Лидерство и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение лидерства и менеджмента, их взаимосвязь и различия.
Для того чтобы быть успешным менеджером необходимо: умение выстраивать эффективную коммуникацию, взаимоотношения с подчиненными, понимание намерений менеджера, обладание большим авторитетом и уважением.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и природа лидерства 5
2. Понятие группы в менеджменте 7
3. Формальный и неформальный менеджмент 10
4. Качества успешного лидера 12
5. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента 13
6. Разница между лидерством и менеджментом 15
7. Лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы18
8. Отношение к задачам 21
9. Взаимоотношения с окружающими 23
Заключение 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.Менеджемент.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  финансов Московской области

Королёвский институт управления, экономики и социологии

Финансово-экономический факультет

Кафедра управления


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Лидерство и менеджмент»

 

 

Работу выполнил студент группы ЭТ-03

Иванцова А.В.

 

Проверил

доктор экономических наук профессор

Семёнов А.К.


 

 

Наукоград Королев

2010 г.

План

 

Введение           3

1. Понятие и природа лидерства       5

2. Понятие группы в менеджменте      7

3. Формальный и неформальный менеджмент    10

4. Качества успешного лидера       12

5. Лидер и менеджер. Лидерство  как ресурс менеджмента  13

6. Разница между лидерством  и менеджментом    15

7. Лидер вдохновляет, а менеджер  проверяет и решает проблемы18

8. Отношение к задачам        21

9. Взаимоотношения с  окружающими      23

Заключение          25

Список использованных источников      26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящая работа подготовлена в Королевском институте управления, экономики и социологии на кафедре Управление.

Цель  работы: изучение лидерства и менеджмента, их взаимосвязь и различия.

Для того чтобы быть успешным менеджером необходимо: умение выстраивать  эффективную коммуникацию, взаимоотношения  с подчиненными, понимание намерений  менеджера, обладание большим авторитетом и уважением.

Проблема лидерства  и на Западе, и у нас приобретает  приоритетное значение в изучении и  освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора  в управлении, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человека.

Лидерство – это ведущее  положение в области неформальных отношений, которые проявляются  в группе при взаимодействии людей. Группа людей может иметь формальную и неформальную структуру. Поэтому  в  практике управления используют приёмы формального и неформального менеджмента. Искусство менеджера заключается в сочетании формального и неформального менеджмента. Для того чтобы занять лидирующее положение в группе необходимо, чтобы качества лидера соответствовали ценностям группы. Неправильно отождествлять понятия лидера и менеджера, так как они совпадают далеко не во всех аспектах. Выделяются три группы теорий лидерства: теории лидерских качеств, поведенческие теории, ситуативные теории. Изучая лидерство, необходимо обратить внимание на разновидности проявления лидерства и на роли, которые может играть лидер в коллективе.

Совокупность методов, форм и приемов, которые использует менеджер в своей работе, составляют его стиль. Традиционно при рассмотрении стилей менеджмента выделяют авторитарный, демократический и либеральный (пассивный) стили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  природа лидерства

 

 

Лидер (от англ. Leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. 1 Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство – ведущее  положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы.

Управленческие взаимоотношения  между лидером и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.

Лидерство возникает  в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных  и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит  в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним.  В этом проявляется природа лидерства.

Таким образом, следует  сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.

 

 

Различают:

- формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

- неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

Авторитарный - установление жесткой дисциплины, четкое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение

Демократичный - лидер  советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы

Анархичный - лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие группы  в менеджменте

 

 

Организация – это  сознательное объединение людей  для достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и взаимодействуют.2 Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп, которые образуются как по приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.

Еще одним условием эффективного управления является умение работать в малых группах, созданных самими руководителями, а также умение строить  взаимоотношения со своими подчиненными.

Группа – это объединение  индивидов, в котором на поведение  и деятельность одного участника  воздействует поведение и деятельность других участников.

Взаимное расположение связей в группе задает ее структура, которая может быть формальной и неформальной.

Формальная структура  группы отражает документально зафиксированные  связи между должностями и  соподчиненность между ними. Именно в рамках формальной структуры осуществляется распределение полномочий по уровням  управления, которые фиксируют отношения «руководитель – подчиненный» и служат основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.

Опытный менеджер прекрасно  знает, что иногда более эффективным  оказывается не приказ и распоряжение, а  доброжелательное и внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.

Отражением таких связей является неформальная структура в  группе, которая фиксирует взаимосвязи  личностей, в нее входящих.

Формальные и неформальные структуры в коллективной деятельности имеют разные причины возникновения, и это необходимо учитывать и использовать в практике менеджмента.

Так, например взаимодействие сотрудников в подразделении  будет более эффективным, если при  проектировании этого подразделения  будет учитываться не только специализация  труда, но и психологическая совместимость работников, которые будут выполнять эти работы.

В организации бывает крайне трудно отделить формальную структуру  от неформальной: если они совпадают, то это, как правило, повышает эффективность  взаимодействия в подразделении.

Именно это отметил в своем исследовании Джим Коллинз. Завершая свое интервью с Джорджем Вайсманом из компании «Philip Morris», он сказал: «То, как вы описываете вашу работу в компании, похоже на историю любви». Джордж Вайсман хмыкнул и ответил: «Да, если не считать мою жену, то это была действительно самая сильная страсть моей жизни. Я не думаю, что многие поймут то, о чем я говорю, но мои коллеги поняли бы». Вайсман и многие другие руководители из его команды имели кабинеты в компании и регулярно приходили на работу даже после того, как они формально вышли на пенсию. Один коридор  в головном офисе компании называется  «холл волшебников бывшего города». Это коридор, по которому Вайсман, Калман, Максвелл и другие продолжают приходить в свои офисы, просто потому, что им нравиться проводить время друг с другом».3

Основным принципом  при проектировании формальных структур в великих компаниях являлся  принцип «сначала кто, затем что».

Таким образом, неформальная структура становилась ведущей  по отношению к формальной структуре организации, при этом эффективность управленческого воздействия возрастала. Так появляется в организации неформальный менеджмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формальный  и неформальный менеджмент

 

 

В деятельности человека и в развитии производства все  большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива.  Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.

Итак, в чем различия между формальным и неформальным менеджментом?

Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия  использует директивно принятые меры.

Неформальный менеджмент – это такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения.

Иногда бывает ошибочным  стремление менеджера к предельно  четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

Для любой структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой трудно отделить одну от другой), характерны в большей в большей степени одни приоритеты и в меньшей – другие.

Так, для формального  менеджмента характерны такие приоритеты для воздействия, как максимум формальных требований, детализация регламента, исполнительство и дисциплина.

Для неформального менеджмента  характерными приоритетами в ходе воздействия  являются интересы и ценности, лидерство  и группа, творчество и индивидуальность.

Если в любой структуре  присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает эффективность взаимодействия в подразделении.

Необходимо сочетание  формального и неформального  менеджмента, их взаимное дополнение друг друга. В таком сочетании проявляется  искусство менеджера.

Это позволяет использовать преимущества формального и неформального менеджмента, нейтрализуя их недостатки. Такая модель менеджмента является наиболее результативной и эффективной.

Факторы, от которых зависит  такое сочетание:

- качество персонала;

- личность менеджера;

- социально-экономическая внешняя и внутренняя обстановка;

- психологический климат в коллективе;

- тип управления;

- интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;

- динамика развития коллектива.

Для менеджера степень  его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.

 

 

 

 

4. Качества  успешного лидера

 

 

Любая организация может  рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; второго – психологические, эмоциональные.

Изучение личностных качеств лидера привело к выделению  трех групп параметров: интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.

Связь с лидерством интеллектуальных качеств проявляется в том, что большинство исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров. Этому способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность группы.

Черты характера могут  иметь как наследственную основу, так и воспитательную. Изучение их взаимосвязи привело к появлению очень длинного списка этих качеств, но самое главное – этот список никогда не признавался исчерпывающим.

Информация о работе Лидерство и менеджмент