Малые инновационные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Малые предприятия: сущность и основные черты………………………..5
2. Место малых предприятий в экономической системе……………………8
Заключение…………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Малые инновационные предприятия.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Малые предприятия: сущность и основные черты………………………..5

2. Место малых предприятий в экономической системе……………………8

Заключение…………………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………………13

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства  и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий  остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает  безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства  равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

А в то же время в малый  бизнес вовлекается все большее  количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Малые предприятия: сущность и основные черты

Для мелких инновационных  фирм введение новшеств в прямом смысле связано с их существованием. Большинство выдающихся изобретений нашего века увидели свет благодаря небольшим компаниям и лишь по прошествии определённого времени стали производиться крупными корпорациями. Поданным американских ученых, около 70 - 80% всех новых продуктов, поступающих на рынок, не имеют успеха и снимаются с производства, и в такой ситуации именно небольшому предприятию легче всего переориентироваться и внести изменения в производство.

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия ( численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Но рассмотрев под этим углом зрения законодательство 75 стран, обнаруживаем 50 различных критериев, определяющих фирмы в качестве малых (и средних). К таковым в Японии, к примеру, причисляют те, что насчитывают до 50 работающих, в Италии и Финляндии - до 100, в Великобритании - уже до 200, а в США - даже до 500.

Разброс очень велик. Логично  заключить, что сами по себе количественные критерии сущность малого предпринимательства  адекватно выразить не могут. Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать определенное положение. Крупные же фирмы иногда не осваивают даже изобретение, разработанное в собственных научных подразделениях, ввиду риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не покрыть потерн. Бывший президент «Бэлл лаборатории г-н Боле писал по этому поводу, что «существование монополий существенно затормаживает темп освоения нововведений. Это может быть обусловлено желанием монополиста защитить свои вложения в то, что он уже имеет, или же просто отсутствием стимула конкуренции».

Предприятия на начальной  стадии инновационного процесса. Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Их оборот определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на НИОКР. Иногда в этих предприятиях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются под конкретный заказ. Таких предприятий особенно много в системе образования и НИИ. Их затраты - в основном зарплата. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой уровень оборота недостаточен для самообеспечения, то предприятие «подзарабатывает» на коммерции, на т. н. «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры». Однако оно уже заключает договоры о совместной деятельности, оплачивает коммунальные расходы.

Предприятия па стадии развития инновационного процесса. Среди небольших  организационных форм, направленных на интенсификацию инновационного процесса, важное значение имеют инжиниринговые и внедренческие фирмы, а также профитцентры.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.

Инжиниринговые фирмы - это  своего рода соединительное звено между  научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудованию, организации производственных процессов с учетом их функциональною назначения, безопасности и экономичности. Основные направления деятельности инжиниринговых фирм:

оценка вероятной значимости коммерческой конъюнктуры, полезной модели, изобретения; техническое прогнозирование  инновационной идеи будущей технологии научно-технической продукции; доработка нововведения до промышленной реализации; оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки; пусконаладочные работы.

Инжиниринговые фирмы, объединяясь  в ассоциации, осуществляют координирующие действия в отношении их клиентов, объединяют нужных специалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия.

Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, продвижении на рынок  лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, а также на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.

Профитцентры являются одной  из форм ускорения нововведений. Они  представляют собой временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров дли решения конкретных научно-технических или производственных задач, например по освоению и производству новых видов продукции.

 

2. Место малых предприятий в экономической системе

Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Социальная значимость малых  предприятий определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных  работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

развитие малых предприятий  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее  число граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места (в мировой хозяйственной  системе, по данным ООН, малые и средние  предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения  всего мира), а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране (так, например, в США за период 1976 - 1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор малого предпринимательства за тот же период создал 4,1 млн новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране);

массовое развития малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.

Существенная роль малых  предприятий в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что  в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 человек не превышает 12 тыс.

Информация о работе Малые инновационные предприятия