Массовые коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средства массовой коммуникации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

Содержание

1.Массовые коммуникации
1.1. Что такое массовые коммуникации. Основные понятия
1.2.Виды массовых коммуникаций
1.3.Функции массовых коммуникаций

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерацией

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщений»

Кафедра «Менеджмент»

 

 

Курсовая работа на тему «Массовые коммуникации»

 

                                                                    

 

                                                                                          СТУДЕНТКА    Смолякова Е. Е.

                           Группа 32М

                                                                                                                                                РУКОВОДИТЕЛЬ  Караваева Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2014

 

 

Содержание

1.Массовые коммуникации

1.1. Что такое массовые  коммуникации. Основные понятия

1.2.Виды массовых коммуникаций

1.3.Функции массовых коммуникаций 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Массовые коммуникации

1.1.Что такое массовые  коммуникации. Основные понятия 

Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средства массовой коммуникации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

Массовая аудитория является компонентом массовой коммуникации. Массовая аудитория имеет неоднородную структуру, рассредоточена на определенной территории и является анонимной массой. Понятие «масса» трактуется в социологии неоднозначно. Масса понимается и как толпа, и как публика, и как гетерогенная система.[3,стр 20]

Термин «масса» сформировался как продукт наблюдения над множествами индивидов (поведением толпы на улице, болельщиков на стадионах и т. д.). Исследователи обращали внимание на тот факт, что в каждом случае люди в массе ведут себя иначе, чем, если бы они были изолированными. К. Берк называл такое скопление людей толпой, массой. Французский социолог Г. Лебон, автор одной из первых концепций массового общества также отождествлял массу с толпой. Он утверждал, что в результате промышленной революции и развития средств массовой коммуникации жизнь все более становится зависимой от поведения толп, которые представляют собой слепую, разрушительную силу. Благодаря навязываемым массам идеям, лидеры «заражают» толпу, что и приводит к общественному развитию. .[3,стр 20]

Понятие "массовая коммуникация (где коммуникация понимается как связь и общение)" появляется в 20-х годах в США как обобщение, в основном, опыта работы прессы в условиях рыночной конкуренции, когда правило "Клиент всегда прав" было переформулировано в правило "Давать то, что хочет публика". В этих условиях издателям газет и журналов необходимо было достаточно оперативно и точно знать предпочтения своей аудитории, что и заставляло их понимать свои издания как средство массовой коммуникации, то есть как средство воздействия на массу как конкретное множество людей, которые были, как правило, непосредственно не связаны друг с другом, но при этом имели общие интересы, побуждающие их прибегать к помощи периодической печати. Как средство массовой коммуникации стали пониматься также кино и радио, а впоследствии телевидение и другие электронные средства коммуникации, воздействующие на массовое сознание.

Массовая коммуникация предполагает производство сообщений, рассчитанных на массовое сознание, и их передачу соответствующими техническими средствами.

Она является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Революционизирующее значение для массовой коммуникации имеет появление интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества.

Так же массовая коммуникация не только имеет непосредственное отношение ко всем этим процессам, но и сама предстает в этой связи как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации.

Массовая коммуникация характеризуется:

- особые интересы участников массовой коммуникации, в том числе интересы массовой аудитории как они выражаются в ее сознании в связи с изменениями условий и образа жизни

- формирование ценностей участников массовой коммуникации

- идентификация как эмоциональное и смысловое отождествление участников массовой коммуникации с теми или иными тенденциями общественного развития в том виде, как они выражаются в этой связи

- убеждающее воздействие СМК на аудиторию

- формирование массового сознания через установки, задаваемые средствами массовой коммуникации

- реализация феноменов подражания и диффузии посредством массовой коммуникации

-  воздействие массовой коммуникации на восприятие и мышление в группах, в том числе в предпринимательской среде.

Одной из важнейших социально-психологических особенностей массовой коммуникации является ее способность формировать общественное мнение.

Массовая коммуникация - это особая форма связи и общения.

Средства массовой коммуникации представляют собой способ производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней ценностями, рассчитанный на массовое восприятие.

В современных условиях человеческой жизни, оптимизация которой требует осуществления права на информацию и права на коммуникацию, возможности массовой коммуникации могут быть наиболее результативно реализованы с учетом социально-психологических особенностей воздействия массовой коммуникации.

Многообразие воздействия массовой коммуникации предполагается передачей информации от источника (коммуникатора) к, чаще всего, непосредственно не связанным между собой реципиентам. При этом в той или иной степени осуществляется обратная связь, когда, например, телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое отношение к позиции участников телепередачи.

Реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, сами становятся коммуникаторами, когда распространяют полученную информацию, руководствуясь при этом своими интересами, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация (в том числе применительно к формированию опыта повседневного массового общения) исследуется с конца девятнадцатого века с учетом социально-психологических аспектов ее воздействия на человека и общество.

Значительный интерес представляют собой исследования публичного восприятия при формировании коллективных представлений, способствующих интеграции людей как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Вместе с тем, средства научного исследования позволяют выявлять и усиливать дезинтеграционные процессы, характерные для массового сознания в условиях глобализации.

В качестве особого раздела исследований массовой коммуникации все более значимо выступает экология средств коммуникации, поскольку речь там идет о формообразующем воздействии самих средств массовой коммуникации.[ .wikipedia.ru]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и структура современных массовых коммуникаций

Современный исследователь проблем теории МК Г. Почепцов дает, пожалуй, наиболее развернутую и подробную классификацию видов коммуникации.

Если говорить об основополагающих принципах деления, то в основе их лежат способы и возможности человеческого восприятия (зрительное – слуховое - чувственное (тактильное - письмо для слепых). Из этих принципов вытекает и деление МК на визуальный и аудиальный виды. Причем последний можно подразделить на вербальный (словесный) и невербальный (несловесный) виды.

А.Г. Почепцов расширяет перечень видов коммуникации, кладя в основу различные базовые установки. Он выделяет перформансную, мифологическую, художественную коммуникации.

Перформанс - это вид театрального действа, поэтому его можно включить в художественную коммуникацию.

Мифологическая коммуникация выделяется многими исследователями на основе гносеологического принципа, который позволяет включать ее и в художественную, и в политическую, и в познавательную, и в религиозную коммуникацию, то есть в те виды, которые формируются на основе форм общественного сознания.

Разумеется, мифологическая МК альтернативна познавательной, публицистической и особенно научной коммуникации, хотя в современной практике МК мифы, иррациональное часто вторгаются не только в журналистику, считавшуюся ранее точным знанием (а сегодня зарабатывающую на выдумках), но и в исключающее мифологию научное знание, и пытаются там навести “некий” порядок.

Массовую коммуникацию можно разделить также, исходя из канала распространения информации.

Речь идет о формальной и неформальной МК. Первая - это коммуникация в форме текстов того или иного технического канала МК. Вторая - это, в основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, баек, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла. На эффективность неформальной коммуникации большое воздействие оказывают так называемые “лидеры мнения”. Исследователи МК, социологи давно зарегистрировали феномен усвоения информации, принятия решений ЧСЗ не непосредственно после прочтения, прослушивания, просмотра тех или иных сообщений, а после консультаций с соседями или коллегами, завоевавшими по ряду социальных и психологических причин статус лидера общественного мнения той или иной социальной группы, микросреды.

Современная система МК подразделяются на три вида:

- средства массовой информации (СМИ);

- телекоммуникацию;

- информатику.

СМИ — это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом:

- пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.);

- аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.);

- информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса - единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио - одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.

Информационные службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам - газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

PR-фирмы — это организации, разрабатывающие и предлагающие  руководству коммерческих, политических, общественных и других структур  ключевую концепцию их политики  или отдельные рекомендации в  сфере связей с общественностью.

Паблик рилейшнз (PR) — это специальная система управления информацией (в том числе и социальной), где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.

Телекоммуникация — это технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации - инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами. Традиция поиска в области кодирования информации, экономии и надежности ее передачи уходит во времена посольств и секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для написания секретных писем.

Информатика — это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров). Информатика в историческом плане продолжает так называемую культуру очевидности, где на первом месте - истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений. Данное МК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций.

Информация о работе Массовые коммуникации