Малые преприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель научного исследования – выявление перспектив развития малого бизнеса в сфере услуг.
Автору курсовой работы предстоит решение следующих нижеперечисленных задач:
А. дать теоретическое определение понятию малого бизнеса и малых предприятий;
Б. выявить особенности функционирования предприятий малого бизнеса;
В. рассмотреть нормативно-правовые документы малых предприятий, регулирующие и регламентирующие их деятельность, как на территории РФ, так и в субъекте Омского региона;
Г. определить проблемы становления и развития малого предпринимательства в России;
Д. проанализировать историю и деятельность ООО «Маяк», как предприятия малого бизнеса;
Е. очертить круг проблем, стоящих перед руководством предприятия ООО «Маяк», а также представить способы их решения и тенденции развития организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Современное состояние малого предпринимательства в России……… 5
1.1 Сущность и особенности предприятий малого бизнеса……….. 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий...................................................................................................12
1.3 Доля малых предприятий в экономике России…………………. 15
1.4 Проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса………………………………………………………………………….21
2. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства на примере ООО «Маяк»……………………………………29
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Маяк»…………….. 29
2.2 Современное состояние развития предприятия ООО «Маяк», достижения, награды.…………………………………………………………67
2.3 Проблемы становления и развития ООО «Маяк». Рекомендации …………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список литературы………………………………………...………………… 43
Приложение ……………………………………………………………….......45

Вложенные файлы: 1 файл

Малые предприятия в сфере услуг.docx

— 4.10 Мб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский государственный  университет путей сообщения  ОмГУПС (ОМИИТ)

Кафедра «Связи с общественностью, сервис и туризм»

 

 

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  В СФЕРЕ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ

 

Курсовая  работа по дисциплине

«Менеджмент гостеприимства»

 

 

 

   

Выполнила: студентка гр. 58-И

Рудницкая Елизавета Викторовна

_______________

___  ___________2012

   

Руководитель:

______________ Френцель А. Л.

___  ___________ 2012


 

 

 

Омск 2012

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1. Современное состояние малого  предпринимательства в России……

5

1.1 Сущность и особенности предприятий  малого бизнеса………..

5

1.2 Нормативно-правовое регулирование  деятельности малых предприятий...................................................................................................

 

12

1.3 Доля малых предприятий в экономике  России………………….

15

1.4 Проблемы становления и развития  предприятий малого бизнеса………………………………………………………………………….

 

21

2. Тенденции и перспективы развития  малого предпринимательства на  примере ООО «Маяк»…………………………………………………………

 

29

2.1 Общая характеристика предприятия  ООО «Маяк»……………..

29

2.2 Современное состояние развития  предприятия  ООО «Маяк», достижения, награды.…………………………………………………………

 

37

2.3 Проблемы становления и развития  ООО «Маяк».  Рекомендации …………………………………………………………………

 

39

Заключение……………………………………………………………………..

41

Список  литературы………………………………………...…………………

43

Приложение ……………………………………………………………….......

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное состояние российской экономики  характеризуется усилением доли свободного предпринимательства в  связи с рыночной формой хозяйствования, благоприятной для данного вида деятельности. В последние годы начинают появляться все больше предприятий  в сфере малого бизнеса, которая  считается экономически неэффективной  с точки зрения крупного капитала.

Появление предприятий малого бизнеса или, как их иначе называют, малых предприятий  способствует достижению ряда экономических  и социальных задач, из которых следует  выделить увеличение финансовых потоков  муниципального бюджета, целостное  развитие экономического сектора региона, а также создание новых рабочих  мест.

Актуальность  выбранной темы курсовой работы «Малые предприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития» вызвана нынешним состояние экономики РФ, позволяющим развиваться данному направлению бизнеса, а также значимой ролью самих малых предприятий, способствующих решению различных проблем, а также укреплению бюджета государственных образований и граждан, задействованных на их производстве.

Объектом  исследования курсовой работы выступает  современное состояние предприятий  малого бизнеса на территории Российской Федерации.

Предмет курсовой работы – ООО «Маяк», как  предприятие малого бизнеса в  сфере гостиничных услуг, успешно  развивающееся на территории Омской области.

Цель  научного исследования – выявление  перспектив развития малого бизнеса  в сфере услуг.

Автору  курсовой работы предстоит решение  следующих нижеперечисленных задач:

А. дать теоретическое определение понятию малого бизнеса и малых предприятий;

Б. выявить особенности функционирования предприятий малого бизнеса;

В. рассмотреть нормативно-правовые документы малых предприятий, регулирующие и регламентирующие их деятельность, как на территории РФ, так и в субъекте Омского региона;

Г. определить проблемы становления и развития малого предпринимательства в России;

Д. проанализировать историю и деятельность ООО «Маяк», как предприятия малого бизнеса;

Е. очертить круг проблем, стоящих перед руководством предприятия ООО «Маяк», а также представить способы их решения и тенденции развития организации.

Методологической  основой написания курсовой работы послужили научные труды российских и зарубежных деятелей в сфере  экономики и бизнеса, из которых  особенно следует выделить работы Шулуса А.А., Деревянченко А.А. и Сальникова О.В. Кроме того были использованы, научные журналы, периодическая литература, статистические справочники, а также ресурсы всемирной паутины.

При написании  работы нашли применение такие методы анализа, как: библиографический метод, метод анализа данных, сравнительно-исторический метод, табличный и графический  методы.

Структурно  курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложения. В  работу включены пять таблиц и четыре рисунка. Общий объем с приложениями составил 58 страниц.

 

 

 

  1. Современное состояние малого предпринимательства в России

 

    1. Сущность и особенности предприятий малого бизнеса

 

Малое предпринимательство  является неотъемлемой частью экономики  любого современного государства, в  частности и Российской Федерации  с устоявшейся рыночной формой экономики. В этом случае малые предприятия  играют роль некоторой связки, заполняя пустующие ниши в различных секторах функциональной деятельности.  

Однако, что следует понимать в качестве термина «малое предприятие»? Обратившись к работе Сальникова О.В. «Комплекс мер по поддержке малого предпринимательства», мы выяснили, что малое предприятие – это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% [19].

Экономический словарь дает следующее определение данного термина: «малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. Так как число малых предприятий единого профиля в крупной стране исчисляется десятками и сотнями тысяч, то на одно такое предприятие приходится незначительная доля процента общего объема производства, хотя все вместе они способны производить до половины всей продукции страны» [22].

Современные исследователи выделяют три подхода  к определению понятия малого предприятия, которые представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1

Подходы к  определению понятия малого предприятия

 

Вид

Характеристика

Достоинство

Недостаток

1

Количественный

При анализе чаще всего используют такие критерии, как число занятых, объем продаж, балансовая стоимость  активов.

Основное достоинство количественных определений - удобство их использования.

Основными являются абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор показателя и границ его изменения, и трудность их использования для сравнительного анализа.

2

Качественный

Качественные варианты определений  предусматривают использование качественных критериев. Часто используют дополнение качественного определения некоторыми количественными показателями. Делаются также попытки определить размер "малого", "среднего" и "крупного" предприятий через рассмотрение "эффектов" или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы.

К преимуществам качественного подхода  можно отнести достижение некоторой  степени его теоретического обоснования  и учет широкого спектра присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как система менеджмента, контроля производительности, мотивации  производительности.

Основными недостатками этого подхода  являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широкий спектр самих критериев.


окончание Таблицы 1

3

Комбинированный

Комбинированный подход использует экономическое  и статистическое определение малой  фирмы. Если обратиться к экономическому определению, то фирма должна соответствовать  следующим критериям:

    • фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
    • управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
    • фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

Статистическое определение предполагалось использовать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций, а также для анализа изменений соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.


 

Таким образом, малое предприятие – это сравнительно небольшая организация, владеющая  незначительной долей рынка товаров  и услуг определенного сектора  экономики, специализирующаяся на конкретном виде деятельности и имеющая малый  состав персонала.

К предприятиям малого бизнеса следует относить лишь те организации, которые соответствуют следующим условиям, определенным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

А) Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

Б) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

В) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства [21].

Г) Касаемо многопрофильных малых предприятий необходимо уточнить следующую информацию. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года (п. 1.1.6 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций") [20].

Малые предприятия  в настоящий момент сосуществуют с предприятиями-гигантами на одном  и том же рынке. Следует выделить несколько форм сотрудничества, взаимовыгодных для обеих организаций и обуславливающих  существование первых:

А. Предприятия-гиганты монополизировали большую часть существующего рынка. Малые предприятия специализируются на незначительной доле рынка, что уберегает их от поглощения гигантами, которые не видят в них серьезной угрозы их бизнесу [4, с.64].

Б. Нередки случаи, когда малые предприятия выступают связующим звеном между гигантом и потребителем, играя роль поставщика товара или услуги.

В. В некоторых случаях поглощение или уничтожение малых предприятий экономически более затратное, чем совместное сосуществование.

Предприятия малого бизнеса обладают определенными  преимуществами в сравнении со средними предприятиями и гигантами, к  которым следует отнести следующие  характеристики:

Информация о работе Малые преприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития