Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:22, курсовая работа
Цель работы: изучение лидерства и менеджмента, их взаимосвязь и различия.
Для того чтобы быть успешным менеджером необходимо: умение выстраивать эффективную коммуникацию, взаимоотношения с подчиненными, понимание намерений менеджера, обладание большим авторитетом и уважением.
Введение 3
1. Понятие и природа лидерства 5
2. Понятие группы в менеджменте 7
3. Формальный и неформальный менеджмент 10
4. Качества успешного лидера 12
5. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента 13
6. Разница между лидерством и менеджментом 15
7. Лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы18
8. Отношение к задачам 21
9. Взаимоотношения с окружающими 23
Заключение 25
Список использованных источников 26
|
Министерство финансов Московской области Королёвский институт управления, экономики и социологии |
|
Финансово-экономический факультет Кафедра управления |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Лидерство и менеджмент»
Работу выполнил студент группы ЭТ-03 Иванцова А.В. |
Проверил доктор экономических наук профессор Семёнов А.К. |
Наукоград Королев
2010 г.
План
Введение 3
1. Понятие и природа лидерства
2. Понятие группы в менеджменте
3. Формальный и неформальный менеджмент 10
4. Качества успешного лидера
5. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента 13
6. Разница между лидерством и менеджментом 15
7. Лидер вдохновляет, а менеджер проверяет и решает проблемы18
8. Отношение к задачам 21
9. Взаимоотношения с окружающими 23
Заключение 25
Список использованных источников 26
Введение
Настоящая работа подготовлена
в Королевском институте
Цель работы: изучение лидерства и менеджмента, их взаимосвязь и различия.
Для того чтобы быть успешным
менеджером необходимо: умение выстраивать
эффективную коммуникацию, взаимоотношения
с подчиненными, понимание намерений
менеджера, обладание большим авторитетом
Проблема лидерства и на Западе, и у нас приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человека.
Лидерство – это ведущее
положение в области
Совокупность методов, форм и приемов, которые использует менеджер в своей работе, составляют его стиль. Традиционно при рассмотрении стилей менеджмента выделяют авторитарный, демократический и либеральный (пассивный) стили.
1. Понятие и природа лидерства
Лидер (от англ. Leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. 1 Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство – ведущее
положение индивидуума в област
Управленческие
Лидерство возникает
в группе в процессе взаимодействия
людей и проявляется в
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.
Различают:
- формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
- неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
Авторитарный - установление жесткой дисциплины, четкое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение
Демократичный - лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы
Анархичный - лидер не
предъявляет никаких требований
к членам группы, ни на что не настаивает,
принимает все предложения
2. Понятие группы в менеджменте
Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и взаимодействуют.2 Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп, которые образуются как по приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.
Еще одним условием эффективного управления является умение работать в малых группах, созданных самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими подчиненными.
Группа – это объединение индивидов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников.
Взаимное расположение связей в группе задает ее структура, которая может быть формальной и неформальной.
Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними. Именно в рамках формальной структуры осуществляется распределение полномочий по уровням управления, которые фиксируют отношения «руководитель – подчиненный» и служат основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.
Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективным оказывается не приказ и распоряжение, а доброжелательное и внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.
Отражением таких связей является неформальная структура в группе, которая фиксирует взаимосвязи личностей, в нее входящих.
Формальные и неформальные структуры в коллективной деятельности имеют разные причины возникновения, и это необходимо учитывать и использовать в практике менеджмента.
Так, например взаимодействие сотрудников в подразделении будет более эффективным, если при проектировании этого подразделения будет учитываться не только специализация труда, но и психологическая совместимость работников, которые будут выполнять эти работы.
В организации бывает крайне трудно отделить формальную структуру от неформальной: если они совпадают, то это, как правило, повышает эффективность взаимодействия в подразделении.
Именно это отметил в своем исследовании Джим Коллинз. Завершая свое интервью с Джорджем Вайсманом из компании «Philip Morris», он сказал: «То, как вы описываете вашу работу в компании, похоже на историю любви». Джордж Вайсман хмыкнул и ответил: «Да, если не считать мою жену, то это была действительно самая сильная страсть моей жизни. Я не думаю, что многие поймут то, о чем я говорю, но мои коллеги поняли бы». Вайсман и многие другие руководители из его команды имели кабинеты в компании и регулярно приходили на работу даже после того, как они формально вышли на пенсию. Один коридор в головном офисе компании называется «холл волшебников бывшего города». Это коридор, по которому Вайсман, Калман, Максвелл и другие продолжают приходить в свои офисы, просто потому, что им нравиться проводить время друг с другом».3
Основным принципом при проектировании формальных структур в великих компаниях являлся принцип «сначала кто, затем что».
Таким образом, неформальная структура становилась ведущей по отношению к формальной структуре организации, при этом эффективность управленческого воздействия возрастала. Так появляется в организации неформальный менеджмент.
3. Формальный и неформальный менеджмент
В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.
Итак, в чем различия между формальным и неформальным менеджментом?
Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно принятые меры.
Неформальный менеджмент – это такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения.
Иногда бывает ошибочным стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.
Для любой структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой трудно отделить одну от другой), характерны в большей в большей степени одни приоритеты и в меньшей – другие.
Так, для формального менеджмента характерны такие приоритеты для воздействия, как максимум формальных требований, детализация регламента, исполнительство и дисциплина.
Для неформального менеджмента характерными приоритетами в ходе воздействия являются интересы и ценности, лидерство и группа, творчество и индивидуальность.
Если в любой структуре присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает эффективность взаимодействия в подразделении.
Необходимо сочетание формального и неформального менеджмента, их взаимное дополнение друг друга. В таком сочетании проявляется искусство менеджера.
Это позволяет использовать преимущества формального и неформального менеджмента, нейтрализуя их недостатки. Такая модель менеджмента является наиболее результативной и эффективной.
Факторы, от которых зависит такое сочетание:
- качество персонала;
- личность менеджера;
- социально-экономическая внешняя и внутренняя обстановка;
- психологический климат в коллективе;
- тип управления;
- интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
- динамика развития коллектива.
Для менеджера степень его лидерства заключается в возможности управлять людьми, опираясь не столько на свои полномочия, сколько на авторитет и признание, уважение и способности убеждать и воодушевлять людей.
4. Качества успешного лидера
Любая организация может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; второго – психологические, эмоциональные.
Изучение личностных качеств лидера привело к выделению трех групп параметров: интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.
Связь с лидерством интеллектуальных качеств проявляется в том, что большинство исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров. Этому способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность группы.
Черты характера могут иметь как наследственную основу, так и воспитательную. Изучение их взаимосвязи привело к появлению очень длинного списка этих качеств, но самое главное – этот список никогда не признавался исчерпывающим.