Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:13, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент"
Лекция 1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами 2
Тема 1.1 Основные принципы управления человеческими ресурсами 2
Тема 1.2. Общий подход к деятельности по управлению человеческими ресурсами 7
Тема 1.3 Коммуникативная компетентность менеджеров 19
Тема 1.4 Психологические основы делового общения. 25
Тема 1.5 Организационная структура 26
Лекция 2. Методы управления человеческими ресурсами 28
Тема 2.1 Обеспечение организации управления персоналом 28
Тема 2.2 Методы управления персоналом 35
Тема 2.3 Повышение эффективности общения в ситуации конфликта и межкультурного общения. 43
Тема 2.4 Трудовая адаптация персонала 50
Тема 2.5 Формирование организации: управленческий и кадровые аспекты 55
Лекция 3. Системы и методы повышения эффективности человеческих ресурсов 58
Тема 3.1 Системы и методы аттестации персонала. 58
Тема 3.2 Стимулирование трудовой деятельности. 61
Тема 3.3 Повышение эффективности отдельных форм общения. 66
Тема 3.4 Повышение эффективности организационных коммуникаций. 68
Тема 3.5 Организация привлечения и отбора персонала. 71
Тема 3.6 Организация труда персонала, использование человеческих ресурсов. 72
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский институт управления и бизнеса имени Н.Д. Демидова»
______________________________
Управление человеческими ресурсами
Курс лекций
Тула 2011
Содержание
Лекция 1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами 2
Тема 1.1 Основные принципы управления человеческими ресурсами 2
Тема 1.2. Общий подход к деятельности по управлению человеческими ресурсами 7
Тема 1.3 Коммуникативная компетентность менеджеров 19
Тема 1.4 Психологические основы делового общения. 25
Тема 1.5 Организационная структура 26
Лекция 2. Методы управления человеческими ресурсами 28
Тема 2.1 Обеспечение организации управления персоналом 28
Тема 2.2 Методы управления персоналом 35
Тема 2.3 Повышение эффективности общения в ситуации конфликта и межкультурного общения. 43
Тема 2.4 Трудовая адаптация персонала 50
Тема 2.5 Формирование организации: управленческий и кадровые аспекты 55
Лекция 3. Системы и методы повышения эффективности человеческих ресурсов 58
Тема 3.1 Системы и методы аттестации персонала. 58
Тема 3.2 Стимулирование трудовой деятельности. 61
Тема 3.3 Повышение эффективности отдельных форм общения. 66
Тема 3.4 Повышение эффективности организационных коммуникаций. 68
Тема 3.5 Организация привлечения и отбора персонала. 71
Тема 3.6 Организация труда персонала, использование человеческих ресурсов. 72
Радикальные экономические преобразования в России, инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности, а также обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики вызывают глубокий интерес отечественной науки и практики управления к мировому опыту активизации человеческого фактора для достижения эффективности и конкурентоспособности организаций.
Успехи ведущих фирм в развитых странах связаны с созданием высокоэффективных механизмов управления человеческими ресурсами на уровне организации, в основе формирования которых комплексный, стратегический подход к использованию и развитию трудового потенциала.
После экономического кризиса 1970-х гг. на предприятиях США, Западной Европы и Японии обострилось противоречие между бюрократической системой управления и ускорением научно-технического прогресса (НТП). В этот период активизировался пересмотр основных принципов традиционного технократического управления, который в 1980-х гг. завершился формированием научной концепции управления человеческими ресурсами, которая обогатила практику менеджмента прогрессивными методами, технологиями управления людьми в сложной инновационной среде. Приоритетами стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам производительности и качества трудовой жизни. Наиболее успешные корпорации сегодня, безотносительно к национальной и отраслевой принадлежности, имеют общие характерные черты. Они обеспечивают гарантированную занятость, перспективные системы продвижения по службе, внутреннее развитие персонала вместо глобальных кампаний найма. Они создают исключительно широкие возможности участия в хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным лицам, а как к членам общей корпоративной сети. Они развивают систему общих ценностей. Исходя из критической важности долгосрочного благосостояния корпорации, их руководители проявляют реальную преданность бизнесу вместо погони только за финансовыми результатами.
В целом тенденции управления человеческими ресурсами имеют глобальный характер и отражают поиски передовых компаний в создании высокоэффективных систем реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим теоретическим положением новой концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. В этом заключается не терминологическое, а принципиальное отличие концепции управления персоналом от концепции управления человеческими ресурсами.
В уходящем веке в
теории и практике управления произошла
смена концепций кадрового менеджмента,
обусловленная изменениями в экономическом,
социальном, техническом развитии общества.
В эволюционном пути развития управленческой
мысли можно выделить этап технократического
менеджмента, который характеризовался
введением рациональных процедур управления
кадрами, усилением внешнего контроля,
введением равной системы оплаты труда.
Конкретный инструментарий реализации
технократического управления был предложен
школой научного управления, основоположником
которой является Ф. Тейлор1. Тейлористская концепция
полагала, что труд - это прежде всего индивидуальная
деятельность, и потому воздействие коллектива
на рабочего носит деструктивный характер
и делает труд рабочего менее производительным.
От рабочего не требовались ни высокая
квалификация, ни проявление инициативы,
творчества на рабочем месте. Работники
рассматривались как средство достижения
организационных целей, подобно машинам,
оборудованию, сырью. Поэтому на этом этапе
формируется система управления кадрами,
при которой вместо человека как личности
рассматривается лишь его функция - труд,
измеряемый через затраты рабочего времени.
Кадровые службы выполняли в основном
учетно-контрольные и административно-
С 1950-60 гг., когда технократический подход в управлении уступает свои позиции, на смену концепции управления кадрами приходит новая концепция управления персоналом. Внедрение новой техники и технологии потребовали кардинальной перестройки организации и управления трудом: усложняется механизм трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации; создается система непрерывного профессионального образования; развивается социальное партнерство, повышается роль организационной культуры; пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие и индивидуальные формы трудовой деятельности. В этих условиях система управления персоналом охватывает широкий круг управленческих проблем: подбор и профессиональная адаптация новых работников, разработка социальных программ, вовлечение работников в управление предприятием, разработка системы стимулирования производительного и творческого труда. В данной концепции человек рассматривается не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.
Рассмотрим основные типы управления, получившие широкое распространение в фирмах развитых стран, в которых нашли отражение основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами.
Эта система управления
с заданием результатов при
Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен2считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление делает основной упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.
Таким образом, управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором:
Эта модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.
В книге "Концепция менеджмента" Э. М. Коротков определяет мотивационный менеджмент как "тип управления, в котором отдается приоритет мотивации делового поведения, деятельности, отношения над администрированием и жестким контролем", то есть на создание условий заинтересованности в конечных результатах3.
Мотивационный менеджмент - это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели.
Как известно, в управленческой науке разработаны различные мотивационные модели, которые нашли широкое практическое применение в преуспевающих фирмах развитых стран. Среди них наиболее традиционными являются:
Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя4.
Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства.
Более совершенной системой управления человеческими ресурсами является управление посредством делегирования, при котором сотрудникам передаются компетенция и ответственность, самостоятельно принимать решения и осуществлять их.
Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод задач на более низкий уровень. Управление, основанное на делегировании полномочий и ответственности, принципиально отличается от вышеизложенного. Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью (основоположник-профессор Р. Хен, работавший в немецком городе Бад-Гарцбург), суть которой состоит в объединении трех действий:
По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через "руководство в единстве с сотрудниками". Разработка згой модели была продиктована убеждением в том, что традиционный авторитарный стиль управления больше не соответствует демократическому общественному устройству, в частности требованиям и способностям современного высококвалифицированного и самостоятельно думающего работника. Гарцбургская модель была призвана активизировать нереализованный потенциал сотрудников и сформировать из простых исполнителей мылящих и действующих как предприниматели. Гарцбургская модель базируется на следующих принципах:
Главным достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации нее конкурентные преимущества.
Эта модель базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно6. Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок: