Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:54, курсовая работа
Цель: Провести анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений.
Задачи:
1.Выявить личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений.
2. Подобрать методы диагностики личности руководителя.
3. Провести эмпирическое исследование по оценке личностных качеств руководителя.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений…………………………………………………………………………………………..5
1.1 Человек, организация, решение…………………………………………………………….5
1.2 Особенности личности руководителя……………………………………………………..11
1.3 Личностные качества руководителя………………………………………………………15
2. Эмпирическое исследование по оценке личностных качеств руководителя....................20
2.1 Методы диагностики личности руководителя……………………………………………20
2.2 Анализ и оценка результатов исследования……………………………………………...23
Практическая часть……………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………………………..34
- специфические черты (моторика, умения, навыки, действия профессионала);
- прием информации, её
переработка и принятие
- информированность, знания, опыт, культура профессионала (ориентировка в области науки и теоретического знания, профессиональные знания о предметной области);
- психодинамика (интенсивность
переживаний, быстрота их
- осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии.
12. Подход, основанный на изучении лидерских качеств руководителя, основывается на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. Согласно этому подходу, успешного руководителя характеризуют следующие четыре группы лидерских качеств:
- управление вниманием,
или способность так
- управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
- управление доверием,
или способность построить
- управление собой,
или способность настолько
Все выше рассмотренные подходы к изучению личности руководителя основаны на авторских представлениях о структуре личности, механизмах её изменения и психологических требованиях к руководителю. В связи с этим перечень потенциально важных качеств руководителя кажется практически бесконечным. Современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к обобщающим концепциям личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности.
Рассмотрим подробнее личностные и социально-демографические особенности руководителя, которые описываются в различных теоретических концепциях.
1.3 Личностные качества руководителя
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические характеристики, физические характеристики.
Психологические черты личности – это группа качеств руководителя, которая относится к наиболее упоминаемым в различных описательных подходах. Психологические качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они носят в большей степени характер врожденных или приобретенных и развитых у руководителя навыков и умений, способствующих выполнению своих функций. Примечательно к руководителям, чаще всего относят такие черты, как: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность, инициативность, созидательность, самостоятельность, амбициозность, гибкость, энергичность, властность, работоспособность, стремление к превосходству, обязательность, участливость и некоторые другие качества.
Рассмотрим некоторые из этих характеристик:
- Доминантность или способность
влиять на людей. Влияние на
людей должно быть основано
не только на должностных
- Уверенность в себе. Подчиненные
в случае уверенности
- Эмоциональная
- Креативность или способность
к творческому решению задач.
Залогом эффективного
- Стремление к достижению
цели и предприимчивость –
важнейшие черты современного
руководителя. В тесной связи
с ними находится склонность
личности к риску.
- Ответственность и
надежность в исполнении
- Независимость. Данная
характеристика, является важной
личностной чертой
- Общительность,
- Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д., поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.
- Честность, порядочность,
принципиальность – главные
Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Способности можно разделить на врожденные – интеллект, и приобретенные – знания и умения, способствующие в выполнении руководящих функций. К интеллектуальным способностям относятся: ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность.
Менеджеры с высокими показателями интеллекта и умственных способностей оказываются наиболее эффективными. При этом исследования, проведенные Фидлером Ф. и Лейстером А., показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы, такие как мотивация и опыт руководителя, его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.
К специфическим (специальным) способностям личности можно отнести специальные умения, знания, важные для успешного выполнения управленческой деятельности: умение заручаться поддержкой, умение кооперироваться, умение завоевывать популярность и престиж, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, умение шутить и понимать юмор, умение разбираться в людях, умение организовывать. В свою очередь, к организаторским качествам относятся:
- Психологическая
- Критичность и самокритичность
– способность видеть
- Психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
- Требовательность –
способность предъявлять
- Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
- Целеустремленность – умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к её достижению.
Изучение интеллектуальных
качеств и их связи со способностью
к руководству проводилось
К биографическим характеристикам руководителя относятся непосредственно объективные факты его биографии:
- Возраст руководителя
– это не только природная,
но и социальная
- Пол руководителя. В большинстве случаев женщины реже становятся лидерами и меньше склонны, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большим стремлением обладать преимуществом в группе и решать групповые задачи. Большое значение имеет наличие определенного стереотипа руководителя. От исполнения мужской роли ожидают и соответствующего поведения лидера. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.
Также можно отметить, что есть определенные отличия между женщинами и мужчинами руководителями:
- Женщины, ориентированные
на отношения с людьми, превосходят
мужчин в демократичности
- Женщин-руководителей отличает высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику.
- Женщинам легче управлять коллективом, в котором преобладает женский состав. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями).
Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твердого мнения на этот счет. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью. Но с уверенностью утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина – нельзя, так как процент женщин-руководителей по сравнению с мужчинами слишком невысок.
- Социально экономический
статус и образование.
К физиологическим качествам
относятся такие качества руководителя,
как рост, вес, сложение или фигура,
внешний вид или
Информация о работе Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений