальному,
культурному, духовному и физическому
развитию молодежи;
воспитания и образования
молодежи;
реализации общественно
значимых инициатив, общественно
полезной деятельности молодежи,
молодежных и детских общественных
объединений;
использования инновационного
потенциала молодежи в интересах
государственного и общественного
развития, в интересах развития самой
молодежи;
создания условий для
более активного созидательного
включения молодежи в социально-экономическую,
политическую и культурную жизнь общества;
недопущение дискриминации
по возрасту, защиты прав и
законных интересов молодых людей.
Цели государственной
молодежной политики реализуются
органами государственной власти,
органами местного самоуправления.
В их осуществлении участвуют
неправительственные организации
и иные юридические и физические
лица.
Координация деятельности
федеральных органов исполнительной
власти по реализации государственной
молодежной политики в Российской
Федерации осуществляется уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, с учетом межведомственного
подхода в рамках образованной
Правительственной комиссией по
делам молодежи. Задачи по реализации
государственной молодежной политики
в субъектах Российской Федерации
рассматриваются органами представительной
и исполнительной власти и
утверждаются в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления
реализуют цели и задачи государственной
молодежной политики в Российской
Федерации в соответствии с их компетенцией.
Общественные объединения,
иные юридические лица участвуют
в реализации задач государственной
молодежной политики в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Приоритетные направления
и основные механизмы реализации
государственной молодежной политики
в Российской Федерации
Определение приоритетных
направлений и основных механизмов
реализации государственной молодежной
политики строится с учетом:
целей и конкретных задач
государственной политики, признании
молодежи в качестве стратегического
ресурса устойчивого социально-экономического
развития, укрепления демократического
правового государства и гражданского
общества, обеспечения высокого качества
жизни народа и национальной безопасности
Российской Федерации;
реальных возможностей
государства, результатов, достигнутых
в осуществлении социально-экономической
политики, в том числе в области
государственной молодежной политики;
актуальности и специфики
социальных проблем молодежи, в
том числе различных возрастных,
профессиональных и иных групп молодых
граждан.
С учетом названных
положений приоритетами государственных
интересов в отношении молодежи являются:
воспитание патриота
– гражданина, заботящегося о
защите интересов Отечества, о
материальной и духовной устойчивости
российского общества, о преемственности
традиций и нравственных ценностей;
воспитание гражданина,
знающего и обогащающего отечественную
историю и культуру, достижения
общества в экономике, науке,
литературе и искусстве, активно
участвующего в государственной
и общественной жизни, в функционировании
институтов правового государства
и гражданского общества, в том
числе в работе молодежных
и детских общественных объединений;
воспитание гражданина
– труженика, имеющего образование,
соответствующее потребностям современного
материального и духовного производства,
обладающего качествами предприимчивости,
добросовестности, ответственности,
способного проявить себя квалифицированным
специалистом, предпринимателем, грамотным
потребителем;
воспитание нравственного
и физически развитого гражданина,
ведущего здоровый образ жизни,
семьянина, заботящегося о воспитании
последующих поколений.
В формировании и
реализации государственной молодежной
политики выделяются следующие
основные направления и механизмы.
Государственная поддержка
молодых граждан в сфере образования,
воспитания и развития:
создание условий для недопущения
ущемления равных прав и возможностей
в получении полноценного образования
молодыми гражданами из малоимущих, многодетных
семей, молодыми гражданами, проживающими
в городских поселениях с численностью
до 50 тысяч человек, сельских поселениях,
районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, молодыми гражданами,
находящимися в трудной жизненной ситуации,
в том числе молодыми гражданами из числа
детей с ограниченными возможностями
развития, детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, молодыми гражданами
из числа военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации, уволенных в
запас, и ветеранов боевых действий, а
также особо одаренных молодых граждан;
формирование и реализация
мер по созданию благоприятных
условий для получения образования
молодыми гражданами, поступившими
в государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего,
высшего и послевузовского профессионального
образования на бюджетной основе и на
основании договоров с оплатой ими стоимости
обучения;
разработка и осуществление
долгосрочных мер по обеспечению
занятости выпускников профессиональных
образовательных учреждений, по
поддержке их стабильной, полноценной
трудовой деятельности;