Концепция оценки эффективности менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение принципов эффективного менеджмента.
В связи с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
- Определение понятия и сущности эффективного менеджмента;
- Рассмотрение основных принципов эффективного менеджмента;
- Изучение концепции оценки эффективности менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос эффективности  волнует менеджеров с самого зарождения менеджмента.

Саму науку менеджмент можно назвать наукой об эффективности, эффективности всего инвестиций, производства, инноваций и т.д. Да и сама работа менеджера состоит  в том, чтобы быть эффективным. Чем  бы он ни занимался - бизнесом или работал  на предприятие, - от него требуется  правильное выполнение задач, то есть ожидают проявления эффективности.

В современных условиях залогом преуспевания предприятий  и фирм становятся гибкость, адаптивность к изменяющимся нестандартным ситуациям, способность к принципиальным изменениям в организационном и экономическом  поведении. Важнейшим условием достижения эффективности производства и конкурентоспособности  продукции предприятия является переход к новому типу управления трудом.

Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства  в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования  производства административными методами, интенсификацию производства.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  современных условиях от эффективного менеджмента в организации зависит  эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность.

Основной целью курсовой работы является изучение принципов  эффективного менеджмента.

В связи с поставленной целью в данной работе решаются следующие  задачи:

- Определение понятия  и сущности эффективного менеджмента;

- Рассмотрение основных  принципов эффективного менеджмента;

- Изучение концепции  оценки эффективности менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты изучения  эффективного менеджмента

1.1 Понятие и сущность эффективного менеджмента

В условиях современной  рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

Менеджмент - это область  управленческой и хозяйственной  деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального  использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления  определенного типа взаимосвязанных  действий по формированию и использованию  ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые  связаны с координацией и установлением  взаимодействия внутри организации, с  побуждением к осуществлению  производственной и других видов  деятельности, с целевой ориентацией  различных видов деятельности и  т.п.

Достижение целей организации  требует определенной производственной и управленческой деятельности сотрудников  организации, т. е. совокупности поступков, активного поведения.

Если деятельность полностью  или частично приводит к достижению поставленных целей, с управленческой точки зрения она считается эффективной. Степень эффективности определяется тем, насколько удалось достичь  указанных целей.

Помимо эффективности  действия, направленные на достижение целей, характеризуются выгодностью  и экономичностью. Первая заключается  в получении определенного положительного результата, например, прибыли; вторая показывает, сколько на единицу этого  результата приходится затрат. Чем  в большей степени результат  их превышает, тем экономичнее деятельность.

Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и  рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов и работников), высокое  качество процессов и их результата, соответствие целям организации  и т. п.

Для достижения необходимой  эффективности управленческой деятельности следует заблаговременно создать  для нее необходимые условия  в виде предпочтительных позиций  в тех или иных областях, предотвращения влияния, как в настоящее время, так и в будущем неблагоприятных  обстоятельств, особенно тех, последствия  которых могут быть необратимыми.

Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений  менеджмента, т.е. взаимосвязь их во времени и пространстве.

Обеспечение прибыльности, а значит, эффективности работы всех подразделений предприятия -- главная  задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного  процесса, развитие технико-технологической  базы, эффективное использование  живого труда (кадров), обеспечение  творческой активности работников.

Какой бы характер хозяйственная  деятельность ни носила, но если она  направлена на получение прибыли  или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента.

Уровень прибыльности фирмы  в значительной степени определяется рынком, но зависит также от рационального  использования производственных ресурсов и эффективности управления. Прибыль  является залогом стабильного функционирования предприятия. Любое предприятие  находится под воздействием ситуации, складывающейся на рынке: изменяется положение  конкурирующих фирм, условия и  формы финансирования, соотношение  спроса и предложения.

Все это определяет долю риска, которая возмещается прибылью. Менеджмент призван снизить долю риска не только в настоящем, но и  в будущем периоде, поэтому менеджеры  наделяются правом самостоятельности  в принятии решений в изменяющейся обстановке.

Существуют различные  подходы к проблеме эффективности  менеджмента, которые разрабатывались  школами управленческой мысли.

Например, авторы школы  научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения  эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который  придавал важное значение связи между  эффективностью управления и организационной  структурой предприятия. Представители  административной (классической) школы  менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле - применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов.

Проблема эффективности  менеджмента является составной  частью экономики управления, которая  включает рассмотрение:

- управленческого потенциала, то есть совокупности всех  ресурсов, которыми располагает  и которые использует система  управления;

- затрат и расходов  на управление, которые определяются  содержанием, организацией, технологией  и объемом работ по реализации  соответствующих функций управления;

- характера управления  труда;

- эффективности управления, то есть эффективности действий  людей в процессе деятельности  организации, реализации интересов,  в достижении определенных целей.

В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как  умело и целенаправленно они  используются, достигается тот или  иной результат. Эффективность менеджмента - это результативность функционирования системы и процесса управления как  взаимодействия управляемой и управляющей  систем, то есть интегрированный результат  взаимодействия компонентов управления.

В более упрощенном варианте данное определение можно представить  следующим образом: эффективность  менеджмента - это сопоставление  потребленных ресурсов с полученным результатом.

В оценке эффективности  управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются  некоторые производственные и экономические  результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

Результаты и эффективность  управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят  от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал  сотрудника, его способность выполнять  определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала  и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят  и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и  т.п. Поэтому все эти факторы  действуют совместно, в интеграционном единстве.

Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат  осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.

Эффект управления складывается из трех составляющих:

- экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную  стоимостную форму, то есть  измеряющийся в денежных или  натуральных измерителях;

- социально-экономический  эффект - имеет комплексную природу  сочетания экономической выгоды  и социальной стабильности и  спокойствия, например, улучшение  условий работы, снижение уровня  профессиональных заболеваний (при  определенных условиях может  быть переведен в обычный экономический  эффект);

- социальный эффект - вид  эффекта, который принципиально  не может быть пересчитан в  экономический, например, предотвращение  социального конфликта.

Существует множество  видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них:

- по средствам воздействия  - целевая, стратегическая и тактическая,  планируемая, прогнозная, программная,  концептуальная, мотивационная и  стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

- по содержанию эффекта  - экономическая, социальная, инновационная,  организационная, экологическая;

- по уровню проявления  эффекта - народно-хозяйственная,  региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

- по формам эффективности  - деятельность менеджера, аппарата  управления, процесса управления, системы  менеджмента, управленческих нововведений;

- по видам систем менеджмента - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

 

 

 

1.2 Принципы эффективного менеджмента

Анри Файоля, который  является одним из основоположником менеджмента, создал список принципов  эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «14 принципов Файоля». Некоторые принципы, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые - сформулированы впервые. Формулируя эти принципы, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно - выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать. Вот  эти принципы:

1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.

2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.

3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.

4.Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в, то, же время сделать принять беспристрастное решение.

5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.

6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.

7. Единство цели - единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.

8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип - не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.

Информация о работе Концепция оценки эффективности менеджмента