Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 19:38, реферат
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Малые предприятия: сущность и основные черты………………………..5
2. Место малых предприятий в экономической системе……………………8
Заключение…………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………………13
Сектор малого предпринимательства
динамично осваивает новые виды
продукции и экономические
В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах
По оценкам специалистов,
на его долю приходится около половины
всех изобретений и научных
Таким образом, исследование воздействия малого предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально - экономической значимости его функций.
В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые«чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:
1. Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения) с использованием местных источников сырья;
2. Принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;
3. Приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;
4. Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
5. Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях ( в первую очередь, относящихся в ВПК);
6. Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;
7. Послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.
Место малых предприятий предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от
особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.
Поэтому неизбежно достижение аналогичных показателей уровня развития малых предприятий, жизненно необходимого для эффективного функционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизации общества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленное реформирование всей экономической системы.
В условиях страны, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Заключение
В заключение, можно отметить, что об эффективности небольших фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100 - 1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 человек. Темпы нововведений у них на 1/3 выше, чем у крупных. Кроме того, небольшим фирмам требуется в среднем 2 г. и 3 мес., чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,5 года.
Приведенная информация позволяет сделать вывод о том, что существует ряд форм малого инновационного предпринимательства, которые разделяют по стадиям инновационного процесса на предприятия на начальной стадии инновационного процесса и предприятия па стадии развития инновационного процесса, при чём среди последних выделяют инжиниринговые фирмы, внедренческие фирмы и профитцентры. Таким образом, предприниматель, решивший ориентироваться на инновационный тип развития его бизнеса, имеет достаточны широкий выбор форм ведения предпринимательской деятельности.
Основными отличиями малых инновационных предприятий от крупных являются:
скорость реагирования на изменения конъюнктуры рынка и потребностей потребителей;
возможность быстрой переориентации производства на новые технологические линии и производственные процессы;
возможность привлечения инновационных проектов научно-исследовательских организаций для испытания и внедрения в производство;
кадровый потенциал достаточно гибкий;
низкие затраты на управленческий аппарат.
Таким образом, видно, что предприятия малого бизнеса, занимающиеся инновационной деятельностью являются достаточно гибкими для того, чтобы эффективнее удерживаться на рынке, чем крупные предприятия-новаторы. Но при этом, они имеют широкие возможности кооперации с такими предприятиями.
Список литературы:
1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // РЭЖ - 1998 - №3
2. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997 - №4
3. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // РЭЖ - 1996 - №10
4. Блинов А. Малое
5. Малые предприятия и рабочие места // Человек и труд - 1996 - №8
6. Митрофанова Н. Малый бизнес в тени - государству жарко // Экономика и жизнь - 1998 - №20
7. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики - 1997 - №4
8. Посеешь бизнес - пожнешь налоги // Экономика и жизнь - 1998 - 1998 - №24
9. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики - 1997 - №6
10. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства // РЭЖ - 1998 - №5