Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление роли одной конкретной личности в управлении организацией. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
 изучить конкретные примеры деятельности менеджеров
 выявить характеристики, способствовавшие их успеху
 установить черты, необходимые для успешного управления фирмой
 сделать выводы по исследованию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

      целенаправленный отбор работников, лучше всего под­ходящих для выполнения задач, их обучение;

      равномерное и справедливое распределение обязанно­стей (ответственности) между рабочими и менеджерами;

      обеспечение работников ресурсами;

      применение материального стимулирования;

      сотрудничество администрации с рабочими в деле прак­тического внедрения НОТ.

Концепция научного управления стала серьезным перелом­ным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась но­вая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей ор­ганизации.

Следующим этапом стала административная или классическая школа. Представители этой школа сконцентрировали свое внимание на личности менеджера, на его подготовке, обучении, т.е. стали рассматривать организацию непосредственно сверху вниз.

Наибольший вклад в развитие этой школы внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить об­щие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью административного управления было создание уни­версальных принципов управления. Это можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования. Дан­ные принципы затрагивали два основных аспекта:

1.определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финан­сы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функ­ций управления;

2. предложение принципов построения структуры органи­зации и управления работниками (это, прежде всего, принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности ра­бочего места и др.). Многие из них до сих пор полезны и исполь­зуются на практике.[14]

Следует заметить, что представители административной школы не заботились о социальных аспектах управления. Они рассматривали организацию с точки зрения широкой перспекти­вы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций планирования и организации.

Необходимость повышения эффективности труда, увеличения его производительности дали основу для проведения Хотторнского эксперимента, в результате которого было выявлено значительное влияние социальной стороны на производительность труда работника. Именно на этом положении базируется следующая школа – школа человеческих отношений.

Самыми крупными ее авторитетами являются Э. Мэйо, М. Фоллетт.[18] Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбеж­но приведет к увеличению производительности. Они рекомендо­вали использовать приемы управления человеческими отноше­ниями, включающие более эффективные действия непосредст­венных начальников, консультации с работниками и предостав­ление им более широких возможностей общения на работе.

Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 существенных фактора: люди, финансы и техника, причем на первом месте, несомненно, стоят люди. И этот фактор становится на первое место среди задач и сфер внимания менеджера. В условиях суровой конкуренции только общение с людьми, внимание к ним, к их потребностям ведет к успеху. В наше время бережное отношение к персоналу имеет огромное влияние в развитие бизнеса.

На основе идей о внимании непосредственно к человеку появилась школа поведен6ческих наук, но, несмотря на это, от идей школы человеческих отношений она отошла и акцентировала свое внимание на создании необходимых условий для самореализации работника, развития его творческих способностей.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении всегда должно способствовать повышению эффектив­ности как отдельного работника, так и организации в целом.

Большое значение для менеджеров здесь приобретает изу­чение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент, и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Необходимо помнить, что чело­век - это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способ­ных понимать и внедрять идеи своего руководителя, - важнейшее условие экономического успеха. [18]

Но главный недостаток всех этих школ в том, что они рассматривают организацию только с одной конкретной стороны, будь то техническая, административная или социальная. Этот недостаток нивелируется в системном подходе, для него характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации множеством связей. А на базе системного подхода развивается ситуационная теория.  Суть данной теории состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они функционируют.

Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет лучше всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Например, столкнувшись с задачей увеличения выпуска продукции обувной фабрики, менеджеры, которые привержены случайному подходу, анализируют как научное управление, так и поведенческие подходы. Затем они задаются вопросом: «Какие методы будут здесь наиболее эффективны?» [11]

На данный момент ситуационный подход широко распространен и используется во многих организациях в связи с быстро меняющейся внешней средой, невозможности применения стандартных, шаблонных методов, соответственно менеджер вынужден действовать по ситуации, принимать решения, оценив факторы данного конкретного момента.

Теория менеджмента прошла длинный путь, пока не оформилась в различные научные концепции, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные моменты, на данный момент обозначились тенденции к объединению, созданию синтетических теорий, адаптированных к меняющейся с большой скоростью экономической ситуации.

1

 



Глава 2. Роль менеджера в управлении

2.1 Изменение роли менеджера в управлении организацией

Менеджер — это профессионально подготовленный руководитель, который добивается целей, поставленных перед организацией, и контролирует работу подчиненных. [1]  Встает вопрос – какова роль менеджера в организации и каким должен быть менеджер, чтобы организация функционировала эффективнее.

Менеджер в организации в первую очередь задает ей направление развития, руководит, ориентирует подчиненных. Это человек, обладающий властью и несущий ответственность, компетентный и образованный, способный руководить организацией или ее частью.

С развитием науки управления менялось понимание роли и функций менеджера на предприятии. От собственника и единоличного управляющего роль переходит к наемному работнику, имеющему необходимые навыки и знания. Школа научного управления рассматривает менеджера как лучшего работника, способного объяснить и показать на своем примере, как нужно выполнять те или иные функции, довести работу до автоматизма. Школа административного управления меняет понимание функций управленца – теперь это человек, получивший специальное образование, знающий не технологию производства, а технологию управления. Появляется ряд базовых функций, которые должен выполнять каждый менеджер:

Предвидение – менеджер исследует обстановку, анализирует ее, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Он группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления людей для управления этими совокупностями и для решения задач, которые нужно выполнить.

В-третьих, менеджер поддерживает координацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные участки деятельности. Он делает с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

Четвертый элемент в работе менеджера - распределение. Все эти операции могут быть  разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации, а следовательно эти операции должны быть распределены между работниками. [2]

Наконец пятая функция - контроль. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные, на работе всей организации в то же время на работе данного индивида и помогали, ему делать. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

С расширением функций менеджера увеличивается его роль в организации, все больше обязанностей ложится на его плечи, а значит будущее организации сильнее зависит от него.

С распространением идей школы человеческих отношений и поведенческой школы к функциям менеджера добавляются социальные, круг его внимания расширяется, теперь он включает каждого отдельного работника.

Системный и ситуационный подходы дают менеджеру власть над всей организацией, обязывают его учитывать все ее аспекты, принимать во внимание все элементы и подразделения. Руководитель принимает решения, выбирает методы не по заранее заготовленному шаблону, а в зависимости от ситуации, в которой оказалась его предприятие. А значит теперь от менеджера, от его способности принять правильное решение зависит выживет ли организация, будет ли она работать эффективно  и получать прибыль.

Так каким е должен быть менеджер, способный эффективно управлять организацией?  Этот вопрос все чаще и чаще встречается в научной литературе в связи с увеличением значения и углублением функций менеджера.

В первую очередь менеджер должен быть лидером. Только человек формально наделенный властью и имеющий влияние на подчиненных сможет эффективно ими управлять и добиваться от них наибольших результатов. Лидерство в организации – это процесс, связанный с деятельностью лидера – авторитетного члена коллектива, обладающего юридической и/или фактической властью в группе. [13]

Лидер в организации выполняет следующие функции:

- постановка цели перед другими участниками совместной деятельности

- нахождение средств для достижения этой цели

-мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения

- соорганизация – ориентирование усилий на достижение целей

- формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры

Особенный упор на личностные качества лидера делается в системном и ситуационном подходе. Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера: интеллигентность в вербальном и символическом плане; инициативность, т.е. способность направлять активность, желания в новом направлении; уверенность в себе — благоприятная самооценка; привязанность к сотрудникам; решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); зрелость; мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.

Теория лидерских черт до сих пор является самой старой и наиболее популярной теорией. Точнее, таких теорий очень много, но всех их объединяет одно предположение — лидер отличается от других людей набором черт характера, делающих его лидером. [1]

Так, согласно мнению Светланы Ивановой – старшего партнера KPG Training center, лидер должен быть готов взять на себя ответственность за коллектив, за результаты как своей деятельности, так и деятельности коллектива, он должен быть готов учиться сам и учить других, не беря на себя слишком много обязанностей, для этого людей непосредственно нужно организовать, выслушать, учесть их мнение, не бояться, что они сильнее руководителя. Настоящий лидер позитивно относиться к людям, видеть в них положительные стороны и быть стрессоустойчивым. [7]

С другой стороны помимо лидерских качеств деятельность менеджера, несомненно, имеет свою специфику.

Роль менеджера в организации — направляющая, форми­рующая, структурирующая, и в целом организующая. [14] Деятель­ность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на со­зидание, на выполнение общественной задачи, чтобы прояви­лись все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Информация о работе Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении