Малые инновационные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 19:38, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Малые предприятия: сущность и основные черты………………………..5
2. Место малых предприятий в экономической системе……………………8
Заключение…………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Малые инновационные предприятия.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

Сектор малого предпринимательства  динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий  является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

В аспекте воздействия  малого предпринимательства на важнейших  агентов рыночных отношений целесообразно  выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах

По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.

Таким образом, исследование воздействия малого предпринимательства  на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально - экономической  значимости его функций.

В содержании функций малых  предприятий ныне появляются новые«чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:

1. Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения) с использованием местных источников сырья;

2. Принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;

3. Приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;

4. Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

5. Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях ( в первую очередь, относящихся в ВПК);

6. Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;

7. Послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Место малых предприятий  предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от

 особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

Поэтому неизбежно достижение аналогичных показателей уровня развития малых предприятий, жизненно необходимого для эффективного функционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизации общества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленное реформирование всей экономической системы.

В условиях страны, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

 

 

Заключение

В заключение, можно отметить, что об эффективности небольших  фирм в инновационном процессе свидетельствуют  следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100 - 1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 человек. Темпы нововведений у них на 1/3 выше, чем у крупных. Кроме того, небольшим фирмам требуется в среднем 2 г. и 3 мес., чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,5 года.

Приведенная информация позволяет  сделать вывод о том, что существует ряд форм малого инновационного предпринимательства, которые разделяют по стадиям  инновационного процесса на предприятия  на начальной стадии инновационного процесса и предприятия па стадии развития инновационного процесса, при чём среди последних выделяют инжиниринговые фирмы, внедренческие фирмы и профитцентры. Таким образом, предприниматель, решивший ориентироваться на инновационный тип развития его бизнеса, имеет достаточны широкий выбор форм ведения предпринимательской деятельности.

Основными отличиями малых  инновационных предприятий от крупных являются:

скорость реагирования на изменения конъюнктуры рынка  и потребностей потребителей;

возможность быстрой переориентации производства на новые технологические линии и производственные процессы;

возможность привлечения  инновационных проектов научно-исследовательских  организаций для испытания и  внедрения в производство;

кадровый потенциал достаточно гибкий;

низкие затраты на управленческий аппарат.

Таким образом, видно, что  предприятия малого бизнеса, занимающиеся инновационной деятельностью являются достаточно гибкими для того, чтобы эффективнее удерживаться на рынке, чем крупные предприятия-новаторы. Но при этом, они имеют широкие возможности кооперации с такими предприятиями.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // РЭЖ - 1998 - №3

2. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997 - №4

3. Афанасьев В., Крылова  Е. Малое предпринимательство  в решении проблемы занятости // РЭЖ - 1996 - №10

4. Блинов А. Малое предпринимательство  и большая политика // Вопросы  экономики - 1996 -№7

5. Малые предприятия и рабочие места // Человек и труд - 1996 - №8

6. Митрофанова Н. Малый бизнес в тени - государству жарко // Экономика и жизнь - 1998 - №20

7. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики - 1997 - №4

8. Посеешь бизнес - пожнешь налоги // Экономика и жизнь - 1998 - 1998 - №24

9. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики - 1997 - №6

10. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства // РЭЖ - 1998 - №5


Информация о работе Малые инновационные предприятия