Лекция по управлению персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:47, лекция

Краткое описание

Цель дисциплины - изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции упр.персоналомsII.docx

— 389.60 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Персонал организации как  объект управления. Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом организации»

Цель дисциплины - изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.

Задачи курса:

  • изучение научных основ управления персоналом;
  • обучение формам, методам и правилам работы с персоналом учреждений, организаций и фирм;
  • формирование   нового   мышления   в   отношении   принципов формирования  и  использования  персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
  • овладение   системным   подходом   к   управлению   персоналом, освоение понятий, категорий и законов, регулирующих отношения по поводу управления персоналом;
  • обучение моделированию трудовой карьеры;
  • овладение методами стратегического управления персоналом в зависимости от форм собственности на средства производства. 

Предметом курса управления персоналом является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.

Содержание курса – принципы и методы управления персоналом, теоретические и практические проблемы функционирования систем управления персонала (нового знания), пути реализации кадровой политики, выбор максимально эффективной технологии управления. Курс необходим для получения знаний об эффективном управлении персоналом с целью полного использования возможностей человека к труду.

  • Структура курса:
  1. Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом организации»
  1. Персонал организации как объект управления
    • Принципы, цели и методы управления персоналом
    • Управление человеческими ресурсами
  2. Маркетинг персонала
  3. Кадровая политика
    • Планирование работы с персоналом организации
  4. Управление формированием персонала
    • Прием (найм) персонала
    • Отбор (селекция) персонала
    • Увольнение (сокращение) персонала
  5. Стратегия управления персоналом
    • Оперативное управление персоналом
  6. Развитие персонала
    • Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
    • Планирование и управление трудовой карьерой работника
    • Внутрифирменный рынок труда
  7. Оценка использования персонала организации
  8. Оценка затрат и эффективности управления персоналом
  9. Организация оплаты труда персонала
  • Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации

Годы XX века

Концепция

Работник рассматривается как..

20-40-е гг.

Управление кадрами

Работник – носитель трудовой функции, «живой придаток машины»

50-70-е гг.

Управление персоналом

Работник – субъект трудовых отношений, личность

80-90-е гг.

Управление человеческими ресурсами

Работник – ключевой, стратегический ресурс организации


  • Человеческий фактор  и его роль в управлении производством

Человеческий  фактор - это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества. Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и помыслов.

Человеческий  фактор - это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. В структурном плане - это в первую очередь личность, рабочая группа, трудовой коллектив.

  • Человеческий капитал

Человеческий  капитал - оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Рабочая сила - способность к труду, совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, которая используется им всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Рабочая сила не существует без работника, поэтому состояние здоровья, его психофизиологические качества, развитие его интеллекта, уровень образованности, профессиональных знаний, совокупность социальных качеств (контактность, ответственность, дисциплинированность, отношение к труду, система ценностных ориентации и др.) - все это входит в содержание понятия «рабочая сила».

  • Принципы концепции управления человеческими ресурсами
  • Люди – решающий фактор эффективности и конкурентоспособности организации, основной источник добавленной стоимости.
  • Ориентация на стратегический подход на управление человеческими ресурсами.
  • Признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов.
  • Социальное партнерство и демократизация управления.
  • Обогащение труда и повышение качества трудовой жизни.
  • Непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов.
  • Профессионализация управления человеческими ресурсами.

Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками: квалификация, компетенция, способности, установки, главным из которых является наличие трудовых отношений с работодателем. Самый важный управленческий ресурс.

Трудовые  отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником труда за плату. Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором.

Трудовые отношения возникают  между работником и работодателем  на основании заключаемого ими трудового  договора. Кроме этого, трудовые отношения  могут возникать также на основе фактического допущения работника  к работе с ведома или по поручению работодателя, даже если не был оформлен трудовой договор.

Классификация персонала 

  • Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям:
  • По полу (мужчины и женщины).
  • По стажу может рассматриваться двояко — в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда, а стаж работы в организации характеризует закрепляемость кадров.
  • По квалификации
  • По характеру трудовых отношений (постоянные работники и временные работники)

Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части:

  • основной персонал - рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия;
  • вспомогательный персонал - рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

Результатом труда производственного  персонала является продукция в  вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и т.п.).

Служащие, или  управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта — реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.

Принципиальное отличие  руководителей от специалистов заключается  в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости  от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих  отдельные функции управления.

Специалистов предприятия  можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов  их труда:

  • функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и др.);
  • специалисты – инженеры (ИТР), результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы)
  • служащие - технические специалисты (машинистки, операторы, курьеры, лифтеры, кладовщики, официанты и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе.
  • Управление персоналом: основные черты

Управление  персоналом — целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.

Главная цель управления персоналом — вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).

В общем виде деятельность по управлению персоналом заключается  в следующем:

  •   в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;
  • планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;
  • проведении маркетинга персонала;
  • определении потребности организации в персонале;
  • учете и нормировании численности персонала.
  • Технология управления персоналом

Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ  от приема до увольнения персонала:

  • поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников;
  • адаптация, обучение и переподготовка персонала;
  • мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;
  • организация труда и соблюдение этики делового общения;
  • оценка деятельности персонала и структурных подразделений;
  • управление конфликтами и стрессами;
  • управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
  • управление коммуникационными процессами;
  • обеспечение безопасности персонала;
  • оценка экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
  • Цели и задачи управления персоналом организации

Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:

  • повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения  таких задач, как:

  • обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
  • достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
  • полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
  • обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
  • закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
  • обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
  • согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
  •   повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу. 
    Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
  • Принципы управления персоналом организации

Информация о работе Лекция по управлению персоналом