Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:38, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение принципов эффективного менеджмента.
В связи с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
- Определение понятия и сущности эффективного менеджмента;
- Рассмотрение основных принципов эффективного менеджмента;
- Изучение концепции оценки эффективности менеджмента.
9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль - «скалярную цепь», по терминологии Файоля.
10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
11. Порядок: всему свое место и свое место для всего.
12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
13. Корпоративный дух: сплоченность работников - еще одно непременное условие достижения целей организации.
14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.
Существуют ли универсальные принципы управления и как они соотносятся с вышеприведенными принципы Файоля - вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тот факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента как такового.
Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.
Главными из них являются:
1. приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;
2. принципы критических факторов - учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
3. основные принципы ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.
2. Концепция оценки эффективности менеджмента
2.1 Факторы оценки эффективности менеджмента
Для обеспечения эффективности
менеджмента необходимо учитывать
все влияния на ее же факторы. Но
это можно сделать только тогда,
когда эти факторы
Что же такое фактор, по каким признакам их можно классифицировать?
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1) по продолжительности влияния;
2) по характеру влияния;
3) по степени формализации;
4) в зависимости от масштаба влияния;
5) по содержанию;
6) по форме влияния;
Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.
По продолжительности
влияния выделяют факторы, влияние
которых сказывается на протяжении
длительного времени (технический
уровень производства, стиль управления
и др.) и которые действуют
По характеру влияния
различают факторы интенсивные
и экстенсивные. Первые обеспечивают
повышение эффективности
По степени формализации
выделяют количественно измеримые
и количественно неизмеримые
факторы. В зависимости от масштаба
влияния факторы можно
По содержанию различают факторы:
- научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),
- организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),
- экономические (система
материального поощрения и
- социально-психологические
(мотивация труда,
- технические,
- физиологические (санитарно-
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
2.2 Критерии и показатели эффективности управления
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.
Есть конечный результат, в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.
Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.
Что же такое критерий и показатель эффективности управления?
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).
Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.
Общий критерий - экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
Группа более частных локальных критериев:
- затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
- затраты материальных ресурсов;
- затраты финансовых ресурсов;
- показатели использования
основных производственных
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- сокращение срока окупаемости капиталовложений.
Группа качественных критериев:
- увеличение доли продукции высшей категории качества;
- обеспечение экологической чистоты;
- выпуск продукции, необходимой обществу;
- улучшение условий труда и быта работников;
- ресурсоэнергосбережение и др.
Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.
Все эти критерии должны
быть отражены в определенной системе
показателей экономической
Показатель эффективности - количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.
Такие показатели эффективности
как производительность труда, материалоемкость,
фондоотдача основных производственных
фондов, оборачиваемость оборотных
средств, окупаемость капиталовложений
условно можно объединить в группу
частных или локальных
Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.
Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
При оценке эффективности
управления необходимо комплексное
применение всей системы обобщающих
и частных показателей. Эффективность
управленческой деятельности применительно
к субъекту управления может характеризоваться
количественными (экономический эффект)
и качественными показателями (социальная
эффективность), которые мы рассмотрим
во втором и третьем вопросе
3. Пути повышения эффективности менеджмента
3.1 Эффективный менеджмент в условиях российской действительности
В последние годы в России
появились компании, в которых
постепенно реализуются эффективные
управленческие системы. Некоторые
из них превратились в значимых субъектов
внешних рынков. В мировых рейтингах
динамически развивающихся
Но если стоит цель, чтобы
основная масса населения достигла
среднего европейского уровня жизни
в течение ближайших 10 лет, то эффективная
управленческая система должна работать
по всей стране и на большинстве
предприятий. Однако некоторые сегодняшние
тенденции в области
Несмотря на тяжелые
условия, многим руководителям предприятий
в России все же удается создавать
эффективные управляющие
И все же главная проблема
российской экономики не техническая
и даже не инфраструктурная, а социально-экономическая
- отставание по уровню жизни от развитых
стран. По разным данным, средняя зарплата
россиян составляет лишь 10-20% ее величины
в странах - членах OECD. Такое же соотношение
по показателю производительности труда.
Думается, что российские предприятия,
для того чтобы достичь
Основные ресурсы свободных
капиталов в мире сегодня сконцентрированы
в американских, японских и европейских
инвестиционных фондах, по большей
части в пенсионных. Последние, как
правило, проводят консервативную и
осторожную инвестиционную политику.
Для того чтобы привлечь их средства
в Россию, требуется ряд
Вступление в ВТО, несомненно, обострит конкуренцию на российском рынке. Так, сильно усложнится положение в целлюлозно-бумажной и автомобильной отраслях, сфере услуг и машиностроении. В то же время отказ от вхождения в данную и другие международные организации и общества грозит, на наш взгляд, худшими вариантами развития. Самый вероятный в этой ситуации сценарий - возврат к закрытой экономической системе. Возможны также государственный капитализм с чертами, свойственными многим азиатским странам, или латиноамериканский тип капитализма с его многочисленными антагонизмами.
Вероятно, России больше подходит европейская модель развития в широком смысле слова. Ее главная особенность заключается в определенном балансе интересов государства, предприятий (и их собственников), профсоюзов и других общественных организаций. Кроме того, европейская модель (как американская и японская) включает высокий уровень заработной платы и производительности труда. Но в отличие от американской в ней выше степень социального обеспечения населения, а от японской - прозрачная конкурентная среда. И, наконец, ей присуща эффективная система управления в масштабе всего общества, а не только на отдельных предприятиях. Последний момент представляет, на наш взгляд, особый интерес.
Формирование такой системы означает, во-первых, что внутри предприятий производится замена функциональных и бюрократических организационных структур на внутрифирменные предпринимательские команды. Во-вторых, крупные компании осуществляют отделение («акционирование») многих функций и направлений, при этом одновременно поощряется создание малых предприятий во всех сферах экономики, в том числе в здравоохранении и социальном обеспечении. В-третьих, происходит автоматизация разных контрольных и учетных функций, связей между предприятиями (в первую очередь в государственных, региональных и муниципальных образованиях).
России применение эффективной
управленческой системы гарантирует
развитие по самому привлекательному
сценарию и позволит многократно
повысить производительность труда. Отсюда
ужесточение конкуренции на внутреннем
рынке, что заставит компании оставить
только тех, кто будет занят
Информация о работе Концепция оценки эффективности менеджмента