Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:36, курсовая работа
Объект изучения – менеджмент в малом бизнесе.
Актуальность данной темы очевидна, поскольку сегодня перед каждым предпринимателем, независимо от форм его собственности, стоят принципиально новые задачи, необходимо четко представлять возможности и особенности функционирования предприятий, знать, как более успешно управлять ими. Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого менеджмента на предприятии. В условиях рынка современному руководителю следует по-новому строить отношения с подчиненными, партнерами, конкурентами, внешним окружением. Именно этому учит современный менеджмент.
2. Незнание техник стратегического менеджмента. Управление малым бизнесом зачастую подводит менеджеров к тому, что они не доверяют или вовсе умаляют значение стратегического планирования, которое (за неимением краткосрочной прибыли) противоречит установкам и принципам управления малым предприятием.
3. Недостаток навыков.
Многие владельцы малого
4. Недостаток доверия и прямоты. Специфика малого бизнеса заставляет владельцев ценить информацию, особенно касающуюся финансов, и привлекать к руководству родственников или близких друзей, а не внешних экспертов.
Стратегию можно определить как действия, которые предпринимает организация, чтобы решить свои задачи. Организационная стратегия многогранна, она может рассматриваться с разных позиций, в зависимости от того, какой аспект деятельности интересует. Надо различать содержание стратегии (то, чем занимается бизнес) и методы стратегии (пути, которыми идет бизнес).
Особенности формирования и развития стратегии малого бизнеса проще понять, если провести сравнение с менеджментом, владением и конкурентной средой крупной организации.
1. В крупной организации:
• глава и исполнительный директор назначены в соответствии с их достижениями и позицией акционеров; политические навыки и способность мыслить глобально – основные атрибуты;
• существует необходимость балансировать разнообразные, а иногда и противоречащие требования акционеров, отражающие политические, социальные и экономические суждения;
• стратегический выбор и действия основываются на мотивах и амбициях менеджеров и могут не соответствовать выбору акционеров.
2. В малом бизнесе:
• менеджер-владелец или предприниматель единолично осуществляет выбор стратегии; как правило, разница между владением и управлением невелика;
• стратегию диктуют личные, семейные и жизненные требования, которые могут не соответствовать общепринятым экономическим критериям; компетенции и независимость управленцев могут негативно отразиться на развитии;
• восприятие и представление о деловом успехе зависят от отношения предпринимателя к бизнесу и могут со временем меняться.
Несмотря на колоссальные различия управления в организациях, хорошо определенная и согласованная стратегия может помочь малому бизнесу стать успешным, какими бы ни были цели и амбиции. Выгоды очевидны:
• стратегия позволяет предпринимателю оценивать и четко формулировать свою позицию;
• стратегия – основа формулирования целей;
• стратегия работает как проводник в процессе принятия решений;
• стратегия связывает организацию с той средой, в которой она работает;
• стратегия – язык общения с акционерами.
При участии в органах управления предприятием рабочие и служащие допускаются к обсуждению и решению основных вопросов производства на уровне предприятия с правом решающего голоса. Однако закон предусматривает их участие таким образом, чтобы исключить возможность определяющего воздействия на принимаемые решения. Управление предприятием остается прерогативой специальных администраторов.
Положительные факторы системы участия персонала в управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации, и сокращается число забастовок. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувства ответственности за качество выполняемых работ. У них появляется желание совершенствовать свою квалификацию, как в профессиональной, так и в управленческой области. И, наконец, участие в управлении придает работнику уверенность в себе, как соучастнике общего дела. Уверенность в том, что его всегда выслушают, стимулирует его от участия в управлении к участию в инновационном процессе.
Однако нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. И поэтому, говоря об участии персонала в управлении предприятием, необходимо помнить и о возможных негативных последствиях такой практики. Во-первых, персонал, участвующий в управлении, должен обладать достаточной квалификацией в решении производственных, инновационных, финансовых или бытовых проблем. Во-вторых, участие персонала в управлении может привести к возникновению определенных группировок, между которыми будут развиваться разногласия и конфликты. Конечно, такое положение дел негативно скажется на общем климате производства. В-третьих, расширение масштабов участия персонала в управлении может понизить активность непосредственных управляющих, что вызовет сбои во всей организационной структуре управления. Возможно и падение авторитета профессиональных менеджеров. В связи с этим в их работе пропадает инициативность, и управляющие стремятся уйти от ответственности. Последнее особенно заметно в тех случаях, когда необходимо оперативно принимать решения.
Таким образом, в процессе управления необходимо найти ту, при которой позитивные факторы, о которых речь шла выше, будут преобладать над негативными. Зная возможные негативные последствия применения системы участия персонала в управлении, нужно их предупредить.
Исходя из анализа положительных и отрицательных сторон использования системы участия персонала в управлении, сформулируем некоторые важные выводы:
Не следует игнорировать инициативных работников, желающих принять участие в управлении предприятием. Искоренить, раз и навсегда, расхожее мнение: "инициатива наказуема". Необходимо выделять инициативных работников из остального персонала и стимулировать развитие их управленческих потенции, как материально, так и морально. Чем больше будет таких работников, тем выше будет эффективность производства.
Каждый участвующий в управлении работник должен обладать необходимым квалификационным уровнем.
Квалификация работников - важнейший актив фирмы и один из главных факторов достижения целей.
Неоспоримым можно считать утверждение о том, что состояние, характеризующее малый бизнес в стране, напрямую связан с темпами, которые присущи развитию экономики. В большинстве стран мира, занимающих ведущие позиции по факту роста ВВП, именно малый бизнес приносит максимальный доход стране. Это говорит о том, что Россия остро нуждается в развитии сферы малого предпринимательства. Этот факт признан и Правительством нашей страны, что может означать, что процессы содействия уже запущены.
Малый бизнес в России
характеризуется
Главной проблемой, которая становится практически непреодолимой для бизнесменов малого предпринимательства, является наличие раздутого аппарата бюрократов, каждый из которых ждет «субсидий в свой карман». Именно для решения этой проблемы государство создает упрощенные варианты регистрации, налогообложения, существования предприятий малого бизнеса. Однако таких незначительных шагов еще недостаточно. Как считает большинство специалистов и практиков современного малого предпринимательства, главным фактором, который сможет сделать малый бизнес в России успешным, должна стать разработка эффективного, четкого, прозрачного законодательства.
Кроме того, немаловажным условием развития является сфера деятельности объекта предпринимательства. Сегодня для малого бизнеса она жестко ограничена сферой услуг, торговли и общепита. Главным направлением, которое сможет подтолкнуть предпринимательство на несколько ступней вверх по лестнице экономического продвижения, должно стать создание инновационных, информационных, технических предприятий, способных качественно и адекватно удовлетворить потребности не только населения, но и более крупных предприятий.
Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в России были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.93 № 446.
Следует особо подчеркнуть значение для развития малого бизнеса Указа Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22.12.93 № 2270 и постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994—1995 гг.» от 29.04.94 № 409.
Анализируя, давая оценку современному состоянию малого бизнеса, проецируя эти выводы на будущие периоды, можно с уверенностью говорить о том, что поддержка государства, льготные условия, качественное улучшение существования объектов малого предпринимательства будут продолжать благоприятно воздействовать на сектор малого бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1 Менеджмент: Учебное пособие. Макаров В.М., Попова Г.В. – СПб. 2011 c. 8
2 Из материалов сводно-аналитического управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
3 Менеджмент. Друкер П. Макьярелло В. Джозеф А. пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс». 2010.
4 Современный менеджмент. Теория и практика. Под ред. Комарова А. Г. И Муфтиева Г. Г. Питер, 2008 г., с. 104
5 Современный менеджмент. Теория и практика. Под ред. Комарова А. Г. И Муфтиева Г. Г. Питер, 2008 г., с. 105
Информация о работе Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии