Межличностные конфликты и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:16, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является исследование классификаций межличностных конфликтов по различным основаниям. Для достижения этой цели необходимо поставить перед собой задачи:
Проанализировать понятие конфликта с разных точек зрения;
Исследовать причины возникновения конфликтов
Рассмотреть структуру и динамику межличностного конфликта;

Содержание

Введение
1. Анализ конфликта и его сущности
2. Причины межличностных конфликтов
3. Структура и динамика межличностного конфликта
4. Классификации межличностных конфликтов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1170749_704B1_klassifikacii_mezhlichnostnyh_konfliktov.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «»

на тему «Межличностные конфликты и их классификации»

 

 

 

Выполнил

 

(Ф.И.О. полностью)

Проверил

 

(Ф.И.О. полностью)

Зачтено / Не зачтено

(ненужное зачеркнуть)

(дата проверки  и подпись преподавателя)


 

 

Москва, 2013 г.

 

Содержание

Введение 

3

1. Анализ конфликта и его сущности

4

2. Причины межличностных конфликтов

7

3. Структура и динамика межличностного конфликта

9

4. Классификации межличностных конфликтов

11

Заключение 

14

Список литературы

15


 

 

Введение

Сегодня никому не надо доказывать, что  проблема, связанная с изучением  конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

Проблема конфликта является фундаментальной  для психологической науки. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком являются источником развития личности, определяют ее жизненный конструктивный или деструктивный сценарий.

К самым распространенным психологическим  конфликтам относятся межличностные  конфликты. Они охватывают практически  все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Объект исследования реферата –  межличностные конфликты, а предмет исследования – их классификации.

Целью моей работы является исследование классификаций межличностных конфликтов по различным основаниям. Для достижения этой цели необходимо поставить перед собой задачи:

    • Проанализировать понятие конфликта с разных точек зрения;
    • Исследовать причины возникновения конфликтов
    • Рассмотреть структуру и динамику межличностного конфликта;

В своей работе я использую описательный метод.

 

  1. Анализ конфликта и его сущности

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности.

Конфликт чаще всего  рассматривается как конкуренция  в удовлетворении интересов. Какую  ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт, хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может  рассматриваться как состояние  потрясения, дезорганизации по отношению  к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

 

2.Причины межличностных конфликтов

Во всяком межличностном конфликте  существуют, как минимум, два участника  и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходит начальный инцидент и развиваются его последствия. Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, позиций и психологических особенностей его участников, так и обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия.

Увидеть непосредственные причины и источники межличностных  конфликтов можно, обратившись к  базовым потребностям человека. Когда  они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми.

Конфликтологи, обращаясь  к движущим силам и мотивации  межличностных конфликтов, различают  ресурсные и ценностные конфликты.

Причины конфликтов можно классифицировать по различным основаниям. Так, по мнению Н. В. Гришиной, причины конфликтов могут быть сведены к трем группам: во-первых, само содержание взаимодействия (совместной деятельности); во-вторых, особенности межличностных отношений; в-третьих, личностные особенности участников. При других основаниях классификации источников конфликтов выделяют ценности взаимодействия, интересы участников, средства реализации целей, потенциал участников, правила взаимодействия и управления.

Представляется целесообразной классификация, выделяющая следующие  группы основных причин конфликтов: 
1) ограниченность ресурсов — их качественная и количественная сторона; 
2) различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы; в приведенном выше примере — это взаимозависимость в удовлетворении сексуальных потребностей); 
3) различия в целях; 
4) различия в представлениях и ценностях; 
5) различия в манере поведения и жизненном опыте; 
6) неудовлетворительные коммуникации; 
7) личностные особенности участников столкновений.

На практике при анализе  конфликтов весьма полезным оказывается подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов:

1. Информационные факторы —  связаны с неприемлемостью информации  для одной из сторон.

2. Поведенческие факторы — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон.

3. Факторы отношений — неудовлетворенность  от взаимодействия между сторонами.

4. Ценностные факторы — относятся  принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.

5. Структурные факторы — относительно  стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить.

Приведенная классификация помогает не только понять источники конфликтов, но и наметить способы разведения столкнувшихся интересов, т. е. пути, ведущие к разрешению конфликтов.

 

3.Структура  и динамика межличностного конфликта

Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, предлагаемых в современных исследованиях.

Первая модель описания конфликта исходит из признания существования:

  • конфликтной ситуации
  • объекта конфликта
  • участников (оппонентов)

Для того чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент — открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого — получение позитивного результата только для одной стороны.

На уровне обыденного сознания конфликт чаще всего ассоциируется именно с инцидентом, когда борьба соперников входит в открытую фазу, т. е. столкновение прямо или косвенно протекает в форме конфликтного взаимодействия. Усилия оппонентов направлены, с одной стороны, на достижение поставленных целей, а с другой — на то, чтобы препятствовать противнику в удовлетворении его потребностей и интересов. Таким образом, участники конфликта руководствуются установкой «выиграть, победить», «не проиграть».

Другая модель структуры конфликта исходит из того, что в нем представлены следующие элементы:

  1. стороны (участники) конфликта;
  2. условия протекания конфликта;
  3. образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента;
  4. возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента, или стратегии поведения;
  5. исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов.

Таким образом, суммируя сказанное, следует отметить, что среди специалистов нет единства в описании структуры конфликта. При этом все сходятся на том, что конфликт всегда предполагает наличие, как минимум, двух противоположно настроенных участников (оппонентов), у которых существуют разные цели и задачи, разное восприятие ситуации. Оппоненты обычно вступают в непосредственное взаимодействие из-за объекта конфликта.

Информация о работе Межличностные конфликты и их классификации