Курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:10, курс лекций

Краткое описание

Работа курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление".

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине (1).doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине "Корпоративное управление"

лекция 1. Корпорации как  основа рыночной экономики

Введение в проблему

В современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития России. Надлежащий режим корпоративного управления способствует  эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов. Однако уровень корпоративного управления в нашей стране пока еще оставляет желать лучшего. Здесь сказываются некоторые характерные признаки российского акционерного капитала, сложившиеся в результате распределения мелких пакетов акций приватизированных предприятий среди большого числа акционеров – физических лиц. Другой отличительной чертой российских акционерных обществ является наличие специфических «тесных» отношений между управленцами компаний и владельцами крупных пакетов акций. В результате формирования такой структуры акционерного капитала утвердилась ориентация крупных акционеров не на повышение доходов по акциям компании, не на рост ее капитализации, а на сохранение существующих взаимоотношений с предприятием.

Все это определило возникновение  ряда существенных проблем на пути развития корпоративного управления в  России, среди которых можно выделить следующие:

  • российские акционерные общества практически не восприняли современные тенденции развития корпоративного управления, основанные на построении качественно новых взаимоотношений субъектов корпоративного управления;
  • акционерные общества не смогли воспринять так называемую «социальную функцию» как необходимый элемент существования корпораций;
  • акционерный капитал не стал основополагающим источником роста общероссийского организованного фондового рынка. 
  • современный уровень российского законодательства в сфере корпоративного управления не отвечает общепризнанным международным стандартам. В нем нет эффективно действующих норм, регулирующих ответственность управляющих акционерным обществом за свои действия в ущерб акционерному обществу, а так же норм закрепляющих ответственность за злоупотребление акционерами своими правами. 

Все эти обстоятельства в совокупности препятствуют осуществлению масштабных инвестиций в российские корпоративные  ценные бумаги, снижают эффективность  функционирования акционерных компаний, а также приводят к возникновению корпоративных конфликтов между субъектами корпоративных отношений. 

Очевидно, что коренное улучшение  корпоративного управления должно базироваться на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта. Основополагающими здесь могут быть Принципы корпоративного управления ОЭСР, подписанные на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г., которые могут использовать правительства разных стран для оценки и совершенствования своего законодательства в данной сфере. Вместе с тем эти Принципы могут использоваться и представителями частного сектора для развития уровня корпоративного управления в своих компаниях. Естественно, единой модели построения корпоративного управления не существует, однако обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение интересов акционеров. 

В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:

  • структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;
  • режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;
  • корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;
  • корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;
  • структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления  самой компании и акционерам.

 

Корпоративная форма  бизнеса – явление сравнительно новое, которое возникло как ответ  на определенные требования времени.

Прежде всего, рассмотрим определение корпорации. Наиболее полное определение можно найти в "Большом  коммерческом словаре"1: "Корпорация – широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".

Для правильного понимания  корпоративного управления необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.

Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов1. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.

Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму4.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется  следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса:

    • самостоятельность корпорации как юридического лица;
    • ограниченная ответственность каждого акционера;
    • возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам;
    • централизованное управление корпорацией.

 

Вместе с тем, акционерная  форма в том виде, как она  сложилась у нас в стране в результате приватизации государственной собственности и реформ, оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности, обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее участников.

В узком понимании корпоративное управление – это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров. В широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью компании.

Основной целью эффективного корпоративного управления является повышение  доверия потенциальных инвесторов к механизмам привлечения инвестиций в компании и на этой основе повышение капитализации российской экономики в целом, а на уровне ее первичных звеньев – повышение уровня капитализации отечественных компаний. Основным условием достижения вышеуказанной цели, повышении эффективности и дальнейшего развития корпоративного управления в КР является полный учет, анализ и обеспечение оптимального сочетания и удовлетворения интересов субъектов экономических отношений.

Настающая взаимозависимость  отраслей коммерции и бизнеса, экономик регионов и стран способствует формированию сверхгигантских бизнес-систем в виде транснациональных корпораций (ТНК) и требует разработки теории корпоративного стратегического управления.

Существуют два взгляда на роль корпораций в современной экономической деятельности. По первой модели корпорации составляют экономическую основу государства, задают главные тенденции и направление социально-экономического развития. Они формируют мировое экономическое пространство современности.

