Лекции по «Основам теории управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:55, курс лекций

Краткое описание

В упрощенном понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_t_u.docx

— 166.13 Кб (Скачать файл)

Управление – процесс многогранный, неоднозначный. Анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений зависят от сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося управленческой работой, творческого подхода.

Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, что способствует повышению качества управляющих воздействий. Ведущее место среди них занимает функциональное разделение, поскольку оно определяет появление других видов. Вместе они могут служить базой для классификации работников, занимающихся управленческим трудом.

По роли в процессе управления управленческих работников подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических исполнителей).

Руководитель – это возглавляющий организацию работник, наделенный необходимыми полномочиями для принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. В современной российской экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» употребляется понятие «менеджер» («управляющий»).

Руководители организуют подготовку управленческих решений, принимают управленческие решения и контролируют их исполнение. Труд руководителя является самым сложным и ответственным в системе управления организацией.   

Специалисты – работники, выполняющие функции управления, например, экономисты, бухгалтеры, специалисты по управлению персоналом, по связям с общественностью, по маркетингу, юристы. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей в соответствии с их приказами и распоряжениями, технико-технологическими нормативами, организационными регламентами, квалификационными требованиями. В их деятельности преобладают логические операции, не исключающие творчества.

Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, например, секретари, операторы. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой рутинной работы и обеспечивая их необходимой информацией. В их деятельности используются стандартные процедуры и операции, поэтому она в большей степени поддается нормированию, чем другие категории.

В целом же все категории управленческих работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий.

В любой организации имеются два типа менеджеров – линейные и функциональные.

К линейным относятся менеджеры, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации (предприятия или ее подразделений (цехов, участков, бригад) – это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры.

Функциональные менеджеры ответственны за определенную под систему управления, например, за маркетинг, управление персоналом или финансами.

По месту в системе управления организацией менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой (первый).

Менеджеры высшего уровня – самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п.

Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).

Роль руководителей среднего уровня в современных условиях значительно возросла. Это связано с развитием внутреннего хозрасчета, с расширением прав структурных подразделений организации.

Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов.

Их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями (работниками), производственным персоналом.

В структуре затрат рабочего времени менеджеров низового уровня большое место занимает контроль и инструктирование подчиненных.

Менеджеры высшего уровня треть своего времени затрачивают на изучение деловой окружающей среды.

Функции менеджера. Содержанием деятельности менеджера является процесс реализации функций: планирования,  организация, координации,  мотивации, контроля.

В процессе планирования определяются цели и задачи организации и ее подразделений, устанавливается, что необходимо делать для достижения целей. Тем самым обеспечивается единая направленность усилий всех членов организации. Для этого следует взаимоувязать цели различных уровней организации, управляющих, подразделений, работников.

Кроме того, необходима взаимоувязанность целей разных сфер деятельности в организации. Это требует объединения усилий:

1) высшего уровня управления с его акцентом на грандиозной картине и больших прибылях и удовлетворении запросов держателей акций;

2) производственников и  их прицелом сделать больше, быстрее  и дешевле;

3) персонала, занимающегося  маркетингом, чей взгляд всегда обращен на квоты, премии и проценты;

4) финансистов с их  любовью к дивидендам, процентам  и, прежде всего, балансу;

5) мастеров, которые смотрят  вверх, чтобы удовлетворить руководство, и вниз, чтобы рабочие продолжали  работать;

6) рабочих, управляющих лишь  своими собственными усилиями, чтобы  удовлетворить мастеров, чтобы заработать  жалованье.

В процессе планирования происходит увязка целей организации с ее ресурсами. 

Функция организовывания заключается в распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации. Ее реализация предполагает проектирование структуры организации и ее подразделений, определение конкретных заданий и их подразделений и исполнителей, делегирование полномочий для выполнения заданий.

Реализуя функцию координации, менеджеры согласовывают, взаимоувязывают действия людей и подразделений.

Мотивирование представляет собой процесс воздействия на людей с целью побуждения их к определенным действиям путем пробуждения в них определенных мотивов. Основная задача менеджеров состоит в том, чтобы в процессе управления они должны найти такие формы и методы мотивирования, которые способствовали бы достижению целей, поставленных перед организацией, ее отдельными подразделениями и работниками. Поскольку ядром мотивов являются потребности человека, то для успешного мотивирования менеджеры должны знать потребности подчиненных и создать для них такие условия деятельности, которые гарантируют увязку роста эффективности организации с удовлетворением этих потребностей.

Контроль – это непрерывное сопоставление фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями.

Деятельность менеджера, связанную с управлением организацией характеризуют: межличностные, информационные и решенческие роли.

Каждая группа ролей представляется в конкретных формах.

В общей сложности различают десять ролевых форм деятельности менеджера. Качества, присущие таким руководителям, подразделяются на три группы: профессиональные, личные и деловые.

К личным качествам относятся:

высокие моральные стандарты;

психическое и физическое здоровье;

высокий уровень внутренней культуры;

отзывчивость, благожелательное отношение к людям;

оптимизм, уверенность в себе.

К деловым качествам можно отнести:

умение создать организацию и обеспечить ее эффективную деятельность;

стремление к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой;

контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения и повести их за собой и др.

К профессиональным можно отнести:

компетентность в соответствующей профессии, основанную на опыте и образовании;

широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях;

стремление к приобретению новых знаний, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

поиск новых форм и методов работы и обучение подчиненных и др.

Тема Руководство и лидерство: власть и партнерство

Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

  • власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. он существует не только тогда, когда применяется;

  • между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяетс существует взаимозависимость;

  • тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свобод действий.

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.

Власть - это функция зависимости, а точнее - взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того и у другого. Обладание властью - это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник - информация, а потом и седьмой источник -  связи.  При  этом  все источники  власти  были  разделены  на две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй - организационную основу, которую называют также структурно-ситуационной. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти - то, через что данная основа используется. В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

В чем же различие между лидерством и властью? Важное различие относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

Особое место в структуре неформальных отношений занимает лидерство как внутригрупповой феномен. Оно связано с функцией неформального руководства или воздействия, исходящего от человека, который на основе личного влияния побуждает определенную часть группы действовать пли вести себя в соответствии с его намерениями. Человек, выполняющий или берущий на себя эту функцию, и есть лидер. Это понятие широко вошло в наш современный обиход.

Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.

Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно -постоянных и устойчивых качеств характера индивида, то есть считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов лидерского поведения, в действий лидера, а не наследованных им качеств. Второе измерение связано с уровнем или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже сдвиг в изучении произошел в сторону выявления образцов поведения лидера.

Лидерство — это процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу.

Лидерство можно рассматривать и как социально-психологическое явление.

Лидер может влиять на людей без каких-либо официальных полномочий. По своей сути, лидерство — это психологический феномен. Для эффективного управления подчиненными властных полномочий недостаточно.

Различие между лидерством и властью состоит в совместимости целей руководителя и подчиненных. Для существования власти совместимость таких целей не обязательна.

Но для реализации лидерства требуются определенные соответствия между целями лидера и целями тех, кто следует за ним. Руководитель должен обладать лидерским влиянием. Руководство и лидерство, несмотря на различия, имеют общие черты (по Р. Л. Кричевскому): руководитель и лидер выполняют роль координаторов (организаторов) членов социальной группы; и руководитель, и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами; и руководитель, и лидер используют субординацию: руководитель— четко регламентированную, лидер — не регламентированную (заранее не предусмотренную). Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Информация о работе Лекции по «Основам теории управления»