Лидерство в управлении персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Параметры эффективного руководства 5
1.1. Роль и функции руководителя 5
1.2. Характеристики и личные качества руководителя 7
1.3. Стратегия руководства коллективом 10
1.4. Стили руководства 14
Глава 2. Идеальное руководство – лидерство 18
2.1. Понятие и теория лидерства 18
2.2. Типология и формирование имиджа лидера 21
2.3. Оценка эффективности управления персоналом 24
Глава 3. Власть и авторитет руководителя организации 26
3.1. Структура власти руководителя 26
3.2. Ресурсы и виды власти 27
3.3. Авторитет руководителя – как элемент управления 30
Заключение 33
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент организаций.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

      Здоровье – важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.

      Занятие руководящих должностей напрямую зависит  от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией. Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности, хотя  положением  и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.

          Образование выступает одним из ведущих факторов занятия руководящих должностей и эффективного руководства.

            Ко второй группе – личные качества руководителя относятся:

      Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.

    Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.

   Уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.

    Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчиовсть.

   Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать  более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться.

   Предприимчивость, готовность к обоснованному риску. Рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия.

   Надежность  в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле.

    Общительность, умение работать с людьми.

   Способность максимально использовать возможности  сотрудничества путем их правильной расстановки и мотивации. Руководитель должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.

      Исходя  из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие  факторы успешной деятельности руководителя:

результативность  и желание много работать для  достижения намеченных целей;

      -желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;

      -готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;

      - готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;

      - искусство принимать быстрые решения;

      -способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;

      -способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;

      -готовность к общему руководству;

      -творческий подход к своей работе;

      -постоянное совершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;

      -умение правильно использовать свое время;

      -готовность к мотивированию себя и персонала;

      -готовность к политическому руководству;

      -международный кругозор.

      Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций и ряда других ситуационных факторов. 

    1.3. Стратегия руководства коллективом

      Руководители, занимающие наиболее высокие посты, должны стимулировать интерес к работе у своих подчиненных, поощрять тех из них, которые способствуют успехам и «наказывать» тех, кто препятствует им.

      Сегодня многие организации испытывают нехватку квалифициро-ванных руководителей высокого уровня. Вместе с тем, зачастую перспективные молодые менеджеры продвигаются в начале карьеры, но затем останавливаются в своем развитии.

      Такая ситуация складывается потому, что  на нижних ступенях управления, руководителя поощряют прежде всего за способность принимать самостоятельные решения, за независимость и остроту суждений, настойчивость и даже агрессивность при реализации решений. Если за короткий срок молодой менеджер добивается значительных результатов и получает повышение, то он закономерно полагает, что именно эти качества и поощряются руководством.

        Но на более высоких уровнях  руководства нужны совершенно  иные качества и навыки:

  • умение анализировать и готовность учитывать мнение подчиненных;
  • ориентация на перспективные цели, а не на краткосрочные задачи;
  • способность создать сплоченный коллектив и дать ему стимулы для напряженной работы, а не взваливать всю работу на себя.

      Возросший образовательный уровень работающих, не может гарантировать менеджеру, что его распоряжения будут беспрекословно выполняться. Гарантию может дать только авторитет, для формирования которого необходимо время. Ранний перевод молодых руководителей на посты, которые не соответствуют приобретенному авторитету, ставит их в очень тяжелое положение. Они не могут ненавязчиво влиять на подчиненных и вынуждены либо давить на них, либо выполнять большую часть работы самостоятельно.

      Поведение менеджеров,  должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, тактичностью, терпимостью, уважением к людям, ориентированностью на достижение поставленных целей.

      К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности. К числу наиболее важных характеристик деятельности менеджеров относят: получение реалистической оценки сильных и слабых сторон подчиненных; умение мыслить стратегически; умение вести переговоры с вышестоящими руководителями; обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности у подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей.

      Взаимоотношения между менеджерами и работниками, установление оптимальных взаимоотношений между управляющими и подчиненными - важнейшая социально-психологическая проблема, во многом определяющая результаты управленческой деятельности. Установлено, что разногласия, возникающие в процессе общения, приводят к снижению производительности труда минимум на 30 %. Предполагается, что мотивация персонала при оптимальных взаимоотношениях может быть улучшена примерно на такой же процент.

      Вместе  с тем, в настоящее время в  некоторых акционерных обществах  наметилась проблема ухудшения взаимоотношений между рабочими и руководителями. Из-за несвоевременности выплаты заработной платы, не решение социально-экономических проблем, возникающих в коллективах и др.

      В связи с этим руководители должны анализировать необходимые шаги по созданию реалистических ожиданий у  работников:  - кандидаты на вакантные должности должны иметь реалистическое представление о своей работе уже при найме; - необходимо делегировать работникам разного уровня права и ответственность за принятие решений в их повседневной деятельности; - необходимо укреплять профессиональную этику занятых.

      Отдельное место занимает проблема управления талантливыми сотрудниками. Управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Анализируются их положительные качества: отношение к работе, нацеленность на будущее, желание быстро добиться всего в жизни, огромная энергия, творческий подход к делу и т. д.

        Нестандартность таких людей  ставит проблему измерения их  вклада в общую производительность компании. Вклад этот анализируется по обычным направлениям, но особая роль талантливых сотрудников модернизирует критерии оценки их деятельности - труд (его качество), материальная отдача (стратегический потенциал идей и исследований), энергия (энтузиазм и достижения), капитал (творчество и образ действия).

      Зарубежные  исследователи уделяют также  существенное внимание проблемам взаимоотношения в системе «руководитель-заместитель». Исследователи считают, что распределение обязанностей между руководителем и заместителем должно определять перечень функций и проблем, по которым заместитель уполномочен сам принимать решения. Такая модель распределения обязанностей (модель «А»)  может быть применена в любом отделе, независимо от его величины, вида и целей. В небольших отделах роль заместителя может выполнять один из работников, а в крупных (около 20 человек) должен быть штатный заместитель. В особо крупных отделах следует предоставить максимальную самостоятельность руководителям подразделений, создавая одну должность штатного заместителя с соответствующими функциями.

      При распределении руководства отдельными подразделениями между разными заместителями (модель «Б») следует оговаривать компетенцию первого заместителя. Популярность модели «Б» обуславливается  следующими причинами: закрепление звания заместителя руководителя отдела за руководителем подразделения упрочит положение последнего как во внешних контактах, так и в отделе, а также увеличит престиж руководителя, имеющего несколько заместителей в глазах окружения. Руководитель отдела имеет в этом случае преимущество над руководителями каждого из подразделений, поскольку только он видит деятельность отдела в целом, а его заместители владеют ситуацией только во вверенных им участках. В то же время, заместитель в модели «А», как и руководитель, владеющий ситуацией деятельности отдела, может расцениваться как соперник. Модель «Б» по сравнению с моделью «А» более выгодна для заместителя, ибо руководитель отдела, имея более широкую сферу деятельности, склонен предоставлять своим заместителям большую самостоятельность в выполнении закрепленных за ними функций. Даже при существовании в модели «Б» первого заместителя его позиция как соперника руководителя значительно ослаблена наличием других заместителей. 

    1.4. Стили руководства

      Влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций. Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».

      В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.

      К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и  попустительский (нейтральный).

      Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.

      Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.

      Попустительскому  стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.

      В таблице 1 отражены важнейшие отличительные  черты классических стилей руководства.

Критерии Авторитарный Демократический Попустительский
1. Постановка  целей Цели ставит руководитель Цели – результат  группового решения при поддержке  руководителя Полная свобода  для принятия индивидуальных и групповых  решений, минимальное участие руководителя
2. Распределение  заданий Все задания  дает руководитель, причем сотрудник  не знает, какое задание он получит  в следующий раз Устанавливается определенный порядок распределения  работ. В зависимости от пожеланий  сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание Руководитель  представляет необходимые материалы  и по просьбе сотрудника дает информацию
3. Оценка  работы Руководитель  лично награждает  и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель  стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы Руководитель  дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой  работы отсутствуют 
4. Трудовая  атмосфера Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская  атмосфера Атмосфера  произвола  отдельных сотрудников
5. Групповая  сплоченность Покорное, беспрекословное  повиновение Высокая групповая  сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая  сплоченность
6. Интерес  к выполняемым заданиям Низкий Высокий Минимальный
7. Интенсивность  (качество работы) Высокая Высокая оригинальность результатов  
--------
8. Готовность  к работе При отсутствии руководителя перерыв на работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы на работе по желанию
9. Мотивация  труда Минимальная Высокая мотивация  каждого работника и группы в  целом Минимальная

Информация о работе Лидерство в управлении персоналом