Сторонники другого подхода негативно оценивают роль крупных корпораций, полагая, что их недостатки превосходят достоинства и гигантские оргсистемы экономики и бизнеса, наносят непоправимый урон системе хозяйствования.

 

Что представляет собой корпорация как экономическая  оргсистема?

Первоосновой хозяйствования и производства служили индивидуальные предприятия собственника.

Экономически такая  оргсистема есть изолированная и  автономная категория с определенным организационным и юридическим статусом. В классической теории предприятие отождествлялось с системой, преобразующей ресурсы но технологическому циклу в продукцию и услуги. Основой модели классического предприятия являлась целевая функция, количественно связывающая результаты с затратными ресурсами. Главным критерием целевой функции оргсистемы являлась прибыль, а ее максимум отвечал оптимальному функционированию.

Неоклассическая теория базировалась на понятиях совершенной  конкуренции и свободного рынка  с множеством независимо действующих субъектов при наличии объективной и полной информации о спросе, предложении и свободе действий па рынке.

Экономика развивалась  через рыночный механизм как универсальный фактор производства и распределения благ.

В неоклассической теории с ее идеологией совершенной конкуренции производстве) отождествлялось с авторегулирусмой системой, в которой предприятие являлось элементом.

Во времена раннего  капитализма умозрительная концепция  совершенной конкуренции трансформировалась в модель кооперации и интеграции. Новый подход хороню описывал естественное стремление субъектов коммерции к воспроизводству и отражал процессы расширения корпоративной деятельности как объективной экономической тенденции.

Интеграционные процессы в экономической науке рассматриваются с позиций, задаваемых рыночными отношениями, — основными факторами развития.

В современной концепции экономической деятельности рынок являет собой систему общественных отношений, гармонизирующих и уравновешивающих совокупные спрос и предложение. Механизм рыночной экономики сводится к сделке между продавцом и покупателем, которые как субъекты хозяйствования, по правилам спроса и предложения, обмениваются ценностями.

Любая сделка-соглашение совершается в определенной деловой  среде,, в конкретных институциональных  рамках в виде норм и правил рыночного взаимодействия.

Рынок современности  как форма коммерции и бизнеса утверждается через организацию соответствующих процессов обмена взаимосвязанных хозяйственных институтов.

Главными институтами  служат рынки, предприятия и другие организации с заданной системой контрактных взаимоотношений. Инструментарий включает некоторые организационные формы, а также 'нормы и правила договорного взаимодействия субъектов хозяйствования, которые служат основой для принятия экономических решений.

Как возникли и развивались институты рыночной экономики?

Различают внешние и внутренние институты рыночного хозяйства.

Это совокупность фундаментальных  схем осуществления рыночного взаимодействия. Они определяют и защищают права собственности, гарантируют ответственность, свободу и обязательность исполнения контрактов, формируют рынки. Такие институты задаются правовым и демократическим строем государства.

Внешние институты формируют  границы внутренних рыночных институтов, которые адаптируют системы хозяйствования к первым. Через эти институты  осуществляются непосредственные сделки между субъектами экономики и бизнеса. Они снижают неопределенности и риски коммерческих операций. Внутренние институты иерархические, их формирование происходило по принципу снизу вверх и достаточно долго. Они прошли проверку па эффективность и соответствие интересам бизнеса, контролируются и регулируются государством и рынком. Первый регулятор — правовой, а второй выполняет функции экономического контроля.

Для двух видов институтов характерны:

  • принадлежность к системе разделения труда;
  • неукоснительность исполнения контрактных взаимоотношений.

Договорная форма связей экономических субъектов через  право собственности и распоряжения минимизирует издержки, экономит ресурсы, снижает информационную неопределенность участников рынка и повышает эффективность экономики.

Любая организация является экономически интегрирующей подсистемой — целостным объектом, объединяющим множество социально-экономических процессов и связей и достигающим прибыльности через многие факторы деятельности.

Приведенной совокупности свойств максимально отвечает корпоративная форма хозяйствования. В основу корпоративной деятельности положен принцип создания временных и договорных организационных структур. Их объединяют интересы, капиталы и взаимодействие владельцев и работников и совместной хозяйственной деятельности.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление"