Лекция по управлению персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:47, лекция

Краткое описание

Цель дисциплины - изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции упр.персоналомsII.docx

— 389.60 Кб (Скачать файл)

Принципы управления персоналом — нормы, правила, требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации. Основными из них являются следующие:

  • принцип научности (объективности) управления персоналом — исходный принцип;
  • принцип системности — предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления;
  • принцип эффективности — достижение поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии;
  • принцип основного звена, т.е. нахождение и решение среди множества задач — важнейшей;
  • принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм);
  • сочетание единоначалия и коллегиальности;
  • контроль и ответственность за исполнение решений.
  • Функции  управления персоналом

В практическом плане можно  выделить следующие основные функции  управления персоналом:

  • четкое понимание и реализацию стратегических и тактических целей своей фирмы;
  • прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе для принятия учреждающих мер;
  • анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
  • мотивация персонала,
  • оценка и обучение кадров,
  • содействие адаптации работников к нововведениям,
  • создание социально комфортных условий в коллективе,
  • решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.

Функции управления персоналом очень тесно связаны между  собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе  каждой из функций, вызывают необходимость  корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. В теории управления персоналом обычно выделяют восемь основных функций:  планирование потребностей,  отбор и найм,  развитие и ориентация,  продвижение по службе, оценка и вознаграждение.

  • Методы управления персоналом

Функции управления персоналом реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.

Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые отличаются способами воздействия на людей.

Административные  методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях, известны в истории как «метод кнута». Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.

Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов, известны как «метод пряника». К экономическим методам относятся: плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, формы собственности, фазы общественного воспроизводства, факторы производства.

Социологические методы основаны на способах мотивации общественного воздействия на людей через «мнение коллектива». Выделяют следующие методы: социальное планирование, социологические методы исследования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт.

Психологические методы основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира и известны как «метод убеждения». В процессе конкретного решения управленческих проблем весьма полезно организовать эффективные коммуникации и использовать совокупность различных методов управления, которые позволяют учесть «чужие ошибки» и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач. К основным элементам психологических методов относят: психологическое планирование, отрасли психологии, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, психологические образы, способы психологического воздействия, поведение, чувства, эмоции и стрессы.

  • Система управления персоналом

Цель системы  управления персоналом - обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Субъект управления персоналом - группа специалистов, выполняющих функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к свои подчиненным.

Объект управления персоналом - отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Объектом управления в данном случае является организованная деятельность людей. Это совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, организационными и корпоративными требованиями. 

Все элементы системы управления персоналом условно можно разделить  на три блока:

  1. технология формирования персонала, к которым относятся  кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников;
  2. технологии  развития   персонала,  объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового резерва;
  3. технологии рационального использования персонала, включающие оценку, мотивацию, нормирование труда.
  • Функциональные подсистемы системы управления персоналом
  1. Подсистема условий труда:  а) соблюдение требований психофизиологии; б) соблюдение требований технической эстетики;  в) охрана труда и техники безопасности;  г) организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимального соотношения между количеством единиц оборудования и числом персонала.
  2. Подсистема трудовых отношений: а) анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; б) анализ и регулирование отношений руководства;  в) управление   производственными   конфликтами и стрессами; г) социально-психологическая диагностика; д) соблюдение этических норм взаимоотношений;  е) управление взаимодействием с профсоюзами.
  3. Подсистема оформления и учета кадров: а) оформление и учет приема, увольнений, перемещений; б)  информационное обеспечение системы кадрового управления;  в) профориентация; г)обеспечение занятости.
  4. Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала:  а) разработка стратегии управления персоналом; б) анализ кадрового потенциала;  в)анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы ; г) планирование кадров; д) взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами; е) оценка кандидатов на вакантную должность; ж)текущая периодическая оценка кадров.                    
  5. Подсистема развития кадров: а)техническое и экономическое обучение;  б)переподготовка и повышение квалификации;  в)работа с кадровым резервом;  г)профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников.
  6. Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда:  а)нормирование и тарификация трудового процесса; б)разработка систем оплаты труда; в) использование средств морального поощрения; г)разработка форм участия в прибыли и капитале; д)управление трудовой мотивацией.
  7. Подсистема юридических услуг:  а) решение трудовых вопросов сточки зрения юридических нормативов; б) согласование распорядительных документов  по управлению персоналом; в) решение правовых вопросов хозяйственной деятел<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 9p

Информация о работе Лекция по управлению персоналом