Креативный менеджмент в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 19:55, реферат

Краткое описание

Мировой финансово-экономический кризис явно и четко показал, что в последние годы во всем мире сложилась в целом порочная модель корпоративного управления, а в ней антикризисному управлению отводится роль своеобразного буфера, реактивного компенсатора на возникающие оперативные негативы. Но надо быть реалистами – большинство организаций не готовятся к кризисной ситуации, когда дела идут удовлетворительно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
1 ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………….4
2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ…7
3 КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ……………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

креативный менеджмент реферат.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

Антикризисное управление - это комплекс последовательно осуществляемых действий по профилактике, предупреждению, преодолению кризиса.

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом, который строится по следующим основным этапам:

  • Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов финансового кризиса.
  • Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия. Антикризисное управление предприятием на этом этапе характеризуемое как "управление по слабым сигналам", носит преимущественно превентивную направленность.
  • Идентификация параметров кризиса при диагностировании его наступления по результатам мониторинга показателей - "индикаторов кризисного развития".
  • Исследование факторов, обусловивших возникновение кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления.
  • Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению кризиса. Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилизационных механизмов.
  • Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного состояния. Выбор таких механизмов должен стабилизировать финансовое состояние предприятия путем соответствующих преобразований важнейших параметров его финансовой структуры - структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры источников формирования финансовых ресурсов, структуры инвестиционного портфеля и т.п.
  • Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из кризиса, которая разрабатывается обычно в форме двух альтернативных документов - комплексного плана мероприятий по выводу предприятия из состояния кризиса или инвестиционного проекта финансовой санации предприятия.
  • . Контроль реализации программы вывода предприятия из кризиса. Результаты контроля выполнения программы требуют периодического обсуждения с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мероприятий.
  • . Разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий кризиса.

Система данных мероприятий на каждом предприятии носит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его деятельности.

Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации. Поэтому перед тем как приступить к выводу предприятия из кризиса необходимо определить причины вызвавшие дестабилизацию хозяйственной деятельности. Для этого проводиться анализ финансово-хозяйственной деятельности, на основании выводов которой определяется фактор или факторы, вызвавшие кризисную ситуацию, и разрабатывается комплексная программа, которая должна включать мероприятия по выводу предприятия из кризиса, необходимые для их реализации ресурсы, сроки начала и окончания работ, перечень исполнителей, ожидаемый результат и другие сведения.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

 

 

3 КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.

Но система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции [6].

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции.

Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.

Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацией ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Важным показателем антикризисного управления является его эффективность.

Она характеризуется соотношением эффекта и затраченных ресурсов.

Антикризисное управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности, кризисом является методология стратегического управления, основой которого является стратегическое мышление и креативный менеджмент.

В условиях неопределенности, организация креативного менеджмента имеет особое значение, т.к. позволяет осуществить структурное управление, обеспечивает рождение новых идей, стратегий и концепций на основе обмена мыслей и коммуникаций.

Однако для того чтобы обеспечить оптимальное функционирование управляемой подсистемы, субъекту управления приходится не только учитывать его основные характеристики, самому обладать необходимыми для руководителя свойствами и использовать наиболее приемлемый стиль руководства, но и решать многие социально-психологические проблемы непосредственно управленческого характера.

В сложной, динамичной и многогранной деятельности руководителя можно выделить относительно самостоятельные операции, последовательное выполнение которых и составляет содержание управленческой деятельности. К их числу следует отнести подготовку и принятие решения, организацию выполнения решения, контроль за ходом выполнения, подведение итогов [7].

Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил, правильно выбранная стратегия и комплексное стратегическое управление

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в условиях кризиса.

Решающим фактором эффективного развития стратегического антикризисного управления на предприятии является создание организационно-управленческого потенциала единой по духу команды управления, обладающей необходимым профессиональным уровнем знаний и стратегическим типом мышления [8].

Современная стратегия основывается на предприимчивости не только руководства, но и всего коллектива, т. е. большинства, заинтересованного в положительном имидже и процветании фирмы. Поэтому необходимо использовать потенциальные возможности всего персонала организации, на что направлен механизм креативного менеджмента.

Работая над проблемами эффективного и результативного управления, менеджер должен учиться мыслить многомерно, т. е. охватывать все стороны проблемы, влияющие на ее разрешение как прямо, так и косвенно. Самое важное, с точки зрения современного управленческого мышления, мыслить и действовать многосторонне. Вовсе не обязательно рассматривать эффективность и результативность абсолютно во всех случаях в качестве важнейшего параметра измерения, им также могут быть, например, мотивированность, качество труда, скорость принятия решений. Это характерно для многомерного управленческого мышления, в котором важнейшим элементом является все же эффективность и результативность.

Хорошие результаты управления возникают благодаря использованию изменяющихся ситуаций практики. Известно, что внутренние и внешние ситуации каждой организации меняются довольно быстро, каждый день, каждый час. Менеджер должен быть готовым к быстрым изменениям и владеть все большим арсеналом умений. Таким образом, есть все основания утверждать, что современный эффективный руководитель является человеком, умеющим правильно и быстро реагировать на изменяющиеся ситуации, принимать быстрые и правильные решения на основе неясных, неполных и даже противоречивых сведений.

Кризисные ситуации возникают постоянно, мы живем в условиях их возникновения. На них нужно реагировать нестандартно и свежо именно в тот момент, когда они являются нашим настоящим - положительным или негативным. Менеджер не должен сосредоточивать свое внимание на прошлом, он должен уметь жить сегодня и прогнозировать будущее.

Менеджер должен мыслить стратегически, т. е. заглядывая вперед и предвосхищая события.

Руководитель в условиях динамичности, непредсказуемости внешней среды должен уметь мыслить стратегически и творчески. Это, конечно, идеальный случай, когда сочетаются эти два типа мышления. Но в реальности у каждого руководителя склонность мыслить стратегически и творчески выражена в разной степени [8].

Удачная характеристика преуспевающих руководителей со стратегическим и творческим типами мышления была сформулирована в компании «Шелл»: такие руководители должны уметь правильно обобщить, видеть проблему «с высоты птичьего полета», уметь подняться в воображении над сложностью задач со многими переменными, какие обычно ставит новизна ситуации, и увидеть те несколько переменных и зависимостей, которые определяют успешность реакции на эту новизну.

В силу всего вышесказанного, можно смело предположить, что творческий, нацеленный на будущее, умеющий приспосабливаться к новым условиям и готовый к сотрудничеству, а также заинтересованный в нововведениях человек - менеджер «креативного типа» со стратегическим мышлением станет основным типом руководителей в ближайшие десятилетия. В частности это можно отнести и к антикризисному управлению. Ведь именно креативное, творческое мышление и новаторство не пугает антикризисного управляющего, креативного менеджера и открывает тем самым новые перспективы.

Информация о работе Креативный менеджмент в антикризисном управлении