Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель научного исследования – выявление перспектив развития малого бизнеса в сфере услуг.
Автору курсовой работы предстоит решение следующих нижеперечисленных задач:
А. дать теоретическое определение понятию малого бизнеса и малых предприятий;
Б. выявить особенности функционирования предприятий малого бизнеса;
В. рассмотреть нормативно-правовые документы малых предприятий, регулирующие и регламентирующие их деятельность, как на территории РФ, так и в субъекте Омского региона;
Г. определить проблемы становления и развития малого предпринимательства в России;
Д. проанализировать историю и деятельность ООО «Маяк», как предприятия малого бизнеса;
Е. очертить круг проблем, стоящих перед руководством предприятия ООО «Маяк», а также представить способы их решения и тенденции развития организации.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Современное состояние малого предпринимательства в России……… 5
1.1 Сущность и особенности предприятий малого бизнеса……….. 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий...................................................................................................12
1.3 Доля малых предприятий в экономике России…………………. 15
1.4 Проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса………………………………………………………………………….21
2. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства на примере ООО «Маяк»……………………………………29
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Маяк»…………….. 29
2.2 Современное состояние развития предприятия ООО «Маяк», достижения, награды.…………………………………………………………67
2.3 Проблемы становления и развития ООО «Маяк». Рекомендации …………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список литературы………………………………………...………………… 43
Приложение ……………………………………………………………….......45
А) непосредственная работа с потребителем, обуславливающая быструю реакцию на изменение категории спроса и предложения;
Б) высокая доля адаптивности производства предприятий малого бизнеса;
В) экономичность функционирования, проявляющаяся в использовании вторсырья;
Г) низкий уровень косвенных расходов на управленческое звено организации;
Д) высокая скорость оборота денежных средств.
Из наиболее
значимых функций малых предприятий
следует подчеркнуть такие
А) заполнение пустот в различных секторах экономики государства, в которые не готовы встать другие предприятия, вследствие высоких рисков производства или незначительной прибыли на первоначальном этапе функционирования организации;
Б) поддержка государственной экономики за счет периодических налоговых отчислений в муниципальный бюджет;
В) поддержание высокой конкуренции на рынке товаров и услуг, что приводит к выравниванию цен на товары и поддержанию в должном соотношении спроса и предложения на различные группы представленных товаров и услуг;
Г) создание новых рабочих мест, что в целом способствует трудоустройству населения и снижает уровень безработицы в государственном субъекте;
экологическая функция. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий [19].
Форма собственности малого предприятия в 85% всех предприятий малого бизнеса представлена частной или смешанной категорией собственности. Во втором случае происходит разделение собственности между частным инвестором и государством [9, с.23].
Развитие
и становление бизнеса в
А) Первая черта – единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Б) Вторая черта – обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
В) Третья черта – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Г) Четвертая черта – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Д) Пятая черта – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в производственный процесс и все связанное с его организацией.
И) Шестая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних лиц во всю деятельность предприятия.
К) Седьмая черта – это характер финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов, т.е. средства друзей и родственников.
Л) Восьмая черта – высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80 [19].
Таким образом,
малое предприятие – это
1.2
Нормативно-правовое
Деятельность любого современного предприятия вне зависимости от масштабов его функционирования должна регламентироваться определенными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Законодательная база малого бизнеса также предполагает следование специфическим правилам, отраженным в положениях руководящих документов.
В качестве основных документов, определяющих порядок работы предприятий сектора малого бизнеса, следует выделить несколько положений, утвержденных на различных уровнях, которые представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Нормативно-правовые акты по вопросам малого бизнеса [18]
№ |
Уровень утверждения |
Название |
1 |
Федеральные нормативно-правовые акты |
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» |
2 |
Федеральные нормативно-правовые акты |
Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
3 |
Федеральные нормативно-правовые акты |
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» |
4 |
Федеральные нормативно-правовые акты |
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
5 |
Региональные нормативно- |
Закон Омской области от 17.10.2008 № 1076-ОЗ «Об отдельных вопросах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Омской области» |
окончание Таблицы 2
6 |
Региональные нормативно- |
| ||
7 |
Региональные нормативно- |
Постановление Правительства Омской области от 01.04.2009 № 49-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009–2013 годы)» | ||
8 |
Муниципальные нормативно-правовые акты |
Постановление Администрации города Омска от 02.03.2011 № 177-п «О внесении изменений в постановление Мэра города Омска от 27 октября 2005 года № 483-п «О создании городской межведомственной комиссии по вопросам, связанным с защитой трудовых прав работников организаций, расположенных на территории города Омска» | ||
9 |
Муниципальные нормативно-правовые акты |
Постановление Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 26.06.2001 № 249-п «О Совете по промышленности и предпринимательству при Мэре города Омска» (вместе с «Положением о Совете по промышленности и предпринимательству при Мэре города Омска») | ||
10 |
Муниципальные нормативно-правовые акты |
Развитие малого предпринимательства: Постановление Администрации города Омска от 10.07.2009 № 562-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010–2015 годы» |
Проанализировав данные Администрации Омска по нормативно-правовому регулированию деятельности предприятий малого бизнеса мы пришли к выводу, что она определяется государственными положениями на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Год вступления в силу самого раннего государственного акта датируется 2001г., окончание самого позднего акта определено в 2015г..
1.3
Доля малых предприятий в
Процесс создания в России малых предприятий начался в 1988г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994гг., но в последующие годы их число существенно не изменилось. Если в 1995г., по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс., то на 1 января 2002г. в российской экономике действовало 843,6 тыс. малых предприятий, на 1 июля 2010г, в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий.
За последние
годы не увеличилось число малых
предприятий и в общей
Развитие
любой формы
В большей степени вышеуказанные факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
Удельный
вес малых предприятий в
А. численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики государства;
Б. вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции;
В. вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
Г. ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в решение проблемы сокращения числа безработных;
Д. насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения [2, с.98];
И. навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями.
Деятельность
малых предприятий
Если обратиться к статистическим данным, то это мы сможем оценить основные экономические показатели деятельности малых предприятий, взятые и Росстата [7, с.629] и представленные в Таблице3.
Таблица 3
Основные экономические показатели деятельности средних, малых и микро-предприятий
Средние |
Малые |
Микро- | |
Число предприятий (на конец года) |
15547 |
1602491 |
1374661 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек |
1976,3 |
10247,5 |
4526,9 |
Средняя численность внешних |
35,7 |
669,0 |
394,0 |
Средняя численность работников, |
51,1 |
276,4 |
85,0 |
Среднемесячная начисленная |
15301 |
12780,2 |
12063,9 |
Оборот предприятий, млрд. руб. |
3030,5 |
16873,1 |
8067,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
222,8 |
346,1 |
93,3 |
Основные средства 3), млн. руб. |
596990 |
1329215 |
581947 |
Оборотные активы 3), млн. руб. |
1913974 |
10626134 |
6979024 |
Капитал и резервы 3), млн. руб. |
713705 |
5539531 |
4450186 |
Информация о работе Малые преприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития