Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:10, курс лекций
Работа курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление".
КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине "Корпоративное управление"
В современных условиях
совершенствование
Все это определило возникновение ряда существенных проблем на пути развития корпоративного управления в России, среди которых можно выделить следующие:
Все эти обстоятельства в совокупности препятствуют осуществлению масштабных инвестиций в российские корпоративные ценные бумаги, снижают эффективность функционирования акционерных компаний, а также приводят к возникновению корпоративных конфликтов между субъектами корпоративных отношений.
Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта. Основополагающими здесь могут быть Принципы корпоративного управления ОЭСР, подписанные на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г., которые могут использовать правительства разных стран для оценки и совершенствования своего законодательства в данной сфере. Вместе с тем эти Принципы могут использоваться и представителями частного сектора для развития уровня корпоративного управления в своих компаниях. Естественно, единой модели построения корпоративного управления не существует, однако обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение интересов акционеров.
В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:
Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно новое, которое возникло как ответ на определенные требования времени.
Прежде всего, рассмотрим определение корпорации. Наиболее полное определение можно найти в "Большом коммерческом словаре"1: "Корпорация – широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".
Для правильного понимания корпоративного управления необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.
Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов1. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.
Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму4.
Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса:
Вместе с тем, акционерная форма в том виде, как она сложилась у нас в стране в результате приватизации государственной собственности и реформ, оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности, обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее участников.
В узком понимании корпоративное управление – это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров. В широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью компании.
Основной целью эффективного
корпоративного управления является повышение
доверия потенциальных
Настающая взаимозависимость отраслей коммерции и бизнеса, экономик регионов и стран способствует формированию сверхгигантских бизнес-систем в виде транснациональных корпораций (ТНК) и требует разработки теории корпоративного стратегического управления.
Существуют два взгляда на роль корпораций в современной экономической деятельности. По первой модели корпорации составляют экономическую основу государства, задают главные тенденции и направление социально-экономического развития. Они формируют мировое экономическое пространство современности.
Сторонники другого подхода негативно оценивают роль крупных корпораций, полагая, что их недостатки превосходят достоинства и гигантские оргсистемы экономики и бизнеса, наносят непоправимый урон системе хозяйствования.
Что представляет собой корпорация как экономическая оргсистема?
Первоосновой хозяйствования и производства служили индивидуальные предприятия собственника.
Экономически такая оргсистема есть изолированная и автономная категория с определенным организационным и юридическим статусом. В классической теории предприятие отождествлялось с системой, преобразующей ресурсы но технологическому циклу в продукцию и услуги. Основой модели классического предприятия являлась целевая функция, количественно связывающая результаты с затратными ресурсами. Главным критерием целевой функции оргсистемы являлась прибыль, а ее максимум отвечал оптимальному функционированию.
Неоклассическая теория базировалась на понятиях совершенной конкуренции и свободного рынка с множеством независимо действующих субъектов при наличии объективной и полной информации о спросе, предложении и свободе действий па рынке.
Экономика развивалась через рыночный механизм как универсальный фактор производства и распределения благ.
В неоклассической теории с ее идеологией совершенной конкуренции производстве) отождествлялось с авторегулирусмой системой, в которой предприятие являлось элементом.
Во времена раннего
капитализма умозрительная
Интеграционные процессы
в экономической науке
В современной концепции экономической деятельности рынок являет собой систему общественных отношений, гармонизирующих и уравновешивающих совокупные спрос и предложение. Механизм рыночной экономики сводится к сделке между продавцом и покупателем, которые как субъекты хозяйствования, по правилам спроса и предложения, обмениваются ценностями.
Любая сделка-соглашение совершается в определенной деловой среде,, в конкретных институциональных рамках в виде норм и правил рыночного взаимодействия.
Рынок современности как форма коммерции и бизнеса утверждается через организацию соответствующих процессов обмена взаимосвязанных хозяйственных институтов.
Главными институтами служат рынки, предприятия и другие организации с заданной системой контрактных взаимоотношений. Инструментарий включает некоторые организационные формы, а также 'нормы и правила договорного взаимодействия субъектов хозяйствования, которые служат основой для принятия экономических решений.
Как возникли
и развивались институты
Различают внешние и внутренние институты рыночного хозяйства.
Это совокупность фундаментальных схем осуществления рыночного взаимодействия. Они определяют и защищают права собственности, гарантируют ответственность, свободу и обязательность исполнения контрактов, формируют рынки. Такие институты задаются правовым и демократическим строем государства.
Внешние институты формируют границы внутренних рыночных институтов, которые адаптируют системы хозяйствования к первым. Через эти институты осуществляются непосредственные сделки между субъектами экономики и бизнеса. Они снижают неопределенности и риски коммерческих операций. Внутренние институты иерархические, их формирование происходило по принципу снизу вверх и достаточно долго. Они прошли проверку па эффективность и соответствие интересам бизнеса, контролируются и регулируются государством и рынком. Первый регулятор — правовой, а второй выполняет функции экономического контроля.
Для двух видов институтов характерны:
Договорная форма связей
экономических субъектов через
право собственности и
Любая организация является экономически интегрирующей подсистемой — целостным объектом, объединяющим множество социально-экономических процессов и связей и достигающим прибыльности через многие факторы деятельности.
Приведенной совокупности свойств максимально отвечает корпоративная форма хозяйствования. В основу корпоративной деятельности положен принцип создания временных и договорных организационных структур. Их объединяют интересы, капиталы и взаимодействие владельцев и работников и совместной хозяйственной деятельности.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление"