Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является корпоративная культура как элемент внутренних связей с общественностью. Предмет - роль корпоративной культуры в жизни организации.
Цель: дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию.
Задачи: Проанализировать понятие, элементы и классификации культуры с точки зрения различных подходов;
Введение………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1 Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры……….5
1.1Общие понятие корпоративной культуры и ее уровни ……………………….5
1.2 Характеристика основных элементов корпоративной культуры………13
1.3 Классификация видов корпоративной культуры………………………………16
Глава.2. Корпоративная культура: современное состояние……………………20
2.1. Мировой опыт по формированию корпоративной культуры…………..20
Заключение……………………………………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………………………………29
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры……….5
1.1Общие понятие
корпоративной культуры и ее уровни
……………………….5
1.2 Характеристика
основных элементов
1.3 Классификация
видов корпоративной культуры……
Глава.2. Корпоративная культура: современное состояние……………………20
2.1. Мировой
опыт по формированию
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Вопрос организационной
Культура фирмы - не синоним понятия “климат”. Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения в данной организации. В ее понятие входят: некие постоянно повторяющиеся характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы проявления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению к работникам или заказчикам; “правила игры”, которые надо соблюдать, чтобы преуспеть в организации.
Российские фирмы и
Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую корпоративную культуру.
Объектом исследования в данной работе является корпоративная культура как элемент внутренних связей с общественностью.
Предмет - роль корпоративной культуры в жизни организации.
Цель:
дать
общую характеристику корпоративной
культуры и ее содержанию.
Задачи:
Проанализировать понятие, элементы и классификации культуры с точки зрения различных подходов;
В настоящее время за рубежом накоплен колоссальный теоретический и практический опыт формирования, поддержания, преобразования корпоративной культуры в организациях. Такие классики менеджмента, как Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. внесли видимый вклад в исследование вопросов формирования корпоративной культуры. Но особого внимания заслуживают статьи современных авторов. Так, интересны тематические статьи Надя Крылова, посвященные различным аспектам корпоративной культуры, ее содержания, сущности и элементов. Существует немало теоретических исследований посвященных вопроса формирования культуры организации и в России. Такие авторы как Сухоруков А.С., Веселков А.Ф., Шихирев П.Н., Орлова Т., Кучерова О. Внесли немалый вклад в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы элементы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимость организационной культуры и организационных преобразований.
В процессе подготовки данной работы изучено около 100 источников информации, выбранных в соответствии с целями и задачами исследования. Основной массив информации представляет собой материалы периодической печати деловых средств массовой информации и глобальной сети Интернет за период с 2007 по 2011 год.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры
1.1Общие понятие корпоративной культуры и ее уровни
В различных областях гуманитарного
знания культура понимается каждый раз
специфическим образом в
Термин “культура” (от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах и типах организации жизнедеятельности людей. В нашем языке существует обыденное представление о культуре, которое следует отличать от научного понимания культуры. Когда в обиходе общения человек обращается к слову “культура”, то он использует его в качестве оценки или эпитета. Концепция культуры имеет долгую историю. Первоначально под культурой подразумевались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем слово “культура” стало означать все, что создано человеком. В науке понятие культуры обусловлено выработкой терминологического понимания объекта научного исследования.
В философском контексте культура трактуется как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир, которая включает в себя результаты материального производства. Философское представление о культуре отличается от обыденного и научного тем, что оно связано с необходимостью установления и обнаружения смысла этой фундаментальной сферы человеческого бытия. Поэтому понимание культуры в философии определено выяснением того, как образуются, появляются и формируются смыслы культуры. В.А. Кругликов считает, что “в философии культуры внимание нашего сознания направлено в первую очередь на процесс смыслообразования”.1 В состав философского представления о культуре входит понятие ценности, которое является основанием для понимания сущности культурных процессов. Однако здесь имеются в виду не ценности материального порядка, а ценности сознания, поскольку именно они являются идеальной сущностью продуктов духовного и материального производства. Так, философы культуры в XX веке обнаружили, что культура всегда располагается на границах между смыслом и абсурдом, что именно в столкновении ценностей рождаются смыслы культуры (М.Бахтин). Усмотрение смыслов культуры требует разработки изощренных способов анализа сознания, поскольку ценности сознания материально не фиксируемы (Эд. Гуссерль, М.Хайдеггер, Г.Шпет, П.Флоренский, А.Лосев, М.Мамардашвили). Кругликов В.А. о ценностях рассуждает следующим образом: “Мы можем видеть реальное живописное полотно, но те ценности сознания, согласно которым создавалась картина, находятся в неявном, сверхчувственном, (сверхопытном), как говорят философы, трансцендентном виде и образуют собою реальность трансценденции”.2 Понять, постичь и описать эту реальность возможно лишь с помощью умозрения, представив ценностно-смысловые продукты человеческого духа в опоре не на свой опыт, а на совокупный опыт человеческой истории, то есть метафизически.
Шейн Э.Х. в работе “Организационная культура и лидерство” рассматривает культуру с точки зрения социологической теории. “В социологической теории культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности”.3
Разноплановые определения понятия
“культура” связаны с тем или
иным направлением в изучении теоретической
концепции, используемой различными исследователями.
Первым определение понятию дал
классик эволюционистского
Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия “культура” и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. “Культура состоит, согласно им, из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой – как ее регуляторы”.4 В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.
Л.Уайт в определении культуры предложил предметно-вещественноое толкование. Культура, считал он, “представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте”.5 Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений.
Большую группу составляют психологические определения культуры. Так, У.Самнер определяет культуру как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям. Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на культуру выразил Г.Стейн. По его мнению, культура – это поиски терапии в современном мире. М.Херсковиц рассматривал культуру как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество.
В контексте нашего исследования важно рассмотрение культуры с точки зрения современной теории организации. Так, Э.А. Капитонов в своих работах определяет корпоративную культуру как “систему характерных образцов, мыслей, представлений, знаний, ценностей и образцов поведения, организации жизни, несущий на себе отпечаток конкретного общества, социальных общностей и групп, отдельной личности”.6 В современной теории организации используется понятие корпоративной (организационной) культуры. В статье Е. Осиповой “Управление персоналом в рамках стратегического менеджмента” представлены две точки зрения на определение корпоративной культуры. “Корпоративная (организационная) культура – это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов, историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах”.7 Сторонниками данной теории выступают Дил и Кеннеди. Другой точки зрения придерживаются П. Питерс, Р. Уотерман, И. Ансофф, Э. Шейн, С. Роббинс, Г. Даулинг: “Организационная культура – это система разделяемых ценностей, которые проявляются через различные артефакты: истории, мифы и т.д.”.
Английский консультант У. Бреддик считает, что корпоративная культура – это сумма следующих параметров:
· естественная обстановка (дизайн и состояние здания, кабинетов);
· отношение к клиентам (приветливость, открытость или высокомерие);
· история компании (легенды и биографии местных “ударников”);
· тип поведения лидеров компании (хамство – вежливость, закрытость – открытость, профессионализм – кумовство);
· мобильность (установки на модернизацию или консерватизм, темпы изменений);
· главные вопросы (форма планирования, технология отчетности, документация);
· неформальная болтовня сотрудников друг с другом.
Л. Кроль и Е. Пуртова считают, что “корпоративная культура – одна из основ сплочения крупных и очень крупных коллективов. На предприятиях крупнейших корпораций трудятся десятки тысяч работников, и очень важно, чтобы они чувствовали единение, связь с корпорацией”.8
Э. Шейн в книге “Организационная культура и лидерство” рассматривает корпоративную культуру как “паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем” .
Другой исследователь
Сторонник теории корпоративной культуры, в которой главенствующая роль принадлежит ценностям Э. Шейн, считает, что “организационные ценности – это свойства тех или иных предметов, явлений, процессов, позволяющие им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения организации в целом и ее участников и признаваемые в качестве таковых большинством из них”.10 В статье В.В.Краткова “Формирование организационной культуры на промышленном предприятии” приводится следующая формулировка ценностей организации: “ценности организации – это стандарты, в соответствии с которыми работники предприятия определяют приоритеты, позволяющие им судить о том, привлекателен или непривлекателен тот или иной заказ, достойна или нет чья-то идея более тщательного рассмотрения, важен или не важен тот или иной клиент”.11