Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:10, курс лекций
Работа курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление".
Корпорация как социальная организация и правовая форма бизнеса включает замкнутые группы людей с максимальной централизацией и авторитарностью руководства.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует унифицированная модель корпоративного управления. Это связано с непрерывным нарастанием сложности стратегического управления коммерческими организациями, стремительным ростом неопределенности экономических процессов, влиянием НТП и турбулентного окружения.
Приведем наиболее часто встречающееся определение корпорации.
По И. Храбровой, «корпорация — это организация, которая ставит перед собой определенные цели, действует на благо людей, обладает определенными правами, является юридическим лицом, действует постоянно и песет ограниченную ответственность» или, «корпорация — это коллективное сообщество, признанное юридическим лицом, образованное на объединенных капиталах и осуществляющее некоторую социальную функцию».
Ее также понимают «как ассоциацию, союз лиц, связанных групповыми интересами, который организационно и имущественно действует как единое целое от собственного имени».
Корпорация — это современное системное образование, объединяющее люден и капиталы. Круг участников, предоставивших капиталы для коммерческой деятельности, но интересам, и объемы капиталовложении строго определены в любой момент времени. В число участников корпорации входят держатели капитала и интересов, владельцы контрольных пакетов акций, крупные акционеры — юридические лица, частные владельцы и мелкие акционеры.
По Брю, «корпорацией является юридический субъект, получивший грамоту (чартер, разрешение) властей штата или федерального правительства и обособленный от индивидуумов, чьей собственностью он является».
Корпорация как правовая форма бизнеса отделена от конкретных владельцев. Признанный властями, этот вид «юридического липа» обладает правом покупать ресурсы, владеть активами, производить и реализовывать продукцию, занимать и предоставлять в кредит капиталы и быть истцом и ответчиком в суде. '
Корпорация подобно
Согласно И. Ансоффу, «корпорация — это широко распространенная и странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и функции управления у верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих но найму».
В начале этана создания корпораций их воспринимали как крупные акционерные общества или объединения вкладчиков капитала.
Со времен Первой Промышленной революции до 50-х годов XX века создание и развитие корпоративных систем в развитых странах происходило путем горизонтальной и вертикальной концентрации капитала. Результатом таких схем объединений финансового капитала явилась организация огромного числа корпораций социально-хозяйственного и производственного назначения.
Современная корпорация — это материнская компания с сетью дочерних компании и филиалов с различным юридическим статусом и уровнем самостоятельности.
Корпорации являют собой объединения,
АО и организации в
Отличительными признаками корпораций являются их крупные размеры, межотраслевой и транснациональный характер деятельности.
Корпорации развитых стран организуют массовое производство на основе высоких технологий, новейшего оборудования и научной организации труда. Это позволяет гигантам индустрии выпускать широкую номенклатуру изделий высокого качества, продавать их по низким цепам, успешно конкурировать и господствовать на рынках как собственных, так и других стран.
Известны две глобальные формы роста масштабов производства и накопления капитала:
Оба направления успешно используются в современном корпоративном строительстве и формируют его правовую и организационную основу.
Первая-форма интеграции предусматривает концентрацию акционерного капитала, привлечение инвестиций для расширения производства и интеграции фирм, а также внутрикорпоративных подразделений и бизнес-систем.
Политика слияний и поглощений позволяет расширять сферу деятельности, развивать интеграцию, мобилизовать синергетику конкурентных преимуществ и добиваться значительного преимущества.
В коммерции и бизнесе нового времени эти два направления тестю связаны н сосуществуют как две формы развития и совершенствования корпораций.
Их различает то, что концентрация через накопления отвечает росту корпорации с одновременным увеличением общественного производства и капитала, а слияния ведут в основном к перераспределению объемов производства между субъектами деятельности.
В процессе управления ростом корпораций решаются финансовые проблемы по привлечению капиталов, оптимизируются организационные структуры и технологические цепочки.
Капитал привлекается через эмиссию акций и ценных бумаг, капитализацию прибыли, привлечение банковских кредитов и другие действия.
Корпорации успешно решают две основные проблемы рыночной экономики:
В США корпорации образуют «становой хребет» национальной экономики. В Америке понятие корпорация близко понятию компания в Европе.
По статистике 80-х годов прошлого столетия до 20% всех фирм США являлись корпорациями; их общее число составляло 3 млн. Крупнейшие из них достигли огромных размеров, выполняют широкий спектр промышленных и коммерческих операций при громадных объема продаж продукции и услуг.
Около 100 крупнейших корпораций Америки производят 60% ВНП, на их долю приходится 45% занятых и 60% инвестиций. Каждая из 100 корпораций действует в 25, 35 — в 31 и 10 — в 50.отраслях промышленности.
Совокупный годовой объем продаж шести гигантов индустрии Японии составляет 15% ВНП. В денежном выражении это составляет 500 млрд. долл. Они контролируют до 75% активов страны. На торговые фирмы корпораций приходится более половины экспортно-импортных операций. Коммерческие и трастовые банки контролируют до 40% национального банковского капитала, а страховые компании — 55% страхового капитала.
Корпорации являются эффективной, динамичной и рациональной организацией хозяйствования.
Право и законодательство Америки выделяют следующие критерии отнесения организаций к корпорациям:
В США существуют корпорации: публичные, предпринимательские, полупубличные и непредпринимательские.
Публичные корпорации включают государственные и муниципальные органы в округах, городах и мелких поселениях. Эта часть госаппарата имеет соответствующие властные полномочия, ответственность и выполняет функции управления и руководства на определенной административной территории.
Полупубличные корпорации организуются и действуют в целях удовлетворения определенных потребностей населения. Это железнодорожные, топливно-энергетические, газовые и другие компании федерального уровня. Они финансово существуют на средства налогоплательщика. К таким корпорациям относят производственные системы, акции которых принадлежат государству. Это корпорации в сфере обороны, космического и авиационного комплексов.
По английскому
Предпринимательские
и непредпринимательские
Коммерческие корпорации создаются для получения прибыли. В западных странах предпринимательскими корпорациями называют организации, замятые деятельностью в различных сферах экономики, финансов и бизнеса, которые основаны на акционерном капитале. Такая корпорация является единым целым в виде акционерного общества, выступающего как участник гражданского оборота.
Предпринимательские корпорации в экономике и бизнесе развитых стран преобладают среди других видов корпораций. Они функционируют в промышленности, на транспорте, в торговле и коммунальном обслуживании.
В качестве основных преимуществ корпоративной формы деятельности можно выделить:
Корпоративная доктрина предполагает, что ограниченная ответственность позволяет формировать крупные корпорации через рассредоточение рисков между акционерами, заемщиками, кредиторами и управляющими.
В России понятие «корпорация» юридически не оформлено. Под корпорациями понимают все коммерческие организации па принципе членства, хозяйствующие товарищества и общества, только акционерные общества. Последний тип корпоративных организаций в наибольшей степени отвечает понятию корпорации в мировой хозяйственной практике.
Попытки создания крупных
производственных структур корпоративного плана предпринимались и в плановой
советской экономике. Можно упомянуть
о преобразовании отраслевых министерств
в совнархозы как способ системного- территориального
управления взаимосвязанными производствами.
Известен советский эксперимент по созданию
производственных, торгово-производственных
объединений, агропромышленных комплексов,
территориально-
Интеграция предприятий в советское время объективно создавала условия для совместной хозяйственной деятельности, но блокировалась господством государственной собственности и предельной централизацией управления, которые исключали реальное объединение финансового и промышленного капитала, их взаимозависимость и становление конкуренции и рыночного регулирования.
Вместе с общемировыми тенденциями развития корпоративных начал деятельности в России прослеживаются и специфические факторы необходимости внедрения корпоративных отношений. К ним относятся актуальность кооперации и интеграции в условиях обвального падения спроса и масштабов хозяйственной деятельности, ограниченность объема инвестиций и оборотных средств, сокращение госзаказа и устранение госструктур от области планирования.
В российской действительности термином «корпорация» называют хозяйствующую организацию, созданную несколькими юридическими и физическими лицами. Каждая из них имеет статус самостоятельного экономического субъекта, связанного с остальными субъектами имущественными отношениями, совместным бизнесом, общими целями и оргструктурой.
Большие возможности
корпоративной формы
Применительно к экономике современной России крайне важно создание корпоративных интегрированных структур хозяйствования в муниципальном и частном секторе.
Главной особенностью национальной промышленности остается, при свершившейся смене форм собственности, преобладание доли крупных и гигантских концернов и конгломератов по сравнению с сектором малого и среднего бизнеса, преобладающего в торговле и обслуживании.
Анализ макроэкономических процессов в переходный период в России выявляет ряд характерных проблем нарождающегося корпоративного управления хозяйствующими субъектами:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление"