Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:26, курс лекций
Рекрутинг руководящих сотрудников.
Технология работы с тонким инструментом.
Executive Recruiting : Рекрутинг
руководящих сотрудников.
Платные услуги, оказываемые независимым
консультантом или группой консультантов,
объединенных в фирму. Фирмы, занимающиеся
рекрутингом руководящих сотрудников,
помогают менеджерам клиентских организаций
находить и оценивать руководителей, подходящих
для работы в соответствующей должности
в коммерческих, производственных, государственных
и некоммерческих организациях. Услуги
этих компаний или отдельных консультантов
оплачиваются нанимающими их для работы
организациями. Рекрутинг руководящих
сотрудников представляет собой очень
специализированную область управленческого
консультирования, которая берет свое
начало от обычной услуги, предоставлявшейся
фирмами по общему управленческому консультированию.
После окончания второй мировой войны
рекрутинг получил мощное развитие как
в Соединенных Штатах, так и в других странах.
Существуют сотни консультантов (большинство
из которых называют себя фирмами), которые
выполняют рекрутинг руководящих сотрудников
как отдельную услугу, так и в сочетании
с другими формами консультационной работы.
Фирмы, занимающиеся рекрутингом руководителей,
известные также под названием «консультанты
Executive Search», в большинстве случаев выставляют
счета своим клиентам помесячно, по мере
продвижения поиска, и вычитают эти оплаты
из общей окончательной стоимости услуг,
часто доходящей до 35% от полной суммы
годовой компенсации нанятого работника.
Некоторые консультанты используют другие
схемы расчетов с клиентом, такие как сумма,
пропорциональная количеству затраченных
на поиск дней, или фиксированная сумма
плюс расходы консультанта. Истинная роль
консультанта, занимающегося рекрутингом
руководителей, весьма далека от того
облика, в котором его часто представляют,
называя «прославленным пиратом», «охотником
за головами» или навешивая еще какой-либо
ироничный «ярлычок». Следует иметь в
виду, что консультанты готовы получить
резюме от руководителя(ей) высшего уровня,
заинтересованных в смене работы, но поиском
работы они не занимаются.
Executive Search: Поиск руководителей
высшего звена.
Синоним EXECUTIVE RECRUITING , хотя некоторые специалисты
твердо уверены, что слово «поиск» гораздо
лучше описывает процесс и определяет
его главную направленность.
По данным исследования
проведенного Ассоциацией менеджеров
и компанией Accenture летом 2003 года среди
300 наиболее успешных российских компаний,
большинство руководителей
Когда нужен executive search?
Большинство компаний в ходе своего роста, рано или поздно сталкивается с необходимостью привлечения к управлению бизнесом новых успешных менеджеров. Такое вливание «свежей крови» способно не только стабилизировать компанию, но и придать ей дополнительный импульс для роста и захвата новых рынков. Особенно остро вопрос о привлечении профессионального управляющего встает в момент расширения компании или на стадии слияний и поглощения ею других бизнесов. Ведь именно от квалификации менеджеров, управляющих бизнесом, и зависит в первую очередь успешность или не успешность проекта. Конечно собственнику и основателю компании не просто решиться на привлечение «варягов». Многие руководители приходят к такому решению непрямыми путями, например проведя в компании процедуру реструктуризации или организационного консультирования. Однако даже когда решение принято, заказчик сталкивается по меньшей мере с тремя глобальными проблемами. Вот они:
После осознания этой ситуации, руководство компании и приходит к решению о привлечении к сотрудничеству консультантов Executive Search. Главная задача, которую ставят перед собой консультанты Executive Search, как и в любом другом консалтинговом бизнесе, заключается в том, чтобы разобраться, в чем конкретно заключается проблема клиента и как решить ее с минимальными потерями. Одновременно, предложенное решение необходимо соотнести с планами развития бизнеса компании - клиента. Основная сложность во взаимоотношениях с клиентами, по словам консультантов, состоит в том, чтобы найти правильный баланс между тем, что действительно необходимо клиенту, и тем, что он хочет.
Что такое executive search?
Определение. Executive Search консалтинговая услуга, суть которой заключается в оценке сложившейся ситуации и предложении адекватного решения. Анализ рынка, поиск, оценка кандидата, являются лишь частью этого процесса.
Executive Search это
в первую очередь управляемый
поиск. То есть процесс
При этом надо отметить что Executive Search существенно отличается как от рекрутинга, так и от Head Hunting -а, хотя сочетает в себе методы и того и другого.
Ситуация на рынке.
В Москве сегодня действуют не менее трех десятков компаний как отечественных, так и зарубежных, которые заявляют, что, помимо прочего, они оказывают услуги Executive Search. Как правило, рядом с «Executive Search» стоит «прямой поиск» и даже «эксклюзивный рекрутинг». Однако, по мнению самих консультантов, в рамках одной компании крайне сложно заниматься разного рода подбором персонала. В первую очередь для этого необходимы консультанты совершенно разного уровня. Следовательно, та услуга, которую вам продадут в качестве Executive Search, возможно будут качественным поиском кандидата, но не будет содержать консалтинговой составляющей, без которой Executive Search, теряет свой главный отличительный признак.
По экспертным оценкам, реально услуги Executive Search оказывают не более 10 компаний, а квалифицированных консультантов Executive Search сегодня на российском рынке не более двадцати. Причем каждый из них специализируется на своей узкой области рынка. Практически все они сосредоточены в Москве, но география выполняемых ими проектов, охватывает страны Содружества и Восточную Европу.
Отсюда совет первый – если вам действительно нужен Executive Search, не ошибитесь при выборе компании. Главный критерий отсева – успешно завершенные проекты.
Первое и главное отличие консультантов Executive Search от рекрутеров в том, что они великолепно знают интересующий вас рынок, в его динамике и истории, и отслеживают его ежедневно. И если рекрутер всегда испытывает искушение преподнести вам в качестве кандидата человека из своей базы данных, или использовать метод прямого поиска, то опытный консультант Executive Search просто знает, кто сегодня на рынке лучший, кто подойдет вашей компании оптимально. Именно за это знание и берут гонорары. Итак, компания, предлагающая услуги Executive Search, должна иметь опыт работы в этой отрасли не менее трех лет, либо опытных консультантов. Кроме того, четкую специализацию на нескольких отраслевых рынках и соответствующий штат сотрудников (на одного консультанта приходится масса «обслуживающего» персонала – ресечеры, помощники, информационно-аналитический отдел) для обеспечения вашего проекта.
История executive search.
Само понятие «Executive Search» можно перевести как «поиск людей принимающих решения». В классическом понимании это поиск кандидатов среди успешно действующих менеджеров, тех, кто работу не ищет. Особенностью Executive Search, порождающей негативное отношение к этому бизнесу, является проникновение консультантов в запретную зону компаний – доноров, в зону обеспечивающую им конкурентное преимущества, - сферу существования уникальных специалистов, носителей бизнес - технологий данной компании. Естественно, что и заказчики консультант и руководитель компании – донора, четко понимают, что целью такого контакта является переманивание ключевого специалиста.
Родиной Executive Search является США, где он возник в середине 20 века, как способ борьбы за лидерство среди крупных корпораций. В Европе такие услуги появились под влиянием американских транснациональных корпораций, перенесших свой бизнес по другую сторону океана. Вместе с ним пришел и Executive Search.
Рубеж тысячелетий т.н. «постиндустриальная эпоха» характеризуется всеобщей глобализацией мировой экономики и необычайно высокой ролью информации и «человеческого фактора» в достижении успеха любых предприятий работающих на рынке. В первую очередь среди компании наиболее быстро развивающихся отраслей. И сейчас, без преувеличения можно сказать, что во всех странах вовлеченных в глобальную экономику используется этот метод конкурентной борьбы. И Россия здесь – не исключение.
На Западе консультантами Executive Search менеджеры становятся, лишь пройдя хорошую управленческую школу в крупных корпорациях. Такой консультант в состоянии понять проблемы своих клиентов изнутри, основываясь на совеем опыте управленческой деятельности. В России, к сожалению, консультанты Executive Search не обладают большим управленческим стажем. Однако, являясь владельцами собственных компаний, они решают те же проблему управления, что и их клиенты. Поэтому консультанты легко проводят параллели между бизнесом своих заказчиков и своим собственным.
Технология управляемого поиска.
Executive Search представляет из
себя комплексную услугу, которая
включает следующие компоненты:
Предварительные консультации.
Приглашенный консультант Executive Search проводит предварительные переговоры с владельцами компании – заказчика. Его задача на этом этапе помочь заказчику сформулировать требования к позиции, определить должность, и требования к кандидату. Консультант готовит рекомендации консультативного характера, включающие общие данные о рыночной ситуации в отрасли и в компаниях конкурентах. Описывает «идеального» кандидата с точки зрения заказчика и сопоставляет этот профиль со своими рекомендациями. Отдельно вносятся предложения по уровню и форме вознаграждения по обсуждаемой позиции. А самое главное - консультант оценивает, насколько заказ выполним, реалистичен и можно ли в принципе помочь клиенту найти нужного специалиста. Переговоры проходят в течение нескольких встреч, и после каждой консультант обобщает ее итоги и направляет клиенту. Если согласие достигнуто, консультант готовит предложения по стратегии поиска потенциального кандидата. Этот этап работы заканчивается заключением письменного соглашения о проведении работ и их стоимости, включающее описание должности и требований к кандидату, стратегии его поиска.
Исследование рынка.
На этом этапе работ, консультант Executive Search со своей командой проводит детальное исследование рынка. В зону интересов исследовательской группы включаются наиболее успешные компании отрасли, и компании – конкуренты заказчика. Оцениваются успехи в выполнении проектов тех или иных персоналий. Итогом этого этапа работ становиться отчет, в котором описывается ситуация на рынке, преимущества и слабые места компании заказчика, проводиться сравнения с конкурентами и лидерами отрасли. Такой отчет содержит большой массив маркетинговой информации по отрасли и часто используется потом различными службами компании. По словам консультантов, нередко после получения детального отчета, заказчик серьезно пересматривал свои требования к кандидату или совсем отменял заказ на поиск специалиста, например в том случае, когда компания явно не могла предложить конкурентоспособных условий. После принятия и обработки отчета агентство Executive Search как правило получает оплату порядка 30% предварительного контракта. При достижении общей удовлетворенности, консультанты переходят к поиску и отбору потенциальных кандидатов.
Предварительный отбор кандидатов.
После исследования рынка, консультанты составляют большой список (Long list) кандидатов, представляющий потенциальный интерес и удовлетворяющих требованиям заказа. Напротив каждой фамилии консультанты пишут свои замечания и аргументы. Список с пояснениями консультанта предоставляется заказчику. И тот отбирает максимально интересные кандидатуры.
Оценка кандидатов.
По персонам, отобранным заказчиком из «большого списка», консультанты со своей группой начинают вести прицельную работу. Для сбора максимальной информации о кандидатах и их успехах консультанты привлекают свои контакты в отрасли, базы данных, аналитические материалы (например, мониторинг СМИ), данные учебных заведений и научных организаций. Наиболее интересные из предложенных кандидатур формируют таким образом Short list - список кандидатов, по которым представлены самые подробные сведения, касающиеся опыта работы, квалификации, уровня оплаты, личностных характеристик, возможных способов мотивации к смене работы и т.д. с каждым проводится встреча и предварительное интервью. Каждый кандидат получает оценку в баллах. Окончанием этого этапа работ считают Short list, представленный заказчику, из которого тот выбирает тех кандидатов, которые ему явно интересны. Далее на каждого из них составляется развернутое резюме. Сопровождается это резюме подробнейшими комментариями консультанта.
Выбор кандидатов.
На этом этапе главная задача консультанта – помочь договориться заказчику с наиболее перспективным кандидатом. Задачей консультанта тут будет оказание помощи в установлении эффективного диалога между ними, снятие стрессов и разрешение спорных вопросов. На этом же этапе идет сбор и подготовка рекомендаций на финальных кандидатов. Итогом работы по этому этапу является сравнительный анализ кандидатов и обсуждение с заказчиком финальной кандидатуры.
Подготовка и заключение контракта с кандидатом.
После достижения принципиального согласия между кандидатом и заказчиком, (что кстати говоря дело трудно достижимое), следующая задача консультанта это консультирование заказчика по подготовке контракта и презентация его финальному кандидату. Этот этап должен завершиться заключением контракта между кандидатом и заказчиком. Однако, этот приятный момент вовсе не означает окончания работы консультанта Executive Search.
Адаптация и интеграция нового сотрудника.
Завершающим этапом работ в цикле Executive Search становятся процедуры помогающие адаптироваться нанятому менеджеру в новой компании. От того насколько быстро и успешно он пройдет, во многом будет зависеть то, как быстро компания начнет возвращать потраченные на поиск и привлечение менеджера деньги. По осторожным оценкам, до 30% всех назначенных на новую должность людей терпят неудачу в течение первого года. Для предприятий, приобретших услугу Executive Search, такие смены руководства обходятся очень дорого. Да и для руководителя неудавшаяся попытка занять высокую должность может стать началом крушения карьеры. А следовательно консультант Executive Search, на протяжении всего адаптационного периода (а он занимает от 3 до 6 месяцев) продолжает встречаться со своим протеже, и заказчиком, обсуждая с каждым по очереди возникшие при работе трудности.