Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:28, реферат
Многообразие корпоративных культур может быть систематизировано по ряду логических оснований. Рассмотрение под различными углами зрения обогащает представление о конкретной корпоративной культуре, позволяет выявить ее желательные и нежелательные особенности.
(1) Параноидельные организации
В этих организациях имеют место недоверчивость и страх перед возможностью подвергнуться преследованиям в широком смысле слова, это создает соответствующий климат чрезмерного контроля и наблюдения. Данным организациям присущи:
доминирующая роль реактивных стратегий;
проявление среди людей консерватизма из-за страха показаться слишком изобретательными, склонными пойти на риск и т.п.;
самоопределение человека происходит не естественным путем, а лишь вследствие представления его в качестве потенциальной жертвы внешних сил, перед которыми надо быть начеку (стратегический стиль менеджмента - <как-нибудь да выкрутиться>);
практически отсутствует постановка самостоятельных задач и их решение;
сосредоточение основного внимания в процессе управления на наличии информации и контроля;
бюрократический стиль управления.
Что касается климата в коллективе, то данным организациям свойственна холодность в отношениях, лишенная эмоций и рациональность в работе.
(2) Принудительные организации
Особенности таких организаций проявляются в следующем:
все предписано, систематизировано, утверждено;
ошибки, неточности, неясности должны избегаться любой ценой;
на все случаи имеются принципы, руководящие установки и указания;
решающую роль играет иерархия;
планирование выступает в качестве закона;
четкая целенаправленность в действиях фирмы (собственная тематика, рынки, на которых она действует, тщательно отработаны);
нет смешанных концернов;
патриархальный стиль управления.
В качестве отрицательной
особенности таких фирм выступает
то, что они часто не готовы к
быстрым изменениям, хотя это для
них не так страшно, т.к. такого рода
фирмы, как правило, доминируют на конкретном
рынке. Движущая сила таких организаций
заключается в нежелании
(3) Драматические (
Из самого названия следует, что нормальные производственные процессы в этих организациях превращены в драматические инсценировки и представления. Им присущи следующие особенности:
принятие решений базируется на фактах;
отвага, риск и самостоятельность составляют существо деятельности;
имеет место сложность в разработке средне- либо долгосрочных стратегий из-за постоянной смены одной рыночной ниши другой;
организация находится в стадии бурного роста, экспансии на рынке;
структуры не успевают развиваться, отсутствуют какие-либо системы;
стиль управления в основном кооперативный;
контрольные механизмы недоразвиты и как следствие - для людей, подчиненных такому руководству (руководителю), работа постепенно превращается в кошмар, и фирма в конечном счете (если не изменится) обречена на банкротство.
(4) Депрессивные организации
Такие организации выживают, скорее всего, в стабильном окружении, в условиях поддерживаемого и регулируемого рынка, без существенной конкуренции. Для них характерно следующее:
консервативная установка и бюрократизм;
запрограммированные, рутинные порядки, закрепленные годами;
отсутствие и полная бессмысленность инициативы и как следствие - организация функционирует как простейший механизм;
стиль управления авторитарно-бюрократический.
(5) Шизоидные организации
В данных организациях руководители представляются окружающим холодными, бесчувственными, замкнутыми и иногда даже страшноватыми. Здесь, как и в депрессивных организациях, возникает вакуум в руководящем звене. Кроме того, им присущи следующие особенности:
интегрирующие функции в отношении сотрудников в расчет не принимаются;
руководитель почти лишен контактов;
руководители не дают четкие указания о руководстве предприятием;
стиль управления - "попустительский";
карьеру делают любимчики, оппортунисты и соглашатели;
брешь в руководстве заполняется управляющими среднего звена, политика которых направлена на завоевание благорасположения и внимания со стороны безучастного руководителя. При этом управляющие среднего звена преследуют в первую очередь личные цели, способность к стратегической гибкости становится решающим критерием квалификации.
Такие предприятия в долгосрочной перспективе <топчутся> на месте, так как шаги в направлении развития минимальны из-за постоянного соперничества менеджеров.
http://www.unn.ru/pages/e-
Канадские исследователи ^ Кет де Врие и Денни Миллер пришли к заключению, что существует определенная связь между психопатологическими критериями руководителей, определяющих их поведение структурой фирмы. Иными словами, имеет место перенос на целую организацию психопатологических критериев, присущих личностям, которые (критерии) и определяют состояние и развитие культуры организации. В этой связи, ими была разработана соответствующая классификация организаций, согласно которой следует различать:
1) Параноидальные организации.
В этих организациях
имеют место недоверчивость и
страх перед возможностью
- доминирующая роль реактивных стратегий;
- проявление среди людей
консерватизма из-за страха
- самоопределение человека
происходит не естественным
- практическое отсутствие
постановки самостоятельных
-сосредоточение основного
внимания в процессе
Что же касается
климата в коллективе, то данным
организациям свойственна
2) Принудительные организации.
Особенности таких
организаций проявляются в
- все предписано, систематизировано, утверждено;
- основной мотив - ошибки неточности, неясности и т.п. - должны избегаться любой ценой;
- на все имеются принципы,
руководящие установки и
- решающую роль играет иерархия;
- планирование выступает в качестве закона (ни что не отдается на откуп);
- четкая целенаправленность
в действии фирмы (т.е.
- нет смешанных концернов.
В качестве отрицательной
особенности таких фирм
Движущая сила таких
организаций заключается в
3) Драматические организации.
Из самого названия
следует, что нормальные
Им присущи следующие особенности:
- принятие решений базируется на фактах;
- отвага, риск и самостоятельность
составляют существо
- имеет место сложность
в разработке средне- либо долгосрочных
стратегий из-за постоянной
- структуры не успевают
развиваться и отсутствуют
- контрольные механизмы
оказываются недоразвитыми и
как следствие - для людей, подчиненных
такому руководству (
4) Депрессивные организации.
Такие организации
выживают скорее всего в
- консервативная установка и бюрократизм;
- запрограммированные, рутинные порядки, закрепленные годами;
- отсутствие и полная бессмысленность инициативы и как следствие - организация функционирует как простейший механизм.
5) Шизоидные организации.
В данных организациях
руководители представляются
- интегрирующие функции в отношении сотрудников в расчет не принимаются;
- руководитель почти лишен контактов;
- от руководителя не исходят четкие указания о руководстве предприятием;
- брешь в руководстве
данной организации
Такие предприятия
в долгосрочной перспективе
+++++++++++++++++++++++++++
Организационная культура
- специфическая, характерная
Некоторые руководители
рассматривают свою
Специфические культурные
ценности организации могут
· предназначение организации и ее " лицо" (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства)
· старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти)
· значение различных руководящих должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли разных отделов)
· обращение с людьми (забота о людях и их нуждах, уважение к индивидуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация людей)
· роль женщин в управлении и на других должностях
· критерии выбора на руководящие и контролирующие должности
· организация работы и дисциплина
· стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный или стиль сотрудничества, использование комитетов и целевых групп)
· процессы принятия решений ( кто принимает решения, с кем проводятся консультации)
· распространение и обмен информацией (сотрудники информированы хорошо или плохо)
· характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам, возможность контактов с высшим руководством)
· характер социализации (кто общается с кем во время и после работы, особые условия, такие как отдельная столовая и др.)
· пути решения конфликтов (желание избежать конфликта или идти на компромисс, участие высшего руководства)
· оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты)
· отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации)
Виды культуры.
"Культура власти" -
в данной культуре организации
особую роль играет лидер, его
личные качества и способности.
"Ролевая культура"
- характеризуется строгим