Курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:10, курс лекций

Краткое описание

Работа курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление".

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине (1).doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Корпорация как социальная организация  и правовая форма бизнеса включает замкнутые группы людей с максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует унифицированная модель корпоративного управления. Это связано с непрерывным нарастанием сложности стратегического управления коммерческими организациями, стремительным ростом неопределенности экономических процессов, влиянием НТП и турбулентного окружения.

Приведем наиболее часто встречающееся  определение корпорации.

По И. Храбровой, «корпорация — это организация, которая ставит перед собой определенные цели, действует на благо людей, обладает определенными правами, является юридическим лицом, действует постоянно и песет ограниченную ответственность» или, «корпорация — это коллективное сообщество, признанное юридическим лицом, образованное на объединенных капиталах и осуществляющее некоторую социальную функцию».

Ее также понимают «как ассоциацию, союз лиц, связанных групповыми интересами, который организационно и имущественно действует как единое целое от собственного имени».

Корпорация — это современное системное образование, объединяющее люден и капиталы. Круг участников, предоставивших капиталы для коммерческой деятельности, но интересам, и объемы капиталовложении строго определены в любой момент времени. В число участников корпорации входят держатели капитала и интересов, владельцы контрольных пакетов акций, крупные акционеры — юридические лица, частные владельцы и мелкие акционеры.

По Брю, «корпорацией является юридический субъект, получивший грамоту (чартер, разрешение) властей штата или федерального правительства и обособленный от индивидуумов, чьей собственностью он является».

Корпорация как правовая форма бизнеса отделена от конкретных владельцев. Признанный властями, этот вид «юридического липа» обладает правом покупать ресурсы, владеть активами, производить и реализовывать продукцию, занимать и предоставлять в кредит капиталы и быть истцом и ответчиком в суде.        '

Корпорация подобно единоличным  владельцам и партнерам осуществляет любую хозяйственную, производственную и иную коммерческую деятельность, но в отличие от названных субъектов бизнеса несет ограниченную ответственность за результаты своей работы.

Согласно И. Ансоффу, «корпорация — это широко распространенная и странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и функции управления у верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих но найму».

В начале этана создания корпораций их воспринимали как крупные акционерные общества или объединения вкладчиков капитала.

Со времен Первой Промышленной революции  до 50-х годов XX века создание и развитие корпоративных систем в развитых странах происходило путем горизонтальной и вертикальной концентрации капитала. Результатом таких схем объединений финансового капитала явилась организация огромного числа корпораций социально-хозяйственного и производственного назначения.

Современная корпорация — это материнская компания с сетью дочерних компании и филиалов с различным юридическим статусом и уровнем самостоятельности.

Корпорации являют собой объединения, АО и организации в промышленности, коммерции, научно-технических разработках, сбыте, маркетинге и в других областях. Целью объединения является формирование согласованной политики но специализации и интеграции производств, определению объемов выпуска продукции, разделу сегментов рынка, распределению и объемам инвестиций, кооперации в НИОКР и освоении наукоемких и высокотехнологичных изделий.

Отличительными признаками корпораций являются их крупные размеры, межотраслевой и транснациональный характер деятельности.

Корпорации развитых стран организуют массовое производство на основе высоких технологий, новейшего оборудования и научной организации труда. Это позволяет гигантам индустрии выпускать широкую номенклатуру изделий высокого качества, продавать их по низким цепам, успешно конкурировать и господствовать на рынках как собственных, так и других стран.

Известны две глобальные формы роста масштабов производства и накопления капитала:

  • концентрация через накопления и расширенное воспроизводство;
  • слияния и поглощения компаний.

Оба направления успешно  используются в современном корпоративном строительстве и формируют его правовую и организационную основу.

Первая-форма интеграции предусматривает концентрацию акционерного капитала, привлечение инвестиций для расширения производства и интеграции фирм, а также внутрикорпоративных подразделений и бизнес-систем.

Политика слияний и  поглощений позволяет расширять  сферу деятельности, развивать интеграцию, мобилизовать синергетику конкурентных преимуществ и добиваться значительного преимущества.

В коммерции и бизнесе  нового времени эти два направления  тестю связаны н сосуществуют как две формы развития и совершенствования корпораций.

Их различает то, что  концентрация через накопления отвечает росту корпорации с одновременным  увеличением общественного производства и капитала, а слияния ведут в основном к перераспределению объемов производства между субъектами деятельности.

В процессе управления ростом корпораций решаются финансовые проблемы по привлечению капиталов, оптимизируются организационные структуры и технологические цепочки.

Капитал привлекается через  эмиссию акций и ценных бумаг, капитализацию прибыли, привлечение банковских кредитов и другие действия.

Корпорации успешно  решают две основные проблемы рыночной экономики:

  • привлекают капитал для реализации крупных проектов. В развитых странах корпорация самостоятельно накапливает средства, привлекая сбережения населения. Участие в корпорации позволяет четко выделить долю собственности для продажи, и акционеры компании ограниченно отвечают по обязательствам корпорации;
  • диверсифицируют (перераспределяют) риск, связанный с любыми инвестициями. Всякий инвестор предпочитает разделить капитал па части и вложить их в максимальное число компаний. Это снижает риски. Компании, акции которых циркулируют на финансовых рынках, содействуют снижению неопределенности.

В США корпорации образуют «становой хребет» национальной экономики. В Америке понятие  корпорация близко понятию компания в Европе.

По статистике 80-х годов  прошлого столетия до 20% всех фирм США являлись корпорациями; их общее число составляло 3 млн. Крупнейшие из них достигли огромных размеров, выполняют широкий спектр промышленных и коммерческих операций при громадных объема продаж продукции и услуг.

Около 100 крупнейших корпораций Америки производят 60% ВНП, на их долю приходится 45% занятых и 60% инвестиций. Каждая из 100 корпораций действует в 25, 35 — в 31 и 10 — в 50.отраслях промышленности.

Совокупный годовой  объем продаж шести гигантов индустрии  Японии составляет 15% ВНП. В денежном выражении это составляет 500 млрд. долл. Они контролируют до 75% активов страны. На торговые фирмы корпораций приходится более половины экспортно-импортных операций. Коммерческие и трастовые банки контролируют до 40% национального банковского капитала, а страховые компании — 55% страхового капитала.

Корпорации являются эффективной, динамичной и рациональной организацией хозяйствования.

Право и законодательство Америки выделяют следующие критерии отнесения организаций к корпорациям:

  • статус юридического лица;
  • ограниченная ответственность;
  • бессрочное существование;
  • свободная передача акций;
  • централизованное управление.

В США существуют корпорации: публичные, предпринимательские, полупубличные и непредпринимательские.

Публичные корпорации включают государственные и муниципальные органы в округах, городах и мелких поселениях. Эта часть госаппарата имеет соответствующие властные полномочия, ответственность и выполняет функции управления и руководства на определенной административной территории.

Полупубличные корпорации организуются и действуют в целях удовлетворения определенных потребностей населения. Это железнодорожные, топливно-энергетические, газовые и другие компании федерального уровня. Они финансово существуют на средства налогоплательщика. К таким корпорациям относят производственные системы, акции которых принадлежат государству. Это корпорации в сфере обороны, космического и авиационного комплексов.

По английскому законодательству, полупубличные корпорации основываются на акционерном капитале. Они продают свои акции любому физическому лицу.

Предпринимательские и непредпринимательские корпорации являются частными и не содержат в капитале доли государства. Непредпринимательские корпорации включают образовательные, религиозные, культурные организации, благотворительные фонды и другие неприбыльные оргсистемы. Эти образования в процессе деятельности не преследуют цель получения прибыли для решения своих основных задач.

Коммерческие  корпорации создаются для получения прибыли. В западных странах предпринимательскими корпорациями называют организации, замятые деятельностью в различных сферах экономики, финансов и бизнеса, которые основаны на акционерном капитале. Такая корпорация является единым целым в виде акционерного общества, выступающего как участник гражданского оборота.

Предпринимательские корпорации в экономике и бизнесе развитых стран преобладают среди других видов корпораций. Они функционируют в промышленности, на транспорте, в торговле и коммунальном обслуживании.

В качестве основных преимуществ корпоративной формы деятельности можно выделить:

  • привлечение денежных средств через эмиссию акций как механизм аккумулирования капитала многих инвесторов, которые рассчитывают па прибыль и в различной степени участвуют в управлении;
  • законченность организационного оформления, регламентированность ответственности и полномочий, профессионализм управления па основе систематического распределения функций контроля между подсистемами управления;
  • неограниченность области деятельности;
  • простой порядок входа и исключения из состава акционеров, возможность ротации заинтересованных лиц и гибкость системы при динамичном поведении инвесторов;
  • снижение риска.

Корпоративная доктрина предполагает, что ограниченная ответственность позволяет формировать крупные корпорации через рассредоточение рисков между акционерами, заемщиками, кредиторами и управляющими.

В России понятие «корпорация» юридически не оформлено. Под корпорациями понимают все коммерческие организации  па принципе членства, хозяйствующие товарищества и общества, только акционерные общества. Последний тип корпоративных организаций в наибольшей степени отвечает понятию корпорации в мировой хозяйственной практике.

Попытки создания крупных  производственных структур корпоративного плана предпринимались и в плановой советской экономике. Можно упомянуть о преобразовании отраслевых министерств в совнархозы как способ системного- территориального управления взаимосвязанными производствами. Известен советский эксперимент по созданию производственных, торгово-производственных объединений, агропромышленных комплексов, территориально-производственных и государственно-производственных объединений.

Интеграция предприятий  в советское время объективно создавала условия для совместной хозяйственной деятельности, но блокировалась господством государственной собственности и предельной централизацией управления, которые исключали реальное объединение финансового и промышленного капитала, их взаимозависимость и становление конкуренции и рыночного регулирования.

Вместе с общемировыми тенденциями развития корпоративных  начал деятельности в России прослеживаются и специфические факторы необходимости внедрения корпоративных отношений. К ним относятся актуальность кооперации и интеграции в условиях обвального падения спроса и масштабов хозяйственной деятельности, ограниченность объема инвестиций и оборотных средств, сокращение госзаказа и устранение госструктур от области планирования.

В российской действительности термином «корпорация» называют хозяйствующую организацию, созданную несколькими юридическими и физическими лицами. Каждая из них имеет статус самостоятельного экономического субъекта, связанного с остальными субъектами имущественными отношениями, совместным бизнесом, общими целями и оргструктурой.

Большие возможности  корпоративной формы хозяйствования позволяют формировать межфирменные отношения с использованием различных моделей интеграции.

Применительно к экономике  современной России крайне важно  создание корпоративных интегрированных структур хозяйствования в муниципальном и частном секторе.

Главной особенностью национальной промышленности остается, при свершившейся смене форм собственности, преобладание доли крупных и гигантских концернов  и конгломератов по сравнению  с сектором малого и среднего бизнеса, преобладающего в торговле и обслуживании.

Анализ макроэкономических процессов в переходный период в  России выявляет ряд характерных  проблем нарождающегося корпоративного управления хозяйствующими субъектами:

  • политическая нестабильность, субъективизм и сложности разработки последовательной концепции стратегического управления корпоративными организациями;
  • пробелы экономического законодательства и во многом несовершенная правовая база налогообложения субъектов хозяйствования, начиная с естественных монополий и кончая малым бизнесом;
  • высокая нестабильность макро- и микроэкономических процессов, незавершенность схем передела собственности и рынков, низкоэкономическая распродажа гигантов советской индустрии, падение числа отраслевых организаций и сохраняющаяся острота проблем финансирования, диверсификации и глобализации национальной финансово-экономической деятельности.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Корпоративное управление"