Лекция по "Стратегическому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:04, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по дисциплине "Стратегический менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

Стратегический менеджмент

 

 

 Введение в стратегический  менеджмент 

 

 

Все виды менеджмента  взаимосвязаны между собой.

Любой менеджер выполняет  административные функции, руководит  персоналом, участвует в выборе целей  своей деятельности и средств  ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.

Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.

Чрезвычайно быстрые  изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент, как концепция управления фирмой, позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство. С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на стратегическое управление.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который  объединяет различные разделы и  дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие.

 

 

Историография стратегического менеджмента

 

1. Истоки возникновения  стратегического менеджмента

 

Центральным в теории стратегического управления является понятие «стратегия».

Слово стратегия очень  древнее и происходит оно от греческого strategia – искусство или наука  быть полководцем. Значение полководцев  в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами. Они являлись стратегами.

Однако использование  понятия стратегии не является исключительной прерогативой древних греков. В Древнем  Китае в период между 480 и 221 годами до нашей эры уже была написана книга под названием "Искусство  стратегии". Споры по поводу того, кому приписывать авторство – одному человеку или же это так называемое народное творчество – продолжаются по сей день.

Таким образом, уже с  древних времен стратегии придавался смысл, который можно сегодня  было бы назвать нормой оптимального поведения фирмы или же отдельного человека. Сун Цу, например, писал: «Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт».

Данное понятие настолько  многогранно, что дать ему однозначное  определение довольно трудно.

1. Стратегия – это средство  достижения конечного результата. В тоже время она объединяет  все части организации в единое  целое и охватывает все основные аспекты организации.

2. Стратегия – это долгосрочный  комплексный план, обеспечивающий  осуществление миссии и достижение  хозяйственных целей организации.  Стратегия определяет цели и  основные пути их достижения  так, что организация получает  единое направление действий.

3. Стратегия – это результат  анализа сильных и слабых сторон  организации, а также определения  возможностей и препятствий ее  развития. Она определяет границы  возможных действий организации  и принимаемых управленческих  решений. 

Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

 

2. Этапы развития стратегического  менеджмента 

 

Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.

 

1. Бюджетирование. В эпоху формирования  гигантских корпораций до второй  мировой войны специальных служб  планирования в компаниях не  создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно составляли планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели.

Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система.

2. Долгосрочное планирование. В  1950-х – начале 1960-х годов характерными  условиями работы компаний являлись  высокие темпы роста товарных рынков и относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства.

Эти факторы создали условия  для развития долгосрочного планирования.

Основу метода составляют прогнозы работы фирмы на несколько лет  вперед. При этом долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, создающих препятствие росту фирмы.

Этот подход, более известный  у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой.

3. Стратегическое планирование. В  конце 1960-х годов по мере  нарастания кризисных явлений  и усиления международной конкуренции  прогнозы на основе экстраполяции стали расходиться с реальными цифрами. Для преодоления наметившихся недостатков стала развиваться концепция стратегического планирования. В ее основе лежит анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

4. Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

В отличие от стратегического  планирования стратегический менеджмент является действенно ориентированной  системой, которая включает в рассмотрение процесса реализации стратегии, а также  оценку и контроль.

Стратегическое управление означает, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным, то есть необходимо воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них.

В настоящее время  выделяются два направления развития стратегического менеджмента. Первое «регулярное стратегическое управление» – состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.

Второе направление  развития стратегического управления называют «стратегическим управлением  в реальном масштабе времени» и связывают  с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении настолько непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции, и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. Организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления.

 

 

 Теоретические  основы стратегического менеджмента

 

Сущность стратегического  менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

    • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
    • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
    • Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического  менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся ресурсы, система управления, организационная структура и персонал.

Среди объектов стратегического  менеджмента выделяют три группы:

  1. Организация, как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений.
  2. Структурное подразделение – это направление деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов.
  3. Функциональная зона организации – это сфера деятельности, представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций.

 

Предметом стратегического  планирования и управления являются:

1. Проблемы, прямо связанные  с генеральными целями организации.

2. Проблемы и решения,  связанные с каким-либо элементом  организации.

3. Проблемы, связанные  с неконтролируемыми внешними  факторами. 

 

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

    1. Анализ внешней и внутренней среды фирмы;
    2. Определение миссии фирмы и ее целей;
    3. Разделение общей цели на подцели;
    4. Определение средств достижение этих целей;
    5. Выбор стратегии;
    6. Реализацию стратегии, направленной на достижение целей;
    7. Оценка и контроль выполнения стратегии.

 

Основные этапы  стратегического управления

 

В настоящее учеными  выделяется пять основных этапов стратегического  управления:

1. Определение сферы  деятельности и разработка миссии  организации.

2. Разработка долговременных  и краткосрочных целей деятельности  организации.

3. Разработка стратегии достижения целей деятельности.

4. Реализация стратегии  организации.

5. Оценка эффективности  стратегии по результатам деятельности  организации и введение корректирующих  воздействий.

Поскольку условия современного бизнеса крайне динамичны, данный процесс является  непрерывным и представляет собой постоянно возобновляющийся цикл с интенсивными обратными связями. Кроме того границы между фазами цикла достаточно условны. Так, постановка конкретных стратегических задач, безусловно, выигрывает от наличия концептуального видения перспектив бизнеса. С другой стороны, целеполагание и выбор стратегии в свою очередь стимулируют дальнейшее развитие концептуальных представлений (о месте фирмы в бизнесе, основных направлениях ее деятельности, принципиальных установках, стандартах поведения и пр.). Практический же опыт реализации стратегического плана может радикально изменить все составляющие последнего (и общую концепцию, и намеченные цели, и выбранные стратегии).

Рассмотрим каждый этап стратегического управления подробнее.

 

Первый этап. Определение сферы деятельности организации предполагает:

  • определение удовлетворяемой потребности;
  • идентификацию потребителей;
  • определение способа удовлетворения потребностей конкретных потребителей.

То есть необходимо ответить на вопрос: "Что, для Кого и Как мы производим?"

Например, компания Polaroid так определила свой бизнес: «Разработка и продвижение быстрой фотографии для удовлетворения потребностей состоятельных семей в любви, дружбе, добрых воспоминаниях и юморе». Компания McDonald`s сделала это следующим образом: «Обеспечение горячей вкусной пищей в чистом ресторане за приемлемую плату».

Миссия организации  – это выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение (роль) организации в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли), отражающее предназначение бизнеса, его философию. Данный термин дословно означает «ответственное задание, роль».

Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие, при этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре. Следовательно, определение миссии предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?»

Информация о работе Лекция по "Стратегическому менеджменту